Александра Смирнова
План по самообразованию «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и
умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого
предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем: · трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; · бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; · отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; · односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение; · отсутствие навыков культуры речи:
Публикация «План по самообразованию „Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д ·
недостаточный словарный запас; плохая дикция.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления.
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов,
предложений и текстов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии. Ожидаемые результаты
Дети:
1. Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
2. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
3. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
4. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
5. Обогащен словарный запас детей.
Родители:
1. Вовлечены в процесс речевого развития детей.
2. Знакомы с приемами и методами развития речи детей.
3. Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно развивающей среды.
Этапы реализации плана по самообразованию
Подготовительный:
1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.
3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)
4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.
5. Обсуждение проекта вместе с родителями.
6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор
детей.
Основной:
1. Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами.
2. Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему – модель. Используя
схему – модель как план пересказа.
3. Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.
4. Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.
Заключительный:
Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.
Методы работы
1. Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений,
составление описательных рассказов.
2. Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок,
рассказов, стихов.
3. Практический метод - составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем,
мнемотаблиц.
Источники самообразования:
1. СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно –
популярная).
2. Интернет, медиа информация на различных носителях. 3. Семинары, мероприятия по обмену опытом, вебинары, мастер классы, курсы
повышения квалификации.
Формы самообразования:
1. Индивидуальная - через индивидуальный план.
2. Групповая - через участие в жизни детского сада.
План работы на 2021-2022учебный
год[/b]
РАЗДЕЛ СРОКИ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Изучение методической литературы Сентябрь-май
1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
2. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».
3. ЖитниковаЛ. «Учите детей запоминать»
4. Матюгин И., Жемаева Е., Рыбникова И. «Как развить хорошую память»
Работа с детьми
СЕНТЯБРЬ Артикуляционная гимнастика «Весёлый
язычок».
Цель: Обучение детей артикуляционным
упражнениям.
ОКТЯБРЬ Осень.
Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных
изменениях в природе. Упражнять детей в
умении составлять связный рассказ по схеме-
модели.
НОЯБРЬ Любимые сказки.
Цель: Пересказывать сказку, выразительно
передавая диалоги персонажей. Учить детей
передавать содержание знакомой сказки,
используя мнемотаблицу. Развивать у детей
умственную активность.
ДЕКАБРЬ Красавица зима.
Цель: Упражнять детей в умении соотносить
знаковые символы с образами. Учить детей
составлять рассказ о зиме с использованием
наглядных пособий.
Заучивание стихотворения «Маша варежку надела». (А. Саконская с использованием мнемотаблицы).
ЯНВАРЬ Зимние забавы.
Цель: Составлять небольшой описательный
рассказ, отражающий содержание картины с
помощью мнемотаблицы, продолжать
обогащать знания детей о сезоне, развивать
связную речь детей.
Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения
«Снегири» с помощью мнемотаблицы.
ФЕВРАЛЬ Защитники отечества.
Цель: Дать доступные детскому пониманию
представления об армии, о воинах, которые
охраняют нашу Родину, потренироваться в
составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица).
МАРТ О любимых мамах.
Цель: Воспитывать любовь, бережное
отношение к матери, продолжать развивать
умение соотносить символы с образами,
повторение стихов к утреннику с использованием схем
АПРЕЛЬ Весна.
Цель: Расширить знания о сезонных
изменениях в природе, совершенствовать
грамматический строй речи, развивать
умение соотносить знаковые символы с
образами, формировать понятия причинно-
следственные связи и закономерности в
явлениях природы.
МАЙ Заучивание стихотворения наизусть
«Одуванчик» Е. Серова с использованием метода мнемотехники.
Работа с семьёй
Сентябрь - май Консультация для родителей:
«Мнемотехника – как средство развития
связной речи у детей». Цель: Познакомить
родителей с понятием «мнемотехника».
Папка-передвижка.
«Стихотворения. Учим стихи с помощью
мнемотехник». Цель: Помощь родителям в
заучивании стихотворений с детьми дома.
Домашнее задание. потренироваться детям с
родителями в составлении простейшей
мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу
лето».
Цель: закрепление умения самостоятельно
составлять мнемотаблицы и рассказывать по
их содержанию.
План работы на 2022-2023 учебный
год[/b]
РАЗДЕЛ СРОКИ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
1. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. «ДетствоПресс»,
2. Веселые встречи «Детство – Пресс».
3. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное
воспитание». – 1990г. - №10.
4. Использование мнемотаблиц в работе по формированию
первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика».
5. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб. ,2005
Работа с детьми
СЕНТЯБРЬ Заучивание стихотворения В. Миронович
«Листопад».
Цель: Составление мнемотаблиц для
выразительного чтения наизусть;
выразительно читать наизусть стихотворение,
интонационно передавать спокойную грусть
осенней природы.
ОКТЯБРЬ Загадывание загадок о фруктах, овощах с
помощью мнемотаблицы.
Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и
фруктах, о характерных признаках осени.
НОЯБРЬ Пересказ сказки «Два жадных
медвежонка».
Цель: Составление мнемотаблицы для
пересказа; учить передавать текст точно,
последовательно, выразительно;
пересказывать текст.
Дидактическая игра «Зашифруем слова».
Обогащение словарного запаса, развитие
логического мышления и долговременной
памяти. Содержание: Попросить ребенка
нарисовать картинки к каждому названному
им слову. Зрительный образ,
соответствующий предметам возникает
легко, поэтому детям предлагается
«зашифровать» слова, типа вкусный суп,
радость и т. п.
ДЕКАБРЬ Пересказ русской народной сказки
«Зимовье зверей».
Цель: Продолжать учить передавать текст
точно, последовательно, выразительно с
опорой на мнемотаблицу; пересказывать
текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь.
Заучивание стихотворения И. Гурин
«Веселый снеговик».
Цель: Способствовать запоминанию
стихотворения наизусть используя прием
мнемотехники
ЯНВАРЬ Пересказ сказки «Три поросенка».
Цель: Способствовать умению пересказывать
содержание сказки точно, последовательно,
выразительно; (использование для пересказа
готовые мнемотаблицы).
ФЕВРАЛЬ Заучивание стихотворения С. Есенина
«Берёза».
Цель: Составление мнемотаблиц для
выразительного чтения наизусть;
интонационно передавать нежность,
любование зимней природой
МАРТ Составление описательного рассказа на
тему: «Птицы».
Цель: Учить детей составлять описательный
рассказ на тему: «Птицы» с опорой на
мнемотаблицу.
АПРЕЛЬ Д/игра «Кто в домике живет?» (по
И. А. Чистяковой).
Цель: обогащение глагольного словаря,
развитие зрительного внимания, памяти,
логического мышления
Содержание: Дети получают домики с
закрытыми ставнями, на которых нарисованы
символы того, что могут делать животные,
которые там живут, например, летает, вьет
(гнездо, клюет, поет – это птица.
Правильность ответа дети проверяют,
открывая ставни домика.
Составление описательного рассказа на
тему: «Деревья».
Цель: Продолжать учить составлять
описательный рассказ с опорой на
мнемотаблицу и без нее.
МАЙ Заучивание наизусть стихотворение
С. Есенина «Черёмуха».
Цель: Способствовать запоминанию
стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Учить выразительно, читать наизусть
стихотворение без опоры на наглядность.
Времена года.
Цель: Составить описательный рассказ о
временах года, выделить различия между
ними по предложенной воспитателем
мнемотаблице, предложить детям самим составить таблицу. Дидактическая игра «Времена года»
Работа с семьёй
Сентябрь - май
Папка - передвижка «Особенности речевого развития ребенка 6-7 лет».
Цель: Привлечение родителей к работе по
развитию речи у детей.
Консультация «Уровень развития речи
детей старшего дошкольного возраста».
Цель: информирование родителей знаниями
по развитию речи.
Конкурс совместно родители и дети:
«Лучшие мнемотаблицы по сказкам и
рассказам для детей»
Цель: Продолжить распространение
педагогических знаний среди родителей.