Светлана Орлова
План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Чернаковский детский сад «Теремок»
План по самообразованию по теме
«Развитие творческих способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста через нетрадиционные
техники рисования»
Воспитатель 1 кв. категории
Орлова С. Н.
п. Чернаково
2019 г.
I Представление
Фамилия: Орлова
Имя: Светлана
Отчество: Николаевна
Публикация «План по самообразованию „Развитие творческих способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дата рождения: 18.03.1980 г.
Должность: воспитатель
Образование: высшее педагогическое
Педагогический стаж: полных 14 лет
Квалификационная категория: первая
II Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
(В. А. Сухомлинский)
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышления;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель: Повысить свой профессиональный уровень по развитию у детей младшего и среднего дошкольного возраста творческих способностей и формирования интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
1. Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего и среднего дошкольного возраста;
2. Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования и успешное внедрение в работу с детьми.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
музыкальное сопровождение.
Средства обучения : наглядные, словесные и практические методы:
наблюдения с детьми;
обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
показ способов действия;
игровые приемы;
совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Распределение техники по возрастным группам.
1. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками.
2. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные веревочки, рисование мыльными пузырями, граттаж, пластилинография, скомканной бумагой и др.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Форма самообразования : индивидуальная.
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:
1. Изучение литературы по теме;
2. Проведения различных мероприятий;
3. Обобщение результатов;
4. Работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
1. У детей повысится уровень художественных способностей;
2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
3. Освоят технику нетрадиционного рисования.
Литература:
1. Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
2. Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
3. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
4. Т. А. Цквитария.
5. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А. В. Никитина 2010г.
6. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. :ТЦ Сфера, 2007.-128с
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить,
воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т. С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности
1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорциисоблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения,движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма неудалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно,изображение статическое.
2. Композиция: 3балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; всоотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция непродумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передананеверно.
3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов илиоттенков; 3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполненов одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатываетпятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощивзрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеетнавыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затрудненияпри действиях с изобразительными материалами; 1 балл - рисует однотипно, материалиспользует неосознанно.
2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого икритично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена,занижена, заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценкевзрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктомсобственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества : 3 балла – выполняет задания
самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельностьзамысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, свопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее
полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокийуровень.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2019 – 2020 уч. год.
Младшая и средняя группы
Август
Самообразование :
Изучение методической литературы и электронных ресурсов.
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. Журнал «Педагогическое общество»
5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
6. С. В. Погодина «Погодина Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы»-Вако 2016
7. Интернет ресурсы
Работа с родителями: Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»
Сентябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Дом с окнами» Рисование малярным скотчем Познакомить детей с техникой рисования скотчем. Развивать умение наклеивать скотчем контур фигуры, наносить гуашь на свободные участки листа
Развивать мелкую моторику рук. Гуашь различных цветов, кисточки, ножницы, влажные салфетки. малярный скотч, лист бумаги, иллюстрации.
2. «Кукла Катя»
Рисование ребром ладони Познакомить детей с детей техникой рисования ребром ладони.
Закрепить у детей представление о желтом цвете. Воспитывать у детей внимание. Гуашь в мисочках желтого цвета, влажные салфетки, лист бумаги, иллюстрации.
3. «Осенние деревья» Печать листьями Познакомить с техникой печатания листьями. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Закрепить у детей представление о красном, желтом и оранжевом цветах; умение ориентироваться на листе бумаги. Гуашь в мисочках желтого, красного, оранжевого цветов, влажные салфетки, лист бумаги, кисточка, березовые и кленовые листочки, иллюстрации.
4. «Компот из фруктов» Рисование штампами Познакомить детей с техникой штампирования. Закреплять у детей представление о предметах круглой формы, умение ориентироваться на листе бумаги. Гуашь в мисочках желтого, красного, зеленого цветов, влажные салфетки, лист бумаги, кисточка, иллюстрации, штампы из картофеля.
Работа с родителями Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка»
Работа с педагогами Консультация для педагогов
«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»
Работа с социумом Подготовка работ к районному конкурсу, посвященному осени.
Октябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Овощи» Монотипия Познакомить детей с техникой монотипия. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. Лист бумаги, гуашь зеленого и красных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, кисточки, иллюстрации.
2. «Фотографиясемьи» Акватушь Познакомить детей с техникой акватушь. Учить детей рисовать человечков гуашью, равномерно наносить тушь на лист бумаги. бумага, гуашь, тушь, кисточка, большой плоский сосуд (таз) с водой, иллюстрации.
3. «Моя улица» Клише Познакомить детей с техникой клише. Закрепить умение наносить гуашь на штамп; научить создавать эскиз улицы Крупная печать (штамп, кисточки, гуашь, лист бумаги, иллюстрации.
4. «Красивые узоры» Линотипия Познакомить детей с техникой линотипия. Развивать воображение детей, дорисовывая полученный рисунок. Учить наносить краску на нитку. Нить, гуашь, лист бумаги, кисточки, .
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками»
Работа с педагогами Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему:
«Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»
Работа с социумом Подготовка работ к районному конкурсу «Безопасная дорога»
Ноябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Оденем куклу Катю» Граттаж Познакомить детей с техникой граттаж. Учить детей процарапывать силуэт одежды, обуви или головного убора. Лист картона, свеча, гуашь, шампунь, зубочистка, иллюстрации.
2. «Отгадай транспорт» Работа с копировальной бумагой Учить детей пользоваться копировальной бумагой. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Учить детей отражать в рисунке основные детали транспорта. Копировальная бумага разных цветов, альбомный лист, иллюстрации.
3. «Любимый питомец» Рисование штрихами Познакомить детей с техникой рисования штрихами, развивать пространственное воображение, неординарное мышление. Альбомный лист, карандаши, иллюстрации.
4. «Герои теремка» Рисование вилкой Познакомить детей с техникой рисования вилкой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Альбомный лист, гуашь, салфетки, одноразовые пластиковые вилки, иллюстрации.
5. «Рыбки» Рисование целлофаном (кракле) Познакомить детей с техникой рисования целлофаном. Учить использовать фон при составлении единой композиции. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Альбомный лист, гуашь, целлофан, салфетка, кисточки, стеклянная основа, иллюстрации.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей
«Рисуем пальчиковыми красками»
Работа с педагогами
Работа с социумом
Декабрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Рыбки» Рисование мыльными пузырями Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Учить использовать е при составлении единой композиции. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Альбомный лист, гуашь, соломка для коктейля, салфетка, кисточки, жидкое мыло, иллюстрации.
2. «Зимний чудо- узор на окне» Рисование тканью и кружевом Совершенствовать умение в художественных техниках рисования предметами. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Лист бумаги, кружево, белая гуашь, кисточка, иллюстрации.
3. «Укрась тарелку» Рисование в технике зенарт Познакомить детей с техникой рисования в технике зенарт. Учить создавать рисунок на тарелке. Лист альбомный с изображением контура тарелки, черный карандаш, цветные карандаши, иллюстрации.
4. «Стул для Мишки» Рисование восковыми карандашами и акварелью Познакомить детей с техникой рисования восковыми карандашами и акварелью. Учить создавать образ стула. Закрепить основные цвета при изображении стула. Альбомный лист, восковые карандаши, акварель, непроливайка с водой, кисточки, иллюстрации.
5. «Новогодние подарки» Рисование по мятой бумаге Познакомить детей с техникой рисования по мятой бумаге гуашью. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер. Альбомный лист, гуашь, непроливайка с водой, кисточки, иллюстрации.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать»
Работа с педагогами
Работа с социумом
Январь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Моя любимая кукла» Рисование свечой Познакомить детей с новой техникой рисования свечой. Упражнять в технике рисования на листе бумаги при составлении единой композиции. Гуашь, белый лист бумаги, кисть, свеча, непроливайка с водой, салфетка, иллюстрации.
2. «Две сестрички синички» Монотипия Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимующих птиц –синиц. Развивать чувство композиции. Краски, кисточка, бумага, салфетки, иллюстрации.
3. «Отгадай, что нарисовано» Кляксография Познакомить детей с новой техникой рисования кляксографией. Учить подрисовывать недостающие линии кисточкой. Развивать творческое мышление и воображение. Альбомный лист, гуашь, трубочка для коктейля, непроливайка с водой, кисточки, салфетки.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Детский рисунок –
ключ к внутреннему миру ребёнка»
Работа с педагогами
Работа с социумом
Февраль
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Можно- нельзя» Рисование солью Познакомить детей с техникой рисования солью. Закрепить умение размещать рисунок в центре листа. Развивать чувство композиции. Альбомный лист, несколько кистей разных размеров;
крупная соль;
акварель; карандаш и ластик; бумажные салфетки; стакан с водой, иллюстрации.
2. «Калла» Рисование нитками Познакомить детей с техникой рисования нитками. Закрепить умение создавать композицию. Повторить основные цвета. Альбомный лист, нитки, гуашь, салфетки, кисточки.
3. «Игрушка» Рисование ватными палочками Познакомить детей с техникой рисования ватными палочками. Научить детей гармонично воспринимать разрозненные мелкие детали и собирать их в общую картину. Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, салфетки.
4. «Подарок для папы» Рисование на стекле Познакомить детей с техникой рисования на стекле. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. Оргстекло, альбомный лист, кисточки, гуашь разного цвета.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами»
Работа с педагогами
Работа с социумом
Март
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Весенний пейзаж»
Акватипия Познакомить детей с особенностями работы в технике рисования акватипия. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер.
Акварельная бумага, акварель, салфетки, кисточки, стеклянная или пластиковая поверхность, непроливайки с водой, иллюстрации.
2. «Цветок для мамы»
Рисование зубочистками Познакомить детей с техникой рисования зубочистками. Закрепить умение составлять композицию в центре листа. Закрепить название основных цветов. Пена для бритья, линейка, одноразовые тарелки, гуашь различных цветов, зубочистки, пипетка, альбомный лист, салфетка.
3. «Весенние цветы. Сирень»
Рисование мыльными пузырями Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Учить дополнять изображение подходящими деталями, прорисовывая кистью. Гуашь различных цветов, мисочки для краски, коктейльные трубочки, влажные салфетки, кисти.
4. «Совенок» Рисование по сырой бумаге Познакомить детей с техникой рисования по сырой бумаге. Учить дополнять изображение подходящими деталями, прорисовывая кистью. Альбомный лист, непроливайка с водой, кисти, салфетка, гуашь разных цветов.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Апрель
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Гусенок» Набрызг Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – набрызг. Учить дополнять изображение подходящими деталями, прорисовывая их кистью. Учить отображать в рисунке облик гусенка наиболее выразительно. Альбомный лист, гуашь разного цвета, кисточки, зубные щетки, расчестка плоская, непроливайка с водой, салфетки, иллюстрации.
2. «Что нужно для здоровья?» Диатипия Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – диатипия. Закрепить умение располагать рисунок в центре листа. Альбомный лист, гуашь, картон, кисточка, непроливайка с водой, карандаш.
3. «Угощение» Рисование через мокрую марлю Познакомить детей с новой техникой рисования через мокрую марлю. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. Альбомный лист, жесткая кисть, марля, цветная жидкая гуашь, иллюстрации.
4. «Монетки» Фроттаж Познакомить детей с новой техникой рисования- фроттаж. Продолжать развивать у детей чувство композиции. Альбомный лист, цветные карандаши, монетки, иллюстрации.
5. «Бабочка» Рисование мятой бумагой Закрепить навыки рисования мятой бумагой, умение располагать рисунок в центре листа. Повторить названия основных цветов. Альбомный лист, тетрадные листы, гуашь разных цветов, кисточки, салфетки, иллюстрации.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Май
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Салют» Кляксография Закрепить умение работать в технике кляксография, создавать композицию по всему листу бумаги. Прививать эстетическое удовлетворение от своей работы. Иллюстрации, альбомный лист, коктейльные трубочки, гуашь разных цветов, салфетки.
2. «Фиалки» Рисование двумя красками одновременно Познакомить с техникой рисования двумя красками одновременно. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции. Иллюстрации фиалок, гуашь разного цвета, кисточки, салфетки, непроливайки с водой, альбомные листы.
3. «Земляничка» Рисование в любой изученной технике Закреплять умение рисовать изученными ранее техниками рисования. Развивать чувство композиции. Альбомные листы, салфетки, гуашь разного цвета, ватные палочки, кисти, марля.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами Консультация для педагогов «Организация детского творчества летом»
Работа с социумом