Ирина Князева
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем – в трудностях овладения письмом. Всё сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию мелкой моторики детей в дошкольном возрасте. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам созреванием соответствующих зон головного мозга заканчивается развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться до поступления ребёнка в школу.
Если уделять должное внимание развитию мелкой моторики и координации движения рук, решаются сразу две задачи:
• во-первых, косвенным образом это влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка,
• во-вторых, происходит подготовка к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Срок реализации: 1 год (2018-2019 учебный год).
Информационно-аналитический этап работы:
1. Изучение методической литературы по теме: сентябрь – май.
Работа с родителями:
1. Информационно-аналитическая работа.
- сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение образовательных потребностей семьи.
- анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах и особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях.
2. Практическая работа.
а) просвещение родителей:
- индивидуальное и подгрупповое консультирование:
• «Пальчиковые игры в развитии речи детей»,
• «Пальцы помогают говорить»,
• «Развиваем мелкую моторику»,
• «Играя, учимся говорить»,
• «Мелкая моторика – развивает малыша»и т. д.
- памятки для родителей:
• «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости»,
• «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»,
• «Как развить мелкую мускулатуру рук»,
• «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук»,
• «Игровой самомассаж для кистей и пальцев»,
• «Чтобы пальчики писали».
- наглядная агитация очень важна для родителей, т. к. большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей.
Оформление ширмы:
• «Наши пальчики»;
• «Пальчиковые игры для малышей»;
• «Развитие различных видов восприятия»;
• «Упражнения для подвижности» и т. д.
б) Организация продуктивного обучения:
- конкурсы для родителей по изготовлению пособий, дидактических игр;
- организовать выставку нетрадиционных пособий, изготовленных своими руками;
- семинары-практикумы и практические занятия – ознакомление родителей и детей с играми и упражнениями, направленными на развития мелкой моторики с которыми можно заниматься в домашних условиях.
3. Контрольно-оценочная работа.
- совместные мероприятия: «Круглый стол» – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук.
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях с конкретными развивающими пособиями, но и в домашних условиях. Продуктивность занятия возрастет, если родители не ограничатся заданием и уйдут в другую комнату, а вместе с ребенком возьмутся за решение совместной задачи.
Форма отчётности:
• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».
• Провести анкетирование родителей.
• Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
• массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина и соленого теста
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой т. д.
• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО
• различные виды аппликаций
• рисование по трафаретам
• штриховка
• дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
Изучение методической литературы по теме.
Сентябрь
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. - 2010. - №8.
2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
3. Консультация для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи детей».
Октябрь
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2009.
Ноябрь
1. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
2. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПБ. : Литера, 2005.
Декабрь
1. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
2. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М. : Детство-пресс, 2012.
3. Консультация для родителей «Играя, учимся говорить».
Январь
1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
2. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М. : ЭКСМО, 2010.
3. Консультация для родителей «Мелкая моторика – развивает малыша».
Февраль
1. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. : Речь, 2010.
2. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М. : Дом ХХI век, 2014.
Март
1. Узорова О. В. Игры с пальчиками. - М. : Астрель, 2008.
2. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. - М. : Астрель, 2005.
3. Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику».
Апрель
1. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 2-4 лет // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 3.
2. Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить».
Май
1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
2. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М. : ЭКСМО, 2004.