МААМ-картинки

План по самообразованию музыкального руководителя «История возникновения древних русских народных музыкальных инструментов»

Элеонора Попова
План по самообразованию музыкального руководителя «История возникновения древних русских народных музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад «Большекуликовский»

План по самообразованию музыкального руководителя

Тема:

«История возникновения древних русских народных

музыкальных инструментов»

Музыкальный руководитель: Попова Элеонора Самандаровна

Введение

Публикация «План по самообразованию музыкального руководителя „История возникновения древних русских народных музыкальных инструментов“» размещена в разделах

История возникновения русских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси, и свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков.

В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

Актуальность темы:

Данная тема актуальна, так как только единицы знают историю возникновения и развития музыкальных инструментов на Руси. Считаю нужным познакомить всех ребят своего детского сада с этой историей с помощью своего исследования.

Цель:

Рассказать об истории возникновения некоторых музыкальных инструментов и познакомить с ними;

Расширить кругозор детей в области музыкального искусства;

Приобщение детей к национальной музыкальной культуре;

Повысить интерес к предмету «Музыка»;

Прививать любовь и интерес к музыке в целом.

Задачи:

Поиск информации и ее обработка

Получение индивидуальных консультации

Изучение методической литературы

Работа с родителями:

Анкетирование

Индивидуальные беседы

Оформление папки-раскладки

Работа с детьми:

Беседы;

Просмотр иллюстраций;

Создание проблемных ситуаций;

Прослушивание аудиозаписей;

Игра на музыкальных инструментах;

Конкурс рисунков;

Мини-доклады.

Работа музыкального руководителя:

1-ый этап – Подготовительный:

Подборка методической литературы, разработка занятий с детьми, анкетирование родителей для выявления уровня знаний о музыкальных инструментах.

2-ой этап – Практический:

Проведение занятий с детьми, консультации родителей, индивидуальные беседы, оформление папок-раскладок.

3-й этап – Заключительный:

Итоговое мероприятие в форме выступления детей с мини-докладами на тему – «Любимый русский народный музыкальный инструмент» на родительском собрании.

Выставка рисунков.

Подведение итогов о проделанной работе, выступление на педагогическом совете.

Сроки реализации плана по самообразованию

С 01.09.2015г по 29.05.2018г.

Ожидаемый результат у детей:

Сформированные элементарные представления о видах древнерусских музыкальных инструментах.

Повышенный интерес к музыкальным инструментам.

Желание научиться играть на наиболее понравившемся музыкальном инструменте.

Реализация самостоятельной творческой деятельности.

Ожидаемый результат у родителей:

Повышение компетентности у родителей в области знаний об истории возникновения древних русских народных инструментов.

Ожидаемый результат у муз. руководителя:

Расширение знаний об истории возникновения музыкальных инструментов;

Оценка влияния проведенных занятий на положительную динамику развития детей в образовательной области «Музыка», и формированию культурных ценностей у детей.

Самоудовлетворение от реализованного плана по самообразованию.

План по самообразованию на тему «История возникновения старинных русских музыкальных инструментов» реализуется через нетрадиционные занятия с детьми в первой половине дня, в пятницу.

Классификация инструментов:

Струнные

Гусли, домра, балалайка

Духовые

Рожок, жалейка, свирель, кувиклы, варган

Ударные

Ложки, бубен, трещетка, рубель

Клавишно-меховые

Гармошка, баян

Мини – доклады на тему:

«История возникновения древних русских народных

музыкальных инструментов».

Музыкальные деревянные ложки

Загадка:

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких. (ложках)

Деревянные ложки – один из традиционных русских инструментов.

Изготавливали деревянные ложки из экологически чистого материала: липы, осины, клена, рябины, березы. Их любили украшать резьбой и росписью.

Ложки относятся к ударным музыкальным инструментам и начали их использовать очень давно, первое упоминание о них датируется еще 1259 годом.

Для игры используется несколько ложек, обычно от 3 до 5. Иногда берутся ложки разного размера, таким образом звук меняется. Ударять ложками можно по-разному, и от этого зависит тембр инструмента. Но способы игры очень сильно различались, в зависимости от периода и местности. Так, на территории Белоруссии издавна играли только с помощью двух ложек, а в Центральной России обычно использовали не меньше 4.

Ложки разные бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс пойдет любой!

Балалайка

Загадка:

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит!

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка,

Это наша. (Балалайка)

Балалайка – это русский народный музыкальный инструмент. Считается, что балалайку придумали крестьяне. Ее название происходит от созвучных русских слов балакать, балаболить, балабонить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Характер инструмента шутливый, веселый, легкий, не очень серьезный. Балалайка была распространена среди скоморохов. Они выступали на ярмарках, веселили народ.

Балалайка относится к струнным инструментам, потому, что у нее есть струны.

Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны.

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой!

Узнаю его в момент –

Самый русский инструмент!

Гусли

Загадка:

На чем в гостях, вдали от дома,

Играл Садко царю морскому?

Тот музыкальный инструмент

Сломал он, улучив момент.

Гусли – представляют собой небольшой деревянный ящик в форме крыла (отсюда название «крыловидные», полый внутри, с натянутыми на нем струнами. Это многострунный, щипковый инструмент. Играют на гуслях, держа их на коленях, перебирая (защипывая) струны. Первое упоминание о русских гуслях относится к VI веку.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». Их звук похож на гудение.

Человека играющего на гуслях называли гусляр.

Гусляр Садко игрой на гуслях завоевал расположение царя Морского. Гусли, своим звучанием, могут передать нам любое настроение. Гусельная игра сохранилась и до наших дней. И сейчас можно услышать в живом исполнении этот древнейший вид народной музыкальной культуры.

Я гусли беру золотые,

И песнь о свободе пою,

Чтоб слышали старцы седые,

И юноши песню мою.

И пусть эта вольная песня,

Владея душою певца,

Поднимется в высь, к поднебесью,

Надеждою хлынет в сердца.

(Даниил Майоров)

Трещотка

Загадка:

Чьи мы слышим перекаты?

Словно гром гремит – раскаты.

В ряд пластинки – будто щётка,

А зовут её - …. (Трещотка)

Трещотка – это самый древний Русский народный ударный музыкальный инструмент. Представляет собой снизку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Характер инструмента веселый, задорный.

Держат трещотку обычно на уровне головы или груди. Этот инструмент привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшают цветными лентами.

Трещотки использовались в свадебных обрядах, при исполнении песен с приплясыванием. В настоящее время трещотка с успехом применяется в народно-инструментальных ансамблях, в качестве одного из основных инструментов.

Вот трещотки заиграли,

Их пластинки застучали.

Мы трещоткой погремим,

Всех игрой развеселим!

Домра

Загадка:

Балалайкина подружка

Хохотушка, веселушка!

Веселится до утра,

А зовут её?. (Домра)

Домра – старинный русский музыкальный инструмент. Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой, ее называли «домришка», до самой большой – ее называли «домра басистая». У «домришки» звук был высокий, а у «басистой домры» звук был низкий. Домра очень похожа на балалайку, поэтому их даже называют сёстрами. У нее тоже три или четыре струны, кузов тоже деревянный. А отличается она от балалайки тем, что форма у неё круглая – как половина шара. На домрах играли музыканты – скоморохи. Под ее игру рассказывали былины. Домра – струнный музыкальный инструмент.

Домра, как забытая царица,

Что жила когда-то на Руси.

Балалайки старшая сестрица,

Звуком ладным в голубой выси.

Разносила на потеху миру

В скоморошьих озорных руках,

Складных песен звонкую сатиру,

В старых сказках, баснях и стихах.

(Владимир Безцветный)

Свирель

Загадка:

Приложил к губам я трубку,

Полилась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется …. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны, у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Свирель – духовой музыкальный инструмент. Её изготавливают из дерева с мягкой древесиной – орешника, клёна, черёмухи, ивы. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. В дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – на которой играли пастухи. Еще её называли на Руси - «сопилкой». Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Такая свирель даёт возможность исполнения двухголосных мелодий одним игроком. Двойная свирель была неравномерно распространена по Руси.

Птицы дружно прилетели,

Слушать песенку свирели:

-Чик-чирик! Вот это трель!

Совсем как мы поёт свирель!

Колокола и колокольчик

Загадка:

Купи, денег не жалей,

Со мной ехать веселей.

Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром!

Колокола и колокольчики – это древнейшие самозвучащие ударные музыкальные инструменты. Они широко распространены и по сей день. Есть разные колокола. У одних, внутри корпуса есть металлический язык. Он ударяет по колоколу изнутри и получается красивый звук. А есть колокола без языка. Такой колокол издает звук, путем удара по нему с внешней стороны специальным молоточком. Настоящие колокола можно увидеть на колокольне соборов, храмов. Их звон призывает верующих на службу, напоминает о церковных праздниках. Еще колокола применяют на флоте – там они выполняют сигнальную функцию. А в сельской местности на шее у крупного рогатого скота всегда весят колокольчики для того, чтобы слышать животное. Колокола бывают разных размеров: большие, средние и маленькие колокольчики. От размера зависит и звук колокола. Чем больше размер колокола – тем ниже его звучание.

Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его - молчит.

Стоит только в руки взять

И немного раскачать,

Слышен, будет перезвон:

«Дили-дон, дили-дон.»

Гармонь

Загадка:

В руки ты её возьмешь,

То растянешь, то сожмёшь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут её? (Гармонь)

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно – пневматический инструмент. Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыканта, играющего на гармошке, называют – гармонист.

По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент - «пневматический», в нем работает воздух – невидимка.

Гармонь! Гармонь!

Гуляют песни звонко,

За каждый покачнувшийся плетень.

Гармонь! Гармонь!

Родимая сторонка,

Поэзия российских деревень.

(А. А. Жаров)

Вывод

Чтобы воспитать любовь к Родине, необходимо знать и понимать народные традиции. Раскрывая истоки создания народных инструментов, развивая эмоционально-целостное отношение к жизни через произведения музыкального фольклора, учимся понимать, уважать и не разрушать культурное наследие наших предков.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель: -познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание; -формировать у детей основы музыкальной.

Конспект НОД «Волшебные переливы народных музыкальных инструментов» (старшая группа) Цель: обобщение представлений детей о русских народных музыкальных инструментах, свойствах и способах извлечения шумовых и музыкальных звуков.

Сценарий кукольного спектакля «Огородная история» по мотивам русских народных сказок Действующие лица: кошка Мурка, внучка Маша, дед, баба, ворона, ежик, мышка. Декорации. На сцене ширма с домиком, огород с овощами: репкой,.

План-конспект итогового музыкального занятия в рамках образовательного проекта «В стране музыкальных инструментов»План-конспект итогового музыкального занятия в рамках образовательного проекта «В стране музыкальных инструментов» Цель – Знакомить детей с многообразием мира музыкальных инструментов. Открыть им дверь в мир музыки – мир удивительный, яркий и сказочный.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2018–2019 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2018-2019 уч. г. Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2019-2020 уч. г. Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2020–2021 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2020-2021 учебный год Продолжить работу по теме: Информационно-коммуникативные технологии.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Оркестр русских народных инструментов» Проект «Оркестр русских народных инструментов». Вид проекта: исследовательский. По числу участников: подгрупповой. Участники проекта: подгруппа.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов»Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Цель: создание условий для развития музыкальных и творческих способностей детей. Задачи: 1. Коррекционно- образовательная: • Систематизировать.

Конспект урока во 2 классе «Оркестр русских народных инструментов» Тема урока во 2 классе: «Оркестр русских народных инструментов» Тип урока: «Урок изучения новой темы». Цель урока: 1. 2. Знакомство с понятием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию музыкального руководителя «История возникновения древних русских народных музыкальных инструментов»
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 12:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию музыкального руководителя «История возникновения древних русских народных музыкальных инструментов»» (включая файлы) размещена пользователем Элеонора Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД