Евгения Вишнякова
План по самообразованию «Шахматы в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата начала работы над темой – 01.09.2015
предполагаемая дата окончания работы – май 2016
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы».
Цель: изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, курсов повышения квалификации, самообразования;
• Разработать перспективный план работы с детьми;
Публикация «План по самообразованию „Шахматы в детском саду“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
• Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
• Оформить в группе центр интеллектуальных игр «Умники и умниц
• Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Учимся играть в шахматы»
Ожидаемые результаты:
• повышение качества преподавания;
• устойчивая положительная мотивация к учению у обучающихся;
• публикация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах;
• разработка и проведение мастер-классов, открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;
Задачи: 1. Образовательная: расширить кругозор детей через ознакомление с данной игрой.
2. Развивающая: активизировать мыслительную деятельность, учить ориентироваться на плоскости и в пространстве, формировать логическое мышление, развивать речь, воображение, тренировать память, внимание.
3. Воспитательная: вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, формировать личность.
Период Тема Литература Цель Содержание
Сентябрь
Шахматная доска. Авербах Ю. Шахматы для самых маленьких//Шахматы. -1989.-№ 3-12.
3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1084. Изучение шахматной доски. Упражнять в количественном и порядковом счете. Развивать наблюдательность, внимание. Упражнять в ориентировке на плоскости (быстром и правильном нахождении полей, вертикалей, горизонталей, диагоналей). Упражнять в штриховке, развивать мелкую моторику. Развивать внимание. Закреплять счет. Сравнение по длине.
Развивать зрительное внимание, моторику. Упражнять в поиске путей составления шахматной доски, на основе обдумывания и практических действий, формировать логическое мышление. Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес»
Беседа по содержанию сказки.
Показ, беседа.
Чтение сказки «Шахматная беседка».
И. Г. Сухина.
Дид. Игры «Игра с солдатиком», «Да и нет», «Скажи сколько (какой)»?
Нарисуй шах- матную доску (2x2, 3x3, 4x4, 8x8 клеток).
Составь доску: а) из домиков (полей) б) из улиц.
Октябрь Шахматные фигуры Гришин В. Г. малыши играют в шахматы : Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1991. – 158 с. Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. Закрепление шахматной символики, развитие слухового внимания, мышления, зрительного вни- мания. По названному, щги написанному адресу найти цД0м". Упражнять в ориентировке на координатной плоскости, развивать слуховое и зрительное внимание, сообразительность. Упражнять в словесном описании характерных
особенностей каждой фигуры, не называя ее;
развитие образного мышления. Упражнять в сравнении осязательных и зрительных впечатлений. Чтение сказки «Чудесные фигуры» Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек а) отгадай фи- гуру на ощупь б) найди нуж- ную фигуру", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?" Шахматное лото». «Назови адрес». «Почтальон».
Ноябрь Слон Костенюк А., Костенюк Н. Как научить шахматам. Дошкольный шахматный учебник. – М. : Просвещение, 2007. – 144 с Выполнять задание согласно словесной инструкции, о Дать начальное предстовление о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков риентировка, счет, внимание. Развивать зрительное внимание, сосредоточенность, умение находить ошибку, аргументировать, исправлять. Активизировать вни- мание. Закрепление шахматной символики, развитие слухового внимания, мышления, зрительного вни- мания. Показ, объяснение.
Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".
тгадывание загадки о слоне
Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Угадай-ка Загадай-ка.
Что общего? Чем отличают- ся? Кто сильнее?
Декабрь Ладья Журавлев Н. И. В стране шахматных чудес. – М. : А\О «Международная книга», 1991. – 128 с. Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание.
Развитие логического мышления, смекалки, сообразительности, умение планировать очередной ход, соблюдение очередности хода.
Упражнять в словесном описании характерных особенностей каждой фигуры, не называя ее; развитие образного мышления. Упражнять в сравнении осязательных и зрительных впечатлений. Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", " К Чудесный мешочек: а) отгадай фи- гуру на ощупь б) найди нуж- ную фигуру ратчайший путь".
Январь Ферзь Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» Развивать произвольное внимание, зрительную память, наблюдательность, речь.
Развивать кратковременную память. Развивать мышление, учить высказывать предположение, аргументировать его, проверять практически. Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые»
"Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя, "Ограничение подвижности". Что измени- лось? Что лишнее? Чего не стало?
Шахматный теремок Шахматная репка.
Февраль Конь Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Красильникова Г. Игры в шахматы в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. -1973.-№ 4. Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение о Введение новых символов, обозначений. Учить детей действовать по плану, схеме движения. Развивать логическое мышление, учить соотносить обозначение и фигуры, их передвижения. отстаивать свою позицию. На основе обдумывания, рассуждения учить детей находить решение, развивать гибкость мышления. Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Расшифруй Пройди по плану Кто так ходит? Кто быстрее?
Март Пешка Касаткина В. Шахматная тетрадь. – М. : Просвещение, 2009. – 32 с.
Балашова Е. Задачник ступень. – М. : Просвещение, 2009. – 64 с. Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Тренировка внимания, реакции, быстроты мышления. Закрепление знании. Двигательная активность. Превращение пешки. Развивать мышление, настойчивость, умение вести путь, не отвлекаясь, соблюдая правила хода фигуры. Воспитывать сосредоточенность, концентрацию внимания. Тренировка реакции, быстроты мышления. Закрепление знании. Двигательная активность. Практические упражнения.
Загадки из тетрадки.
Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка"
Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек»
Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля" Да - нет Мяч Шахматные классики 8x2 Эстафеты. Лабиринты
Апрель Король 1. Балашова Е. Ю. Шахматная азбука, 1 ступень. Герои сказки играют в шахматы. – М. : Просвещение, 2009. – 72 с.
2. Балашова Е. Ю. Герои сказки играют в шахматы. – М. : Просвещение, 2009. – 96 с. Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. Учить рассуждать, искать путь решения, доказывать правильность или ошибочность решения. Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".
Май Турнир на чемпиона Изучение интернет-ресурсов (из опыта работ педагогов, рабочих программ и статей) по данной теме. Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. Закреплять полученные знания. Воспитывать умение вести игру по правилам. Учить распределять внимание на все фигуры, на все поля. Развивать самостоятельность мышления Развивать логическое мышление, умение решать задачи в уме, предвидеть, предполагать даль- нейшее развитие игры. Игры на мини- досках 3x3; 4x4 Практические навыки. Головоломки: Перехитри ча- сового Грозный ферзь Хитрый слон Ход коня Запри в клетке. Игры-поединки.