Нина Меньшикова
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №105 «Якорек»
План по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Возраст детей : 2-3 года
Воспитатель: Меньшикова Нина Алексеевна
г. Курган 2020-2021 учебный год.
Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Развивать координацию и точность движений рук, гибкость рук.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
3. Развивать общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
6. Создавать эмоционально - комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно -развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Форма отчё тности:
- Создание картотеки игр по развитию мелкой моторики;
- Создание картотеки игр с массажными мячиками
-Консультация для педагогов и родителей
- Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками
• рисование по трафаретам
• дидактические игры
• шнуровка, застёгивание пуговиц, замков
• игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
• пазлы, мозаика
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Перспективный план самообразования :
Раздел Срок Форма работы, содержание Форма отчета
Работа с детьми
Ноябрь-май Анализ литературы по данной теме. Библиотека литературы по теме
Ноябрь 1. Разучивание пальчиковой игры «Спрячь в ладошки», «Паучок».
2. Обучение детей игре «Шнуровка».
3. Конструирование из строительного материала «Дорожка».
4. Настольная игра «Мозаика».
5. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый» Картотека пальчиковых игр
Декабрь 1. Дидактическая игра: «Прищепки»
2. Игра - «Рыбалка»,
3. Игра - «Поймай лягушку».
4. Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки). Картотека дидактических игр
Январь 1. - «Шнуровка»,
2. - «Бусы».
3. Дидактические игры с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе). Создание сухого бассейна вместе с детьми
Февраль 1. Создание пальчикового театра.
2. Создание картотеки игр с массажными мячиками.
3. Дидактические игры:
-«Веселые упражнения с карандашами». Создание пальчикового театра. Создание картотеки игр с массажными мячиками.
Март 1. Разучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Капуста», «Семья»
2. Игры с крышками от пластиковых бутылок.
3. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
4. Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах. Создание картотеки потешки
Апрель 1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.
2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
4. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги
5. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.
6. Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет) Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта.
Май 1. Повторение знакомых пальчиковых игр и игровых упражнений.
2. Игры с прищепками, с клубочками, со счетными палочками, застегивание пуговиц, шнуровки.
3. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
4. Работа с крупами (фасоль, рис, гречка, пшено, орехи лесные, песком.
5. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т. д.
6. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у воспитанников на конец года;
7. Творческий отчёт на педагогическом совете (презентация)
Творческий отчет (презентация)
Раздел Срок Форма работы, содержание Форма отчета
Работа с родителями
Ноябрь Оформление уголка для родителей: советы рекомендации по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Беседа «О необходимости развитие мелкой моторики» Папка передвижка
Беседа
Декабрь Совместная выставка для родителей и детей «Новый год в гостях у сказки» Выставка поделок
Январь Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Участие родителей в создании развивающей среды.
Родительское собрание
Февраль Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» Консультация
Март Создание картотеки для родителей для работы с детьми «Веселые пальчики»
Создание картотеки
Апрель Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей» Консультация
Май Родительское собрание с участием детей «Что мы умеем – мы не скажем, а покажем» Открытое занятие
Раздел Срок Форма работы, содержание Форма отчета
Работа с педагогами Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду
Консультация