Машатова Оксана Петровна
План по самообразованию по теме «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Актуальность выбранной темы
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
Публикация «План по самообразованию по теме „Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнениевеликих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Цель: Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники,.
Задачи:
• Повышение уровня речевой активности детей.
• Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Ожидаемые результаты:
Дети:
-Расширился словарный запас и знания об окружающем
мире.
-Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем
не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи
дошкольников.
Родители:
-Вовлечены в процесс речевого развития детей;
-Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
-Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно -
развивающей среды.
Педагоги:
- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей
дошкольного возраста.
- Получение педагогами представления о мнемотехнике.
- Внедрение в образовательный процесс методику работы с
мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Этапы работы Содержание работы Сроки Форма работы Практический выход
Диагностический
- анализ затруднений
- постановка проблемы
-изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Сентябрь Проведение диагностики
Анкетирование родителей
Разработка плана по теме самообразования 1. Диагностические материалы
2. План самообразования
Прогностический
-определение цели задачи работы над темой
-разработка системы мер, направленных на решение проблемы
-прогнозирование результатов.
Сентябрь - октябрь Планирование деятельности с детьми, родителями, педагогами 1. Разработка перспективного плана по работе с детьми и родителями.
2. Планирование ежемесячных мероприятий.
Практический
-внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.
-формирование методического комплекса.
-отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
- корректировка работы.
Октябрь - апрель Осуществление запланированных мероприятий :
-Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.
-Использование элементов мнемотехники в совместной деятельности детей.
-Внесение мнемотаблиц в предметно – развивающую среду
-Вовлечение родителей в совместную работу по теме : «Использование мнемотехники в развитие речи детей» 1. Родительское собрание
2. Картотека мнемотаблиц
3. Папка передвижка «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
4. Выставка мнемотаблиц
5. Размещение мнемотаблиц в игровых зонах группы
Обобщающий
-подведение итогов
- оформление результатов работы по теме.
-представление материала. Май Анализ проведенной работы.
Проведение диагностики 1 Открытый показ НОД
2. Диагностические материалы
Внедренческий
-использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
-распространение опыта. Май Представление опыта для педагогов: размещение материала на сайте. 1. Рекомендации родителям
2. Консультации родителям
3. Конспект НОД
4. Картотека мнемотаблиц
5. Творческий отчет
Литература:
1. Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория»,
2. Дидактическое пособие Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
3. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М. : «Просвещение», 1985.
4. Журнал «Дошкольная педагогика», 2006, №7, И. А. Поташко «Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников»
5. Журнал «Логопед», 2008, №4, Л. В. Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»
6. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6
7. Методическое пособие Л. Н. Ефименковой «Формирование речи у дошкольников»
8. Методическое пособие Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»