Павлова Валентина
План по самообразованию на год «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста» (3–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Одной из самых перспективных и многогранных тем по самообразованию педагога дошкольного образовательного учреждения является тренировка мелкой моторики дошкольников.
С позиции физиологии «мелкая моторика» — это движения, которые выполняются мелкими мышцами кистей рук ребёнка. Учитывая то, что действия рук координируются глазами, несложно сделать вывод: для полноценных движений рук нужен контроль зрения. И, безусловно, нельзя забывать о том, что точки и зоны на ладонях имеют связь с разными зонами мозга человека, а значит, нервные импульсы от пальцев «тревожат» речевые зоны, тем самым провоцируя их на активную работу. Правильная речь, острое зрение, красивый почерк — это далеко не полный перечень физиологических характеристик малыша, обладающего развитой моторикой рук и пальчиков. Но и по этим факторам развития можно сделать вывод о необходимости методической разработки проблемы для воспитателя. При этом важно грамотно составить план самообразования на эту тему, а также выстроить стратегию работы.
Темочки:
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Изучением вопроса необходимости развития моторной сферы занимались такие ученые, как Е. Ф. Архипова, Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, Е. М. Мастюкова и др. Авторы определяют, что те дети, у кого лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развиты психические функции, развитие мелкой моторики становится важным еще потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, таких как одеваться, рисовать, писать и т. д.
Цели и задачи самообразования по развитию мелкой моторики
Исследование одной из самых востребованных тем совершенствования профессионального мастерства ставит перед собой следующие цели:
• повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путём внедрения инноваций в обучении и воспитание.
• развивать мелкую моторику детей дошкольного возраста;
• тренировать навык координировать движения рук между собой, а также с другими частями тела;
• для работы над совершенствованием мелкой моторики привлекать различные виды деятельности (игровую, познавательную, трудовую);
• работать над совершенствованием условий, способствующих развитию моторики пальцев, рук дошкольников (то есть создавать развивающую среду — материальные объекты для работы, например, массажные шарики в достаточном количестве).
При этом достижению поставленных целей способствует систематическое решение ряда задач:
• Планировать учебно-воспитательный процесс по развитию мелкой моторики рук с учётом конкретных условий в детском саду.
• Формировать интерес у детей и родителей к развитию мелкой моторики рук в разных видах деятельности.
• Организовать учебно-воспитательную работу с детьми на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований.
• Найти оптимальные методы и приёмы для улучшения точности движений рук, глаз, их координации.
• Работать над развитием ритмичности движений пальцев (в процессе выполнения пальчиковой гимнастики).
• Совершенствовать двигательную активность детей.
• Способствовать нормализации функции речи.
• Развивать наглядно-образное мышление, креативность, внимание, а также аудиовизуальное восприятие.
• Пополнять предметно-развивающую среду (средства для материальной деятельности детей, помогающие моделировать учебно-воспитательные ситуации).
Формы работы самообразования по теме
«Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет»
Самообразование нацелено, прежде всего, на собственное самосовершенствование, однако без сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса — детьми, родителями, коллегами — достичь поставленных целей не удастся. Вот почему приобретает актуальность вопрос выбора форм работы.
Индивидуальная. Эта форма предполагает, что воспитатель самостоятельно прорабатывает теоретическую базу по теме, подбирает оптимальные методы и формы для практической реализации полученного опыта.
Коллективная. Для этой формы характерно сотрудничество с коллегами в рамках изучения проблемы на всех этапах её разработки. При этом оно может быть опосредованным (другие педагоги выступают в качестве наблюдателей) или непосредственным. Относительно последней формы, это довольно редкие случаи, когда тема прорабатывается одновременно двумя воспитателями.
В зависимости от того, с кем взаимодействует педагог, будут отличаться формы этого сотрудничества:
• С детьми работа ведётся в рамках занятий, прогулок и разных видов деятельности (игр, театрализации и пр.).
• С родителями формы работы варьируются в зависимости от того, какой аспект темы прорабатывается (например, круглый стол, анкетирование, педагогический тренинг).
• С коллегами наиболее продуктивными формами работы будут мастер-классы, выступления на педсоветах, заседаниях методического объединения воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Для реализации таких способов взаимодействия педагог готовит презентации, доклады, пишет статьи в периодические и интернет-издания, составляет папку по самообразованию.
Стратегия работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет»
Теоретическое и практическое освоение темы развития мелкой моторики дошкольников происходит по определённому плану, каждый блок которого имеет временные ограничения и опирается на конкретные методы и приёмы реализации.
Рассмотрение вопроса самообразования включает 3 этапа.
Информационно-аналитический этап (август-сентябрь)
На этом уровне освоения темы педагог изучает накопленный психолого-педагогический и методический опыт, черпая его из:
• книг (научно-популярных, методических);
• периодической литературы (здесь важно обратить внимание и на издания, касающиеся общих вопросов здоровья, развития детей, а не только на профильные);
• интернет-ресурсов (знакомство с сайтами воспитателей, занимающихся подобной проблемой, пассивное или активное участие в форумах, вебинарах, семинарах, которые проводятся методистами, педагогами и психологами).
Практический (октябрь-апрель)
На этом уровне проработки темы воспитатель разрабатывает программно-методическое сопровождение образовательного процесса своей группы в рамках темы самообразования. Составляет конспекты: занятий; прогулок; развлечений. А также ищет подборку игр, интересную информацию для родителей и коллег и т. д. Подборка пальчиковых игр — важный этап проработки темы, касающейся развития мелкой моторики
Итоговый этап (май-июнь)
Этот этап работы является завершающим. Педагог отчитывается перед коллегами, родителями (участниками образовательного процесса) за свою работу. В отчёт входит краткий обзор изученных теоретических материалов, презентация результатов работы с детьми, родителями и коллегами.
Направления самообразования
Основные направления Действия и мероприятия
Профессиональное 1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями учёных в области педагогики и психологии.
2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по развитию мелкой моторики, концепциями обучения, их оценками.
3. Изучать новую литературу по дошкольному возрасту.
4. Своевременно повышать квалификацию на курсах, вебинарах, конференциях.
5. Принимать активное участие в работе городского методического объединения.
6. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.
7. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
8. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
9. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
10. Проводить открытые занятия для анализа со стороны коллег.
11. Организовать кружковую деятельность «Волшебный круг» и «Волшебный пластилин».
12. Систематически просматривать новую методическую литературу в интернете.
13. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
Психолого-педагогическое 1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
2. Изучать современные психологические методики.
Методическое 1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения детей.
2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм занятий.
3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.
4. Проводить мастер-классы для коллег по работе, педагогов города.
5. Разрабатывать разные формы занятий, мероприятий с детьми и родителями.
7. Создавать комплект дидактики по развитию мелкой моторики-индивидуальные разработки, дидактический материал,проекты, картотека пальчиковых игр и т. д.
8. Создавать картотеку презентаций, занятий с применением информационных технологий.
9. Организовать работу странички-сайта для родителей «группа «пташки».
ИКТ 1. Пройти курсы повышения квалификации для получения пользовательских навыков работы на компьютере.
2. Обзор в Интернете информации по психологии, педагогике, педагогических технологий.
3. Создать персональный сайт и регулярно пополнять его.
4. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в рабочий процесс.
Охрана здоровья 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями.
3. Рекламировать здоровый образ жизни среди родителей, детей.
Приёмы развития мелкой моторики у детей
Приём Особенности применения Суть приёма Пример
Пальчиковая гимнастика Приём, которому может быть посвящена целая исследовательская работа. Применяется с детьми любого возраста, является основой тренировки мелкой моторики. Чем старше дети, тем более точные движения в гимнастике: малыши работают ладонями и пальцами, а старшие в основном только пальцами. Инсценировка рифмованного сюжета движениями пальцев. В зависимости от возраста детей содержание отличается по тематике и по объёму (чем старше, тем длиннее рифмовки). «Мяч».
Мой весёлый круглый мяч (дети одной рукой бьют по воображаемому мячу,
Щёки круглые не прячь! (смена рук)
Я тебя поймаю (двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показывают мяч,
В ручках покатаю! (катают воображаемый мяч между ладоней).
Массаж кистей рук Является разновидностью пальчиковой гимнастики. Для проведения используются массажные мячики, деревянные палочки. Ребёнок самостоятельно массирует ладони, перекатывая или перекладывая предметы. Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (изображают рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз по мячику)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водят по мячу вперёд и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собирают пальчики в щепотку и делают вид, что солят капусту)
Мы капусту жмём, жмём! (2 раза) (энергично сжимают и разжимают мячики).
Дидактические игры Позволяют тренировать глазомер, осваивать сенсорные эталоны формы, размера предметов. Игры со скрепками «Весёлые скрепки».
Дети получают картонные шаблоны с изображением солнца, ёжика, но без лучиков, иголок. Педагог спрашивает, что забыл художник дорисовать, и просит малышей исправить рисунок с помощью скрепок.
Игры с прищепками «Умные прищепки».
На карточку с картинкой, изображающей разное количество объектов, ребёнок должен надеть подходящие количество прищепок.
Игры с цветными резиночками лумигуруми «Колечки».
Малыши получают карточки с изображением ладоней с колечками на пальцах. Задача ребё нка: надеть такое же количество резинок, повторяя порядок пальцев и последовательность цветов.
Игры со счётными палочками Малыши выкладывают из палочек фигуры (квадрат, прямоугольник, делают домик, стул)
Шнуровки Игры, связанные со шнурованием, продеванием, завязыванием верёвочек имеют важное значение для обучения малыша шнуровать свою обувь, то есть для воспитания культуры самообслуживания.
Нетрадиционные техники рисования Кроме мелкой моторики, развивают творческие способности детей. Пальчиками Техника направлена на развитие умения координировать движения пальцев, а также задействовать их по очереди. Ребята рисуют цветы, осадки, игрушки на ёлке и т. д.
Ладошками Малыши рисуют деревья, птичек с перьями и т. д.
Ватными палочками Рисунок методом тычка — хороший приё м подготовки руки к письму: дети учатся правильно держать пишущий предмет. Таким образом можно изображать плоды на деревьях, раскрашивать картинки и т. д.
Рисование по шаблонам, трафаретам Помогает оттачивать точность движений карандашом (цвет не должен выходить за границу изображения, а также воспитывает чувство пропорции. Этот приём очень удобен не только в качестве отрабатываемого, но и в роли «запасного» : например, время занятия ещё не вышло, а всё запланированное уже выполнено. Помогут такие задания из «копилки».
Лепка из пластилина, солёного теста Взаимодействие с пластичным материалом помогает активизировать нервные окончания, посылающие импульсы в мозг. Работа с разноцветным пластилином и окрашенным пищевым красителем тестом развивает в детях чувство цвета. Дети первой младшей группы делают «шарики», «колбаски», «блинчики». Во второй младшей малыши из этих заготовок с помощью взрослых формируют цельные фигурки.
Пальчиковый театр Используется в работе начиная с раннего возраста Дети разыгрывают сценки из сказок, надев на пальчики фигурки героев. Фигурки могут быть сшиты из ткани или вырезаны и склеены из бумаги.
Театр теней С помощью движений ладоней и пальцев составляются изображения животных, которые проецируются тенью на стену.
Игры с кубиками, конструктором Работает на развитие моторики (мелкой, крупной) и на развитие ориентации в пространстве, знакомство с размером и формой через сенсорное взаимодействие. по деталям конструктора дети изучают цвета, счёт, учатся складывать фигуры разной формы. Кубики помогают, кроме всего вышеперечисленного, ещё и познакомиться с животными, растениями, буквами и пр. в зависимости от тематики, которой игрушка посвящена.
План по самообразованию на год по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста» (3-4 года)
Месяц
Учебно-образоват. деятельность Совместная творческая деятельность Индивидуальная работа Сотрудничество с родителями С педагогами Самообразование
Сентябрь 1нед. П. и. «Этот пальчик дедушка…» П. гимн. «лодочка», «замок», «бабочка» Тренируем пальчики детей Изготовление папки –передвижки. Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий.
Выбор и определение темы самообразования.
Планирование работы по теме самообразования.
Беседа на тему «Семья» Разгибаем пальчики в соответствии с текстом.
2нед. П. и. «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять…» П. гимн. «мышка» Работа с детьми со слабо развитой кистью рук.
Самомассаж. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу Сгибаем и разгибаем пальчики. Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений:
3нед. Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений: Рисуем с детьми пальчиками цветочки. (гуашь) Рисуем пальчиками. Составление плана по самообразованию.
Оформление картотеки пальчиковых игр.
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей
П. и. «Наши ручки как цветочки» Упражнения с грецкими орехами. соединяем и раскрываем пальчики.
4нед. С предметами: Играем с детьми с крышками. Тренируемся откручивать и закручивать крышки.
П. и. «Пальчик -. мальчик, где ты был?.» Упражнение «дорисуй дождик». Соединяем поочередно большим пальцем все пальцы рук.
Октябрь
1нед. Играем с крышками. Строим башенки, дорожки. Закрепляем цвет, форму крышек. Изготовление дидактической игрушки «Черепашка» Консультация «Что
такое мелкая
моторика и почему
так важно ее
развивать» Оформление картотеки дидактических игр.
Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.
Изготовление дидактических игр.
П. и. «Мы капусту рубим…» Беседа об овощах. Продолжаем тренировать пальчики детей.
2нед. Тренируемся пользоваться шпингалетом. Тренируем мелкую моторику рук.
П. гимн «Дом» П. гимн. «фонарики», «дождик» Учимся с детьми скрещивать пальчики.
3нед. Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений: Деревья», «Стол», «Гнездо». Д. игра «Веселые ежики» Играем с прищепками, развиваем пальчики.
Имитируем игру на дудочке.
4нед. Игры с камешками. Выкладываем из камней солнышко, домик.
П. гимн. «вилка», «солдаты». Заучиваем потешку, развиваем речь.
Ноябрь
1нед. Игры с матрешками. Разбираем, собираем матрешки. Родительское собрание «П. игры как средство развития речи и мелкой моторики рук» Помощь в
составлении
картотеки
пальчиковых игр Пополнение картотеки
дидактических игр.
Разработка конспектов НОД с использованием дидактических
игр
П. и. «Здесь живет наш милый друг…» Украшаем божью коровку (точки на спинке, пластилин) «Бегаем» пальчиками по столу.
2нед. Игры со стройматериалом. «лего» Собираем дома, дорожки, развиваем фантазию.
П. и. «Пальчики здороваются», «дождь» Лепим из глины сушки, печенье. Выполняем движения в соответствии с текстом.
3нед. Игры с пирамидками. Снимаем и одеваем колечки, тренируем пальчики.
П. г. «Белка» Упражнение «нарисуй дорожку» Шлепаемладошками по столу.
4нед. Игры с бумагой Рвем бумагу, ищем в ней спрятанную игрушку.
П. г. «Пальчики Игры с мозаикой. Развиваем речь, тренируем пальчики.
Декабрь
1нед. П. и «Как вчера у бабушки мы пекли оладушки» Играем в камешки.
Песня «Ладушки» Выкладываем рыбку, солнышко
Кладем кисти
обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваем их на тыльную сторону. Изготовление дидактической игры «Цветочек» Информация на
стенде «Как
проводить с
ребенком речевые
пальчиковые игры» Оформление картотеки
дидактических игр.
Разработка конспектов НОД с
использованием дидактических
игр.
Изготовление дидактических игр.
2нед. Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость Играем с крышками. Тренируем пальчики
Тренируемся застегивать кнопочки. Поглаживаем пальчики, проговариваем слова, развиваем речь.
3нед. Рисование. «Цыплята гуляют на лугу». Скручиваем салфетки в шарик.
П. г.»Одежда» П. гимн. «солим суп», «бабочка» Соединяем и скрещивемпальчики.
4нед. Упр. «кольцо», «коза», «заяц», «вилка» Учимся сгибать и разгибать пальчики
П. и. «Пальчик-мальчик где ты был?.» Закрась точками платье девочки. Вовлечение ребенка в деятельность подражания, обучение общению, развитие речи
Январь
1нед.
Д. игра «Цветные лоскутки» Определяем на ощупь материал: шелк, драп, кожа, наждачная бумага. Консультация для родителей:
«Крупная польза мелкой моторики» Доклад для
педагогов «Ловкие
пальчики» Создание картотеки игр с мячиками.
Подбор и разработка
дидактических игр.
Пополнение картотеки
пальчиковых игр.
Разработка конспектов НОД с использованием дидактических
игр.
П. и. «Жучок» Тренируемся завязывать шнурки. Поглаживаем ладонь кончикками пальцев другой руки.
2нед. Рисуем пальчиками «Вышла курочка гулять…» отпечатываем пальчиками.
Потешка: «Сорока, сорока…» Игры с бумагой
(рвем, мнем) Гладим ладошки, загибаем, разгибаем пальчики.
3нед. Упражнения с мозаикой Развитие координации моторики и мелких движений пальцев
Песенка: «Котя-котенькакоток…» Тактильное восприятие (листочки, ягодки, грибочки из разных материалов) Поём вместе с воспитателем песенку и показывать соответствующие движения.
4нед. Упражнения с карандашами, «утюжок», «пианино», «ладошка» Играем с карандашом, развиваем пальчики.
П. и. «Мы спросили нашу печь…» Упражнение:. закрась галочками фрукты, овощи Гладим ладошки, встряхиваем пальчики.
Февраль
1нед. Упр. с карандашом «утюжок»
«пианино»
«волчок» Играем с карандашом, катаем по столу, крутим на столе двумя пальцами. Изготовление декораций к сказке «Курочка ряба» Создание
пальчикового театра
по мотивам русских
народных сказок Пополнение картотеки
дидактических игр.
Разработка конспектов НОД с
использованием дидактических
игр
П. и. «Как на горке снег…» Упр. рисуем точками семечки у цветка. Проговариваем потешку и показываем движения руками и пальчиками.
2нед. «Петушок, петушок…» П. гимн. «паук», «зайчик», «гусь» Работаем с детьми со слабо развитой кистью.
П. и. «Доброе утро, Раечка…» застегиваем змейки. Проговариваем, хоромпотешку, развиваем речь.
3нед. П. и. «1,2,3,4,5 вышли зайчики гулять…» Обводим по контуру Ссжимаем и разжимаем пальчики.
Игры с конструктор.
(пластмас.) Упр. «бабочки»,
«елочки», «грибочки» штрихуем готовые образцы.
Март
1нед. Украшаем платье кукле пуговицами. Играем с пуговицами. Изготовление дидактической игрушки куклы-загадки. Оформление картотеки
дидактических игр. Разработка конспектов НОД с
использованием дидактических
игр
Изготовление дидактических игр.
П. и. «Из скворечника торчат…» Игры с конструкторами. Выполняем движения пальчиками в соответствии с текстом.
2нед. Игры с водой «Тонет не тонет», «Кораблики» определяем предметы на ощупь (гвоздик-тяжелый, перышко-легкое)
Потешка: «Водичка-водичка…» Игры с вкладышами. Поглаживаем пальчиками лицо
3нед. Упр. обводим круги и овалы по контуру. Тренируем пальчики, закрепляем названия геометрических фигур.
П. и. «Улитка, улитка…» Упр.» Дорисуй улиток». Показываем пальчиками рожки улитки.
4нед. П. гимн. «Лодочка», «Миска» Соединяем ладони.
П. и. «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять…» Игры с пуговицами. Найти по цвету, по форме, по величине. Тактильное восприятие пуговицы: гладкие, с рисунком, большие, маленькие
Апрель
1нед. Игры с крупой Пересыпаем крупу из емкости в емкость Памятка для родителей: «Наши дидактических игр.
Выставка для родителей
использованием дидактических
дидактических игр на развитие
игр.
Пополнение картотеки
пальчиковые игры»
Заучивание игр с мячиками: Разработка конспектов НОД с
мелкой моторики рук у
Изготовление дидактических игр. дошкольников.
П. и. «Яркое солнышко» Перебираем горох и фасоль. Соединяем большой палец поочередно с другими пальцами руки.
2нед. Перематываем клубочки. Держим одной рукой клубок, другой рукой наматываем нитки.
П. и. «Паучок» Плетем косички.
Выполняем движения пальчиками в соответствии с текстом.
3нед. Нанизываем на шнурок пуговицы, бусинки. Тренируем пальчики.
П. и. «Котик маленький сидит…» Потешка: «Киска, киска…» Выполняем упражнения в соответствии с текстом.
4нед. Упр.» Закрась точками деревья и цветы». Воспитываем усидчивость, развиваем пальчики.
П. и. «Ёжик» Коллективное рисование пальчиками (ёжик)
Май
1нед. Игры с песком, упр. с карандашом «Горка», Качели» Развиваем мелкую моторику и мускулатуру рук, тактильные рецепторы. Дополняем пособиями дидактический стол. Оформление картотеки
дидактических игр. Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.
Оформление работы в полном варианте.
П. и. «В гости» Аппликация «Цветочки» (обрывание бумаги) Поглаживаем каждый пальчик.
2нед. Лепим из глины и пластилина цветочки. Закрепляем приемы отщипывания и оттягивания, развиваем пальчики.
П. и. «Где же наши ручки?» П. гимн. «Друзья-садоводы» Хлопаем в ладошки, топаем ножками.
3нед. «Шнуровка» Тренируем пальчики.
П. и. «Дружба» Пользуемся липучками. Поочередно шлепаем раскрытыми ладонями по столу, хлопаем в ладоши.
4нед. П. и «Прогулка» Д. игра «Оденем куклу на прогулку» Закрепляем умения застегивать пуговицы, змейки, кнопочки, липучки, завязывать шнурки.