Захарова Елена
План по самообразованию педагога «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1429 имени Героя Советского Союза Н. А. Боброва»
(ГБОУ Школа № 1429)
План по самообразованию педагога
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель Захарова Елена Николаевна
2021-2022 учебный год
г. Москва
Публикация «План по самообразованию педагога „Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. Систематизировать работу по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС.
Задачи:
Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, городу.
Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Воспитывать уважение к труду.
Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Формировать элементарные знаний о правах человека.
Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их
традициям.
Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы и творческие способности, иметь личное время для занятий любимым делом.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Актуальность
Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.
Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных, чувств.
Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к, доступным ребенку, явлениям общественной жизни.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми :
индивидуальная работа с детьми
свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
анкетирование родителей
консультации
индивидуальные и групповые беседы
оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
проведение встреч-обсуждений по нравственно-патриотическому воспитанию детей (с использованием ИКТ).
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей :
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников :
повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Приложение 1
План саморазвития воспитателя
Содержание работы Цель
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.
1. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
2. Зацепина М. Б «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание».
3. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».
4. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.
Изучение нормативных документов, периодических изданий. Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов. Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.
Участие в профессиональных конкурсах. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. Освоить формы работы с родителями.
Проведение анализа. Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.
Работа с детьми по теме самообразования
Месяц Название темы Задачи Содержание
работа с детьми работа с родителями
Сентябрь Изучение литературы по нравственно –патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Уточнить средства, методы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию. Рассматривание иллюстраций, фотографий родного края.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Беседы на тему «Моя малая Родина», «Моя семья». Беседы с родителями о необходимости познакомить детей с родным городом, растительным и животным миром края.
Октябрь Патриотический центр
"Мы живем в России" Обогатить развивающую среду в группе, а именно патриотический центр.
Подобрать и разместить в центре игры (настольно печатные, дидактические, альбомы (фото (природа, животные) и иллюстрации). Рассматривание альбомов, разучивание стихотворений, чтение сказок.
Демонстрация презентаций «Символы
России» Создание фотоальбома «Моя малая Родина»
Ноябрь «Хорошо у нас в саду» Упражнять детей в проявлении сострадания внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам.
Закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге;
Формировать чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Рассматривание иллюстраций в книжках, фотографий игр и занимательной деятельности.
Беседы о культуре поведения в детском саду.
Беседы о детском саде, экскурсии по детскому саду, посещение выставок. Беседа с родителями о необходимости познакомить детей с правилами поведения, общения со сверстниками.
Папка передвижка «Правила поведения для воспитанных детей»
Декабрь «Зимние забавы» Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Развивать творческие способности;
Расширять представления о животном и растительном мире родного края.
Рассматривание иллюстраций
Ознакомление с традициями и играми русского народа, родного края.
Проведение подвижных, музыкальных и малоподвижных игр.
Совместное развлечение
«Зимние забавы»
Январь "Папа, мама я и ты мире доброты" Подвести детей к анализу, что добро побеждает зло, и что для добрых поступков, достаточно иметь желание и смелость.
- дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа.
С помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей, отражать свои впечатления в рисунках.
Чтение и пересказ сказки «Заюшкина избушка»
Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибуты для драматизации известных русских народных сказок.
Дидактическая игра ««Оцени поступок»
Выставка рисунков "Дари Добро".
Совместное творчество с родителями.
Февраль «Наши защитники» Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Пополнить уголки творчества (музыкально –театральный, изо) шаблонами, раскрасками, трафаретами – узорами, костюмами, элементами костюмов) –для самостоятельной деятельности.
Беседы «Кто такие защитники», «Какой мой папа»
Чтение художественной литературы.
Создание альбома «Семья и спорт»
Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»
Выставка поделок
«Подарок защитникам»
Привлечь родителей к оформлению альбома «Семья и спорт», фотогазеты «Мой любимый папа»
Март «Мой дом – моя семья» Воспитывать привязанность детей к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
Развивать самопознание и воспитывать уважение к себе. Беседа «Я и моя семья»
Праздничный утренник.
Рассматривание иллюстраций о семье, составление рассказов о маме, бабушке. Чтение стихотворений о членах семьи.
Праздничный утренник.
Привлечь к участию в выставке поделок, созданию альбома
«Моя семья»,
Апрель «День Земли»
Формировать бережное отношение к природе, понимание значимости в жизни человека. Познакомить с правилами поведения на природе.
Коллективная работа «Наша планета»
Посадка семян цветов, наблюдение за ростом, наблюдение за веточкой в вазе.
Консультация: «Знакомим с миром природы»
Привлечь к оформлению плакатов «Береги планету нашу»
Май «День победы» Познакомить детей с историей праздника 9 мая. Формировать чувство уважения к подвигу людей, ветеранов.
Способствовать развитию у детей понимания общечело-веческих ценностей Рассматривание иллюстраций о воинах.
Слушание военных песен. Беседы о подвигах людей. Чтение художественной литературы.
Предложить родителям побеседовать с детьми о Великой отечественной войне.
Оформление папки -передвижки "Победе -75 лет"
Список литературы
1. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
2. Зацепина М. Б «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание».
3. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».
4. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
5. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: https://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.
6. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.
7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. Н. Дорофеевой-Мозаика-синтез, 2019
8. Педагогические знания - родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.
9. Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.
10. 29. Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.
11. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Под ред. О. Л. Князевой. - М. : Сфера, 2004.
12. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М. : Владос, 2005.
13. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков дошкольного возраста Колпакова Н. // Дошкольное воспитание. - 1999, № 10.