светлана скрипачева
Сенсорное воспитание через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Для обеспечения эмоционального блогополучия детей раннего возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр. В игре мы создаем благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений. Успех в решении дидактических задач достигаем путем использования разнообразных игровых действий Для этого в нашей группе создан развивающий уголок с дидактическими играми и пособиями, способствующие сенсорному воспитанию детей : большиие-маленькие цветные пирамидки, цветные автомобили, разборные паровозики, пособие -волшебные пуговицы, разноцветные каталки-зверушки, дидактические игры на развитие мелкой моторики (полянки, домино, деревянная стучалка, настольные игры на развитие мышления памяти (рамки-вкладыши, парные картинки, пазлы из картона, деревянные пазлы, пирамидки домики, бизиборды. Среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. Для этого мы пополнили сенсорный уголок пособиями и играми сделанными своими руками из бросового материала (шнуровки, подушка-веселушка, волшебные пуговицы, шарики для клоуна, игривый котенок, красивый автомобиль,непослушные зайцы. Такое разнообразие игр не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство предметов, но и способствует развитию сенсорного восприятия детей.
Публикация «Сенсорное воспитание через дидактические игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
(Разноцветные шары) Так как в нашей группе дети маленькие мы создаем игровую ситуацию, вносим элементы сюрприза. Веселый клоун приходит в гости к малышам и приносит разноцветные шары. Вместе с клоуном малыши под музыку подбрасывают шарики вверх. Танцуют, веселятся, радуются. Детей знакомим со свойствами предметов (летает не летает) и их признаками (цвет, форма).
По словам В. А. Сухомлинского: «Игра — это искра, зажигающая огонк пытливости и любознательности». В игре «Веселая карусель» закрепляем умение становится в круг, развиваем мелкую моторику (держаться за ленточку одной рукой, закрепляем цвет-красный, желтый, зеленый, синий.
По средствам различных дидактических игр детям наиболее легко усвоить признаки предметов. Поэтому в своей работе мы делаем акцент на игровую форму деятельности. (игры с прищепками) «Каждому ежику по иголочке». В этой игре дети активнее работуют пальцами рук, у них развивается умение различать цвета, внимание. Вместе с клоуном малыши с большим интересом находят разноцветные иголочки для ежика. Мы одновременно являемся и учителем, и участником игры. Учим и играем, а дети, играя, учатся.
Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. В играх с пробками «Шарики для клоуна, Игривый котенок, помогаем детям более активно работать пальцами рук при закручивании и откручивании пробок к соответствующим картинкам. В этой игре развивается мелкая моторика рук, через действия с другими предметами, внимание, зрительное восприятие.
«Разложи по цвету» В этой игре учим детей находить пробки определенного цвета закрепляем цвета (красный, желтый, синий, зеленый.) Предлагаем разложить их по коробочкам с цветным значком. Сначала предметы одного цвета по 4-8 штук со временем количество предметов и цветов увеличиваем.
«Погладим куклам платья» В игре у детей развивается внимание, зрительная память. С помощью взрослого учатся подбирать утюг нужного цвета к платью.
Виграх «Умные вкладыши» мы учим детей группировать фигурки фруктов, животных в соответствии с их величиной. Путем зрительного соотнесения. В эту игру мы играем индивидуально, сначала предлагаем фигурки одного размера. Когда дети научились играть с вкладышами, тогда мы усложняем задачу- разложить предметы от большего к меньшему то есть самый большой, большой, поменьше, еще меньше, самый маленький.
Собери картинку из пазлов - «Деревянные пазлы», «Пазлы из картона с изображениями игрушек, транспорта, животных из 2-3 частей учим малышей собирать целую картинку, развиваем мышление.
«Подбери по цвету дорожки для машин» Детей учим подобрать машинки в соответствии с цветом дорожки, помогаем малышам прокотить свои машины по дорожкам путем наложения.
Используя дидактические игры в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется выдержка.
«В игре подбери чашки к блюдцам» учим подбирать детей по цвету на красное блюдце- красную чашку.
«Собирая ромашку» наших малышей учим разным способам конструирования из крупного строительного материала. Закрепляем цвет, форму. При объяснении рассказываем какой стороной повернуть и положить фигуру для цветка.
«Разноцветные полянки» В раннем возрасте учим детей различать цвета и форму. Складывая несложные картинки малыши получают первые навыки логического мышления и развивают мелкую моторику рук.
«Учитесь строить дорогу как мы»- развивается память, формируется понятие (длинная-узкая). При обыгрывании закрепляем цвет (зеленая машина едет по зеленой дорожке и т. д. В игре учим детей выкладывать узкую дорожку, используя навык прикладывания кирпичиков друг к другу узкой стороной.
Две башенки цветные высокие какие» Из больших кубиков дети строят башенки самостоятельно. И мы поддерживаем их в этом желании. Во время строительства развиваются такие качества как: память, величина предмета, цвет.
СОБИРАЕМ ПИРАМИДКИ. В ходе действия с пирамидками мы знакомим детей с величиной способом наложения. Развивается память, внимание, мелкая моторика рук. Вместе с малышами рассматриваем и разбираем игрушку, отмечая их форму, цвет и величину. Сначала выбираем самое большое колечко и надеваем его на стержень. Далее предлагаем сделать то же самое с другими колечками до тех пор пока пирамидка не будет собрана. Этот принцип сборки и разборки пирамидок используем с другими пирамидками-домиками, пирамидками-зверушками. Восприятие величины развивается у детей с помощью знакомых предметов (большая-маленькая)
«Цветочные полянки» Играя у детей развивается мелкая моторика рук, внимание, мышление. Предлагаем детям посмотреть как правильно расстегивать и пристегивать цветочки к пуговицам.
«Подушка — веселушка» Пособие помогает развивать внимание, мышление, тактильные и зрительные ощущения. Детям нравится растегивать молнию, рассматривать цветные фигурки, цветочки, развязывать шнурок.
«Волшебные пуговицы» Побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя, узнавать и показывать изображение.
«Игры со шнурками» развивается координация движения руки и внимание. Детям очень нравится шнуровать красивое платье у матрешки, домик у улитки, вставляя в отверстие разноцветные шнурки.
ВЫВОД:
Подбирая дидактические игры мы продумывали цель, и дидактические задачи определяли место и роль игр в системе обучения и воспитания, проэктировали саму игру и определяли степень участия в не всех детей, продумывали оказание помощи застенчивым детям. В заключении, мы отметили, что постепенно в воспитательно-образовательной работы с использованием дидактических игр у детей накопился сенсорный опыт, который стал основой развития всех способностей. Дети стали играть самостоятельно, без нашего показа.