Юлия Соколова
План по самообразованию «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования
в средней группе № 5 «Бабочка»
Воспитатель: Соколова Юлия Николаевна
Тема: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию».
Цель: Развитие речи и психических процессов, повышение уровня речевой активности детей с помощью элементов мнемотехники.
Задачи:
• развитие связной монологической речи дошкольников
• обогащение словарного запаса детей
• развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• развитие мелкой моторики, грамматического строя речи, звуковой культуры
• формирование умения составлять рассказы, отгадывать и загадывать загадки, рассказывать знакомые сказки, стихи с помощью мнемотаблиц
Актуальность выбранной темы
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
План работы на год
Сентябрь - май Методическая работа
1. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.
2. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10.
3. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
4. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001
5. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009
6. Обзор в интернете информации по образовательным областям;
7. Посещение семинаров, тренингов, конференций, ООД коллег;
8. Участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах;
9. Работа с родителями: (консультация, анкетирование, памятки, выступления на родительских собраниях.
Сентябрь
Познакомить детей с мнемоквадратами.
Включить в ООД по речевому развитию артикуляционную гимнастику с опорой на мнемоквадраты. Картотека мнемоквадратов для артикуляционной гимнастики «Веселый язычок». Консультация для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
Октябрь Познакомить детей с мнемодорожкой (характеристика звуков, чистоговорки, загадки, составление коротких предложений). Коллективное оформление альбома с мнемодорожками «Золотая осень», «Правила поведения на прогулке». Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами». Оформление памятки на информационном стенде для родителей.
Ноябрь Познакомить детей с мнемотаблицей (беседы по теме "Осень", "Перелетные птицы", "Порядок одевания на улицу", "Моя любимая игрушка").
Использование мнемотаблиц в дидактических, подвижных, пальчиковых играх с детьми в течение года.
Выставка «Моя любимая игрушка».
Внесение мнемотаблиц в предметно –развивающую среду (создание картотеки мнемотаблиц с играми, загадками, пальчиковой гимнастикой, стихами, сказками). Консультация для родителей «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехники». Изготовление совместно с детьми мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов.
Декабрь «Любимые сказки»
(формировать умение у детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу) Драматизация сказки «Рукавичка».
Конкурс «Сочиняем сказку».
(сочинить с ребенком сказку, используя мнемотаблицы)
«Моя сказка» Выставка творческих совместных работ детей и родителей.
Февраль «Мой папа»
(составление описательного рассказа о папе/дедушке с опорой на мнемотаблицу). Выставка детских работ «Мой папа». Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»
(рассказ с помощью мнемотаблиц про маму/бабушку).
Выставка детских работ «Мамин подарок». Беседа «Красивое хобби моей мамы (бабушки)». Выставка творческих работ мам и бабушек.
Апрель Создание игр и внесение их в предметно-развивающую среду.
Д/и «Времена года», «Профессии», «Животные», «Транспорт».
(Картотека мнемотаблиц) Открытое занятие «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».
Май Викторина «Наши любимые сказки» с использованием мнемотаблиц
Драматизация сказки «Теремок» Создание папки-передвижки. Папка-передвижка «Дидактические игры с использованием мнеметехники для развития речи детей 4-5 лет».
Самореализация
Январь Показ открытого мероприятия.
«Использование приёмов мнемотехники в разучивании стихотворений». Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в разучивании стихотворений».
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы по речевому развитию;
4. В работе с родителями включить анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.