Татьяна Васильевна Ковылина
План по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование у детей дошкольного возраста
представлений о неживой природе».
Цель:
Изучение особенностей экологического воспитания детей раннего возраста. Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей. А также формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами
Публикация «План по самообразованию „Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе“» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Неживая природа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования разработать перспективный план работы с детьми.
Задачи в работе с детьми:
Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
Актуальность выбранной темы.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними.
Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа
План работы на год
Сентябрь
Изучение методической литературы
Работа с детьми
На протяжении года.
1. Игра «У бабушки в гостях». Знакомство с овощами.
Цель: учить различать овощи - репу, морковь, свеклу, картофель, помидор, огурец, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса.
2. Наблюдение за комнатными растениями. Цель: учить различать растения, закреплять знания об их строении. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: учить детей находить овощи на ощупь, называть их.
Октябрь
1. Игра «Что растет в саду». Знакомство с фруктами.
Цель: дать представление о фруктах–яблоке и груше, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса.
2Дидактическая игра «Угадай на вкус» Цель: способствовать умению различать овощи и фрукты на вкус.
3Рисование «Осенний листопад» Цель: воспитывать у детей стремление участвовать в совместной деятельности: рисовать листья на деревьях с помощью мазков.
Ноябрь
1. Игра «Путешествие в лес»
Цель: дать первоначальные представления о лесе и его обитателях.
2. На прогулке игра «Найди такой же»
Цель: учить детей находить и называть листья березы, клена, рябины.
3 Игра «Путешествие в лес» Цель: расширить представления детей о лесе и его обитателях (в лесу кроме зайца и лисы обитают волк и
Медведь; медведь спит в берлоге, волк бегает по лесу, охотиться за зайцем).
Папка-передвижка
Экологическое воспитание детей в семье.
Декабрь
1. Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку» Цель: познакомить с елкой (зеленая, колючая, есть иголки) учить любоваться елью.
2 Наблюдение «Наша елочка живая»
Цель: воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему
(стряхивать снег с веток, не ломать ветки)
3. Игра – драматизация «Путешествие в зимний лес». Цель: закреплять знания о елке, об обитателях леса.
Новогодняя выставка «Ёлочка - красавица».
Январь
1Наблюдение за птицами «Кто прилетает на кормушку?»
Цель: познакомить с птицами, которые прилетают на кормушку. Вызвать интерес к поведению птиц, привлекать к подкормке зимующих птиц.
2Игра – драматизация «У бабушки в гостях» Цель: дать первоначальные представления о составе куриной семье, их внешних отличиях. Учить детей узнавать их, узнавать звуки, которые издают курица, петух, цыплята. 3. Наблюдение «Чем угощаем птиц?» Цель: продолжать знакомить с птицами, формировать представление о том, что птицы живые, зимой им холодно и голодно, поэтому их нужно подкармливать зернышками и белым хлебом.
Февраль
1Наблюдение «Белый снег пушистый»
Цель: познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает в руках). Показать снежинки, их много, они разные и красивые. .
2Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с козой и козленком.
Цель: познакомить с козой и козленком, их отличительными особенностями.
3Наблюдение «Как снег становиться водой» Цель: показать, что снег тает в тепле и становиться водой. Талая вода грязная, значит и снег грязный – в рот его брать нельзя
4. Наблюдение «Разноцветные льдинки». Цель: показать, что цветная вода превратилась в цветной лед (твердый, холодный, блестящий).
Консультация «Детки кризиса 3-х лет».
Март
1. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с кошкой и котятами.
Цель: познакомить с кошкой и котятами, их отличительными особенностями. Развивать речь, умение слушать. Учить выполнять разные игровые роли.
2. Посадка репчатого лука.
Цель: уточнить представление о репчатом луке, как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно растить зеленый лук. .
3. Игра-драматизация «Лесные чудеса». Цель: закреплять представления о диких животных : зайце, белке, медведе, их внешнем виде, особенностях образа жизни.
4. Наблюдение за ростом лука
Цель: ежедневно отмечать изменения:
появились корни – ими луковица пьет воду, появилась зелень, она растет, потому что в группе тепло и есть вода. 5. Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
Апрель
1. Наблюдение за веткой сирени в вазе с водой. Цель: учить замечать изменения, происходящие с веткой сирени: набухание почек, появление листьев. Дать понять, что листья распустились, потому что в группе тепло и есть вода в вазе.
2. Наблюдение за таянием снега.
Цель: учить замечать сезонные изменения в природе : снег чернеет, появляются проталины, ручьи.
3. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с лошадью и жеребенком.
Цель: познакомить с лошадью и жеребенком, их отличительными особенностями. Развивать речь, умение слушать.
Мастер-класс для воспитателей
Доклад на тему «Организация и проведение дидактических игр по ознакомлению с растениями»
Май
1. Наблюдение «Знакомимся с мать-и-мачехой» Цель: закрепить знание об одуванчике, познакомить с мать-и-мачехой. Показать различие и сходство этих растений.
Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растений.
2. Наблюдение «Одуванчиков много – они разные и красивые»
Цель: показать превращение желтых цветов в пушистые шарики, красоту поляны, на которой много зеленой травы и одуванчик.
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.