Светлана Шконда
План по самообразованию педагога «Опытно исследовательская деятельность в детском саду»
▼ Скачать
Тема: «Опытно исследовательская деятельность в детском саду»
Актуальность
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Публикация «План по самообразованию педагога „Опытно исследовательская деятельность в детском саду“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интерес детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребенка.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей : ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение
профессиональной компетентности в вопросах развития исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2. Разработать перспективный план работы с детьми
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
4. Оформить в группе уголок «Детская лаборатория»
5. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ»,
6. Подготовить материал и провести семинар-практикум для родителей по теме: «Учимся экспериментировать»
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год
Месяц Цель Содержание работы Форма представления результатов
Сентябрь Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы Изучение современной литературы по теме самообразования
Создание «Картотека опытов и экспериментов» и картотека «Схемы опытов и экспериментов» Аннотация на методическую литературу
Картотека
Октябрь Знакомство с инновационными технологиями Обзор информации в интернете по изучаемой теме
Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы
Ноябрь Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива Ознакомление родителей с опытами и экспериментами, способствующими развитию познавательной активности детейстаршего дошкольного возраста Консультация для родителей «Как развивать детскую любознательность», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Папка-передвижка «Экспериментируем, играя»
Тематическое родительское собрание.
Декабрь Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности Повысить профессиональную компетентность педагогов Консультация для педагогов на тему «Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ». Буклет «Оформление уголка экспериментирования в старшей группе»
Январь Укреплять взаимодействие детского сада и семьи Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей дома посредствам опытов и экспериментов Семинар-практикум для родителей по теме: «Учимся экспериментировать»
Февраль Систематизация знаний по изучаемой теме Разработка конспектов по теме «Развитие исследовательской деятельности» Размещение материала в личном блоге воспитателя
Март Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий. Оформление уголка «Детская лаборатория»
Апрель Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду Организация выставки книг и пособий для родителей по теме Открытое занятие по исследовательской деятельности
Май Подведение итогов Анализ работы по теме самообразования Отчет
Выход темы:
• Оформление папки передвижки. Тема: «Экспериментируем, играя»(ноябрь)
• Папка консультаций для родителей «Как развивать детскую любознательность», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»(ноябрь)
• Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ». (декабрь)
• Оформление буклета для педагогов «Оформление уголка экспериментирования в средней группе» (декабрь)
• Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей по теме: «Учимся экспериментировать»(январь)
• Проведение открытого занятия по исследовательской деятельности (апрель)
• Отчёт о проделанной работе за учебный год (май)
Литература:
1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
2. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
3. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
4. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
5. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
6. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
7. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
8. Интернет ресурсы