Макка Джанакаева
План по самообразованию «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
А. С. Макаренко писал о том, трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно.
Публикация «План по самообразованию „Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Трудовая деятельность. Планирование
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучие. Еще можно сказать, что труд это забота людей друг о друге.
Трудовая деятельность малыша отличается от производственного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребёнка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре ребёнок действует в воображаемом плане, но не имеет конкретного результата. В труде действия реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре. Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице, конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал. Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща. Организуя коллективный труд, мы учим детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки. Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда : «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
Как говорил А. С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Цель работы по теме самообразования : объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду. Повышение компетентности воспитателя в вопросах организации коллективных форм труда детей с целью нравственно-психологической и практической подготовки детей к добросовестному труду на общую пользу и формирования начал трудолюбия.
Задачи:
• Воспитывать интерес и положительное отношение к труду;
• Способствовать всестороннему развитию детей в труде.
• Повышение своего профессионального уровня.
• Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
• Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
• Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботе, бережливости, готовности принять участие в труде.
• Формирование навыков организации своей и общей работы.
• Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Теоретические аспекты трудового воспитания.
Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание : 1. Показывать последовательность одевания и раздевания (упражнять в застегивании пуговиц, молний, шнурков на одежде и пособиях, объяснять, почему надо убирать вещи на место, аккуратно складывать одежду в шкаф и вешать на стул. 2. Наблюдение за процессом одевания и раздевания других детей (личный пример воспитателя). 3. Дидактические игры: «У нас порядок», «Покажи Мишке, как надо делать», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Зайки», «Чистим зубы крокодилу», «Покажи такой же цветок», «Волшебное зеркало», «Цветочный магазин» (узнавать растение по описанию). Игры поручения: «Собери семена в коробочку», «Помоги отнести сухие листочки». 4. Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. 5. Чтение художественной литературы: «Маша- растеряша» Л. Воронкова, «Огурцы» Н. Носов, Г. Лагздынь, потешки.
Хозяйственно-бытовой труд : 1. Наблюдение за работой медсестры: (обработка зеленкой, йодом; перевязка бинтом, взвешивание). За работой прачки (глажка, сушка, стирка белья). За работой повара. 2. Целевое посещение медицинского кабинета, кухни, прачечной (ситуативные разговоры). 3. Дидактические игры: «Кукла заболела», «Кому, что нужно для работы», «Готовим обед», «Постирушки», «Помоги Кукле собрать игрушки», «Покажи кукле Маше, как ухаживать за цветами». 4. Элементарное дежурство по столовой ( выполнение поручений: расставить салфетницы, стаканы). 5. Беседы о работе медсестры, повара; рассматривание иллюстраций. 6. Чтение художественной литературы: «Айболит» К. Чуковский, Журавлева Е. «Фунтик», Лебедева Г. «Как Маша поссорилась с подушкой».
Труд в природе : 1. В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями (полив, рыхление, посадка, сбор семян, прополка). 2. Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций. 3. Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями, зарисовки в «Календаре природы». 4. Чтение художественной литературы: сборник «Детям о труде». 5. Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники».
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей и полезные практические навыки ; формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее).
Практические аспекты трудового воспитания.
В процессе труда происходит :
-накопление практического опыта,
-формирование навыков и умений,
-формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата)
-формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий)
-расширение кругозора,
-расширение словарного запаса,
-расширение представлений о сенсорных эталонах,
-участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,
-ощущение радости от результата труда,
-проявление внимания к партнерам по труду.
Практические выходы:
1. Оформление папки-передвижки. Тема: «Значение нравственно-трудового воспитания»;
2. Выставка работ. Тема: «Все профессии важны»;
3. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Как приучать ребенка к труду правильно?».
4. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Формы представления результатов самообразования :
- консультация для педагогов;
- проведение мероприятий, развлечений;
- наглядно-иллюстративный материал;
- консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.
Вывод:
Таким образом, мы рассматриваем нравственно - трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.
План работы на год
Раздел плана Сроки Содержание работы Практические выходы
Подготовительный этап.
Аналитико-диагностический.
Изучение методической литературы Сентябрь - Май 1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М. : Просвещение, 1987.
2. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998
3. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.
4. Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.
5. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М. : Просвещение, 1991
6. Нечаева В. Г., Буре Р. С. Воспитание дошкольника в труде. – М. : Просвещение, 1980 7. Оформление папки-передвижки. Тема: «Значение нравственно-трудового воспитания».
8. Знакомство детей дошкольного возраста с видами труда и профессий. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми Сентябрь Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе. Составление графика дежурств. Знакомство с профессиями работников детского сада.
Рисование на тему «Сбор урожая»
Оформление уголка дежурств.
Выставка рисунков.
Октябрь Знакомство с профессией почтальона. Дежурство по столовой.
Беседы об опрятности, аккуратности, порядке.
Закрепление элементарных навыков самообслуживания.
Знакомство с почталеном.
Ноябрь Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
Беседы о ценности хозяйственно-бытового труда.
Поддержание порядка в группе. Введение индивидуальных и совместных поручений для подготовки к занятию.
Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут».
Декабрь Дежурство по столовой.
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит»,
«Федорино Горе»;
Знакомство с профессией врача и ветеринара.
Д/ игра «Кукла заболела».
Серия занятий по ручному труду на тему : «Игрушки на елку».
Январь Знакомство с профессией пекаря.
Дежурство по столовой.
Беседы по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
Занятие ОД: рисование работников различных профессий.
Просмотр видео ролика про хлебозавод.
Февраль Изготовление поделок из лоскутков ткани.
Дежурство по столовой. Д/ игры: «Кто где работает?» Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций.
Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани.
Март Посадка семян на рассаду.
Посадка лука.
Игра поручение: «Собери семена в коробочку».
Дежурство по столовой.
Трудовой десант «Мы – огородники».
Апрель Дежурство по столовой.
Заучивание стихотворений о профессиях.
ЧХЛ: В. Маяковский «Кем быть?».
Беседа с детьми «Профессия родителей».
Конкурс стихотворений «Все профессии важны».
Май Дежурство по столовой.
Беседа с детьми «Профессия родителей».
Д/ игра: «Выбираем работу».
Рассказ детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Сборник детских рассказов (или видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я хочу стать, когда вырасту».
Работа с семьёй
Сентябрь Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье.
Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье».
Октябрь Подготовка информации для повышения педагогической компетентности родителей.
Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание в семье».
Ноябрь Консультирование родителей.
Консультация для родителей «Какой труд доступен детям?»
Январь Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке.
Трудовой десант «Зимние фантазии».
Апрель Привлечение родителей к уборке территории детского сада. Субботник «В апрельский день трудиться нам не лень».
Май Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий.
Фотовыставка «Мы любим труд!
Самореализация Сентябрь Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы).
Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию.
Ноябрь Подготовка консультации для воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников».
Выступление на педагогическом совете.
Февраль Подготовка консультации для педагогов «Труд и формирование личности ребёнка».
Выступление на собрании
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Выступление на педсовете.