любовь медведюк
План по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование на 2021-2022 учебный год
Месяцы Методическая работа по теме самообразования
Работа с педагогами Работа с детьми Работа с родителями
сентябрь Подбор и изучение научно-методической литературы Консультация: «Влияние дидактических игр на развитие активной речи в младших группах»
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Включение пальчиковых игр в ОУД, утреннюю гимнастику;
Физкульминутки - в свободную деятельность детей.
Сбор подручного материала: крышки, баночки, бусинок, пуговиц, камешков,
октябрь Разработка и отбор игровых и дидактических материалов для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста :
-составление картотеки дидактические игры для развития речи. Использование дидактических игр :
«Забавные шнурочки» (различные шнуровки,
«Закручиваем баночки»(фетр,
«Пришей пуговицу».
Листы-памятки «Игры на развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев»,
ноябрь Изготовление шнуровок из подручного материала, дидактических игр из фетра, игры на липучках. Консультация «Дидактические игры в ОУД дошкольников»
Использование дидактических игр :
«Непослушные колечки» (игра с пирамидками);
«Что как плавает?» ;
«Постираем кукле платье». Родительское собрание: «Для чего нужны дидактические игры?»
декабрь Подбор раздаточного материала для использования в играх в домашних условиях. Использование дидактических игр :
«Прищепки»
«Развешиваем белье»
«Веселые зубастики» (игра с прищепками)
Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.
январь Подбор картинок для игр с прищепками.
Создание картотеки дидактических игр Изготовление шнуровок из подручного материала Использование дидактических игр :
«Сухой бассейн», «Ищем игрушку», «Рисуем на крупе» (с сыпучим материалом)
Заучивание пальчиковых игр
Игровая ситуация «Кукла Катя и её подружки». Консультация для родителей «Я играю целый день, мне играть совсем не лень». Оформление папки-передвижки «Влияния дидактической игры на развитие речи»
февраль Создание «Пальчикового театра».
Изготовление контейнеров для сыпучих материалов
Семинар-практикум «Использование дидактических игр в
режимных моментах» Использование дидактических игр :
«Забавные шнурочки» (различные шнуровки)
«Шьем платье»
«Пришей пуговицу» «Спрячем мышку» Разучивание новых пальчиковых игр.
Настольная игра «Мозаика» Буклет: «Пальчиками играем, стихи повторяем»
март Изготовить пазлы для детей из подручного материала (деревянные палочки из под мороженного) Использование дидактических игр : «Волшебные палочки» (счетные палочки)
«Чудесный мешочек»
«Разноцветная посуда»
«Подбери заплатку к одежде»
«Собери пазлы»
Отгадывание детьми загадок, разучивание физкультминуток, чтение скороговорок. Консультация: «Игры для развития детей от года до трех лет»
Составление памяток, буклетов для родителей:
а) «Полезные игры дома»
б) «Развитие мелкой моторики рук»
апрель Изготовление наглядных пособий для дидактических игр с крышками от пластиковых бутылок Фотовыставка «Руки – не для скуки» (работа воспитателя с детьми)
Консультация:
«Игровые технологии в ДО»
Использование дидактических игр :
«С крышками»
Цветные корзинки»
«С чьей ветки детки»
Какого цвета не стало,
Пальчиковая гимнастика «Ёжик», «Деревья», «Корни» Мастер-класс «Волшебные пальчики»
май Выставка для родителей и педагогов
дидактических игр, наглядных пособий для развития речи дошкольников.
Выступление на итоговом педсовете Открытое занятие по развитию речи.
Проведение мониторинга детей на конец учебного года Изготовление папки-передвижки «Игра, главная составляющая в жизни ребенка»
Выход темы:
Фотовыставку «Руки – не для скуки» (работа воспитателя с детьми);
Оформление информационных стендов развитие речи через дидактические игры
Мастер-класс «Волшебные пальчики» (с участием детей младшей дошкольной группы);
Создание наглядных пособий, игр;
Составление картотеки дидактических игр по развитию речи;
Выступление на педсовете по итогам работы и обмену опытом.
Участие в интернет-конкурсах педагогического мастерства
Семинар-практикум «Использование дидактических игр в режимных моментах» .
Пояснительная записка.
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культурно сообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.
Известный детский психолог А. В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данной теме мной по самообразованию выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.
Актуальность.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей младшего возраста. Ведь именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов. Монологическая речь – это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.
Цель: Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Задачи: 1. Развивать у детей раннего возраста связную речь посредством дидактических игр.
2. Развить у детей раннего возраста мелкую моторику пальцев.
3. Развивать познавательную активность, творческие способности,
воображение, мышление, фантазию.
4. Создать условия для развития речи детей средствами дидактических
игр.
Ожидаемый результат.
Для детей :
1. Повышение уровня развития речи у детей.
2. Умение обратиться за помощью к взрослым.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие познавательной активности, творческих способностей.
5. Умение самостоятельно играть в игры.
Для воспитателя:
1. Новые знания о развитии речи детей.
2. Желание работать в этом направлении.
3. Повышение уровня самообразования.
4. Укрепление отношений с родителями.
Для родителей:
1. Сближение с детьми и педагогами.
2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.