Ирина Петровна К
Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством ниткографии
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование в средней группе на тему :
Развитие мелкой моторики рук посредством ниткографии.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования позволяют нам раскрыть потенциал ребёнка. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по-своему характеру является художественной деятельностью.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством ниткографии» размещена в разделах
- Аппликация из ниток, ниткография
- Мелкая моторика
- Нитки. ИЗО, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Работая с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ниткография».
Ниткография -выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» — подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» — создавать, изображать образ предмета. Изобразительное искусство формирует убеждения человека, влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Создавая рисунок, с помощью нитки ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребёнка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке всё то, что видит вокруг.
Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания. Гибкая форма организации детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения приемами «ниткографии».
Цель: развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей методом ниткографии.
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать зрительное восприятие детей;
• формировать плавность, ритмичность и точность движений.
Развивающие :
• развить образное и пространственное мышление, развить моторику рук, глазомер;
• развивать зрительно-моторную координацию;
• подготавливать руку ребенка к письму.
Воспитательные:
• воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию.
Программа рассчитана на детей 3-5 лет в течение двух лет обучения. Обучение занятия проводятся один раз в неделю.
Методы:
Словесные методы обучения: беседа, устное изложение, рассказ, лекция.
Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций, демонстрация изделий, наблюдение, работа по образцу и др.
Практические методы обучения: выполнение работ по схемам, тренировочные упражнения.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях :
фронтальный – одновременная работа со всеми;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы обучения:
В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, и другие.
Перспективный план работы в средней группе
по теме: «Развитие мелкой моторики рук через ниткографию».
МЕСЯЦ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
ЦЕЛЬ
Сентябрь
2-я неделя Дидактическая игра «Клубочки» Развивать мелкую моторику рук; учить сматывать нить в клубки.
4-я неделя Знакомство с новой игрой «Занимательные ниточки» Продолжать развивать мелкую моторику рук; учить выкладывать разные фигуры толстой нитью на бархатной бумаге; развивать внимание, воображение, аккуратность в работе
Октябрь
2-я неделя Дидактическая игра «Собираем урожай овощей» Продолжать учить выкладывать толстой нитью контуры овощей; подбирать нити нужного цвета для овощей, опираясь на знания. Развивать воображение,
память, мышление.
4-я неделя Дидактическая игра
«Котик – рыболов» Продолжать работать над выкладыванием контура нужных фигур из ниток по содержанию знакомого литературного произведения; развивать внимание, воображение, аккуратность в работе
Ноябрь
2-я неделя Дидактическая игра «Неваляшка».
Лексическая тема «Игрушки»
Продолжать работать над выкладыванием контура круга из ниток согласно прочитанному тексту; развивать внимание и воображение
4-я неделя Дидактическая игра
«Краски осени» Продолжать освоение техники «ниткография» при составлении «Осеннего дерева», закреплять знания основных цветов и их оттенков, развивать внимание, воображение, аккуратность в работе.
Учить видеть красоту окружающего мира
Декабрь
2-я неделя Аппликация из ниток "Морозные узоры на стекле" Учить играя создавать морозные картины из отрезков ниток на бархатной основе. Развивать зрительное и слуховое восприятие, моторику детей. Способствовать развитию связной речи детей. Расширять и активизировать словарный запас детей по теме "Зима". Способствовать реализации самостоятельной деятельности детей. Воспитывать чувство любви к природе.
4-я неделя «Зимняя фантазия» (коллективная композиция) Учить создавать коллективную композицию на основе индивидуальных работ, составлять теплую и холодную цветовую гамму с помощью ниток. Закреплять умение пользоваться ножницами, Воспитывать внимательность, неторопливость.
Январь
2-я неделя Аппликация из ниток
«Снежинки» Учить детей приклеивать нитку по готовому контуру; воспитывать аккуратность в работе с нитками и клеем, развивать воображение,
внимание, мышление. Учить видеть красоту зимней природы
4-я неделя Дидактическая игра «Диктант для «рисующей ниточки» Создавать условия для воспитания интереса к занятиям ниткографией; способствовать развитию слухового, зрительного восприятия, мелкой моторики рук
Февраль
2-я неделя Аппликация из ниток
«Нашим смелым папам» Учить детей приклеивать нитку по готовому контуру, обучать детей приклеивать нить к основе, используя клей, кисть, развивать внимание/, воображение, желание создавать новое для члена своей семьи
4-я неделя "Букет цветов для мамы" (аппликация из отрезков ниток) Развивать интерес детей к работе через игровые технологии. Способствовать реализации самостоятельной деятельности детей. Развивать ЗКР, фонематический слух. Развивать позитивные установки через с/р игру. Способствовать развитию мелкой моторики, правильной осанки.
Март
3-я неделя Коллективная работа.
Аппликация из ниток «Сова» Продолжать учить создавать коллективную работу; продолжать учить детей работать вместе, договариваться о совместно выполняемых действиях; учить приклеивать нить спиралькой от края к центру
5-я неделя Аппликация из ниток
«Цветок в горшочке» Продолжать учить выкладывать нить на липкую основу спиралькой от центра к краю, развивать внимание/, воображение, аккуратность в работе
Апрель
2-я неделя Картина. Аппликация из ниток
«Ракета» Продолжать обучать выкладывать нить нужного контура на липкую основу; работать аккуратно
4-я неделя Коллективная работа
Аппликация из ниток
«Бабочки на лугу» Учить детей работать коллективно, создавая одну композицию, продолжать учить договариваться о совместных действиях во время работы; закрепить навыки работы в технике «ниткография»
Май
1-я неделя Подарок ветерану.
Аппликация из ниток
«Звезда» Учить заполнять пространство внутри контура обрезками нитей, фиксируя их клеем; продолжать учить работать с ножницами, клеем, кистью, закреплять умение выполнять работу аккуратно, воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам ВОВ
4-я неделя Выставка детских работ выполненные совместно с родителями. Подведение итогов учебного года по теме: «Ниткография»; организация выставки с целью привлечения внимания детей других групп к разнообразию художественных средств для творчества