Ирина Петровна
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Это не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передаётся в мозг ребёнка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Темочки:
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребёнка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является связь развития мелкой моторики и речевого развития ребёнка. В последние годы в стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время становится актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Работа по развитию мелкой моторики рук позволяет улучшить и ускорить речевое развитие детей дошкольного возраста, улучшает качество речи, чёткость звуков, расширяет словарный запас, вызывает у детей интерес к познанию нового и интересного. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Таким образом можно сделать вывод, что вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Поэтому недаром одной из социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, представленных в целевых ориентирах ФГОС ДО, является следующая: «У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими».
Цель.
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Развивать координацию и точность движений рук, гибкость рук.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
3. Развивать общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
6. Создавать эмоционально - комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно -развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Работа с документацией Работа с родителями Работа с воспитателями Работа с детьми Месяц
Поиск и изучение методической литературы:
(в течение года)
Консультация родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Рекомендация для педагогов: «Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики». Разучивание пальчиковой игры «Спрячь в ладошки», «Паучок».
Обучение детей игре «Шнуровка».
Настольная игра «Мозаика».
Сентябрь
Изучение журналов «Дошкольное воспитание».
«Ребенок в детском саду».
«Воспитатель ДОУ»
В течении года Консультации для родителей: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» Консультация для педагогов ДОУ «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Игры с прищепками.
Разучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Капуста», «Семья»
Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». Октябрь
Буклет для родителей «Пальчиковые игры для малышей» Консультация: «Дидактическая игра, как средство развития речи» Заучивание пальчиковой игры «Пирожки»
Игровая ситуация «Одеваем и раздеваем кукол».
Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
Ноябрь
Консультация для родителей «Игры дома»
Новогодние поделки: «Зимняя сказка» Консультация «Важная роль развития мелкой моторики у детей с раннего возраста».
Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение
пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».
Рисование с помощью ватных палочек «Покормим птичек»
Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Игры с прищепками
Декабрь
Конкурс для родителей по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики. Консультация для педагогов «Способности детей - на кончиках их пальцев». Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»
Пальчиковая игра «Апельсин»
Настольные игры «Мозаика», пазлы
Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)
Январь
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».
Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
Конструирование из палочек «Окно»
Пластилинография «Пушистый снежок»
Февраль
Памятка для родителей «Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?»
Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет» Повторение знакомых игр.
Игровая ситуация ««Выгладим и сложим платочки для мамы и для дочки»»
Собирание пазлов, шнуровка
Дидактическая игра «Поможем перебрать Катеньке овощи и фрукты»
Март
Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста»,
Учить детей инсценировать руками стихи «Голуби».
Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол»,
«Стул», «Бочка», «Крыша».
Игры с крышками от пластиковых бутылок. Апрель
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок Отчет по самообразованию Повторение знакомых пальчиковых игр
Игры с прищепками
Застегивание пуговиц
Игры с клубочками Май
Список литературы:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
9. Кольцова М. М «Развитие моторики»
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
12. https://docplayer.ru/47392994-Samoobrazovanie-tema-razvitiyu-sensornyh-etalonov-u-detey-v-pervoy-mladshey-gruppe.html
https://infourok.ru/plan-raboti-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya-pervoy-13.mladshey-gruppi-aistenok-na-temu-sensornoe-razvitie-detey-mladshego-vozrasta-3349451.html