Галина Бибикова
План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.
Задачи:
• повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста;
• изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: мнемотехника;
• создать условий для развития связной речи у детей дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности;
Публикация «План по самообразованию „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
• познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
• способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды;
• оформить предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц;
• подобрать диагностический материал, и провести диагностику в начале и конце учебного года;
• обобщить опыт по теме самообразования.
Актуальность
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Психологи утверждают: дошкольный возраст сензитивный период, а значит, наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает – это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.
Старший дошкольный возраст самый сложный из-за неустойчивости, быстрой утомляемости и недолговременного внимания. Особое значение в этом возрасте приобретает развитие речи детей, поскольку обогащается личный опыт детей, в речь входят новые слова, сама речь изменяет свою форму.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями. Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).
Как же сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?
Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.).
Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию. Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.
Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию. Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.
Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду запомнить. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается наладить контакт с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приемов мнемотехники, способствует увеличению объема памяти. Все это достигается путем образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами. Приемы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание.
Предполагаемый результат:
• расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира;
• умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
• разработка план - программы по развитию речи с использованием мнемотехники, создание картотеки с мнемотаблицами;
• разработка конспектов непрерывно НОД, по развитию речи с использованием мнемотехники;
• повышение уровня педагогического мастерства педагога;
• повышение заинтересованность родителей и педагогов в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей.
Перспективный план по теме самообразования
1 этап: Подготовительный
Постановка целей и задач, подбор литературы, поиск материалов по данной теме в Интернете.
2 этап: Основной (практический)
Месяц Содержание деятельности
С детьми С родителями Самореализация, работа с педагогами
Сентябрь • 1. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»;
• 2. Внедрить в работу план по использованию приемов мнемотехники для формирования связной речи у детей ст. д. в. ;
•
• 3. Оформить для детей мнемотаблицы и схемы;
• • 1. Ознакомление родителей с целями и задачами работы дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников;
• 2. Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
• 1. Работа с методической литературой;
• 2. Подготовка материала для повышения компетентности педагогов и родителей по развитию связной речи у детей;
• 3. Подбор и систематизация материала, направленная на развитие связной речи старших дошкольников.
Октябрь 1. Знакомство с символами мнемотехники;
2. Составление рассказов по предложенным алгоритмам-схемам: «Расскажи о себе»; «Транспорт». 1. Подготовить буклет «Для чего используются мнемотаблицы?»;
2. Консультация «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей».
• 1. Работа с методической литературой;
• 2. Разработка конспектов ООД с использованием приема мнемотехники.
Ноябрь • 1. Составление рассказа «Осень», «Дары осени»;
• 2. Дид. игра «Расскажи о времени года» (мнемотаблицы);
• 3. Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений.
• 4. Картотека стихотворений с мнемотаблицами. 1. Консультация-практикум «Заучивание стихотворений с использованием мнемотехники»;
2. Мастер-класс «Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях».
• • 1. Консультация для педагогов «Использзование приема мнемотехники для развития связной речи у старших дошкольников»
Декабрь • 1. ООД Составление описательного рассказа «Пришла зима»;
• 2. Использование мнемотаблиц для пересказа художественных произведений;
• 3. Составление рассказа о профессии по мнемотаблице. 1. Папка-передвижка «Учимся пересказывать художественную литературу вместе с детьми с помощью мнемотаблиц» • 1. Обзор методической литературы по использованию мнемотехники: в периодически-печатных изданиях, интернете из опыта работы коллег.
Январь • 1. Использование мнемотаблиц для рассказывания сказок;
• 2. Картотека сказок с мнемотаблицами. Изготовление ширмы «Рассказываем сказки вместе с детьми с помощью мнемотаблиц» 1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, систематизация материла по тематике (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемотаблицы, схемы)
Февраль • Использование мнемотаблиц для отгадывания и загадывания загадок. Изготовление ширмы «Рассказываем сказки вместе с детьми с помощью мнемотаблиц» • 1. Мастер-класса для коллег «Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Март • 1. Использование мнемотаблиц для описания предметов рукотворного мира;
• 2. Картотека алгоритмов по описанию предметов рукотворного мира из серии «Раскажи-ка…» Изготовление ширмы «Описываем предметы с помощью мнемотаблиц» • 1. Открытый просмотр ООД с использованием приемов мнемотехники.
Апрель • 1. Составление рассказа «Весна»;
• 2. Придумывание загадок о птицах;
• 2. Использование мнемотаблиц для описания предметов нерукотворного мира;
• 3. Картотека алгоритмов по описанию предметов нерукотворного мира из серии «Раскажи-ка…» Индивидуальная помощь родителям по их запросам. • 1. Отчет о проделанной работе по денной теме на педагогическом совете ДОУ.
Май • Анализ уровня развития связной речи у воспитанников на конец учебного года. • Отчет о проделанной работе за учебный год.
3 этап: Итогово – контрольный
1. Работа с детьми:
- мониторинг образовательной области «Речевое развитие».
2. Работа с родителями:
- акция «Подари книгу группе»
3. Самореализация:
- анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми;
- оформление папки с результатами новых разработок, статей из педагогической литературы, интернета, выступлений, картотек.
Литература:
1. Акимов Г. Память на «5» (Эффект мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
2. Большова Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
3. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС». – 2016.
4. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009 г.
5. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Методическое пособие. - М. : Издательство ГНОМ, 2001.