Анастасия Закирова
План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Задачи:
повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;
создать условия для художественно – эстетического, речевого, познавательного развития через пополнения предметно-развивающей среды;
формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Чтение, детская литература
- Темочки
способствовать приобщению детей к словесному искусству, умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, обыгрывать, чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;
приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении.
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
1. Изучение литературы по
теме. Сентябрь
май 1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012.
2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга» : СПб. : 2017.
4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016.
5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение», 2009.
6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». – М., 2013.
7. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с.
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.
9. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами //Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
10. Гербова В. В. Составление описательных рассказов.
1. Работа с детьми сентябрь Чтение воспитателя по книге
или наизусть, рассказывание
художественных
произведений:
- сказка «Заяц – хваста»;
- «Журавль и цапля»,
- Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
-«Петушок и бобовое зёрнышко»;
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень». Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
«Вечер сказок»- чтение или рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, беседа, пересказ.
октябрь
Чтение художественной литературы про осень, беседы, пересказ, заучивание стихотворений:
- «Осень» И. Соколов-Микитов.
- «Лес осенью» И. Соколов-Микитов.
- «В лесу» И. Соколов-Микитов.
- «Грибы» И. Соколов-Микитов
- И. Бунин «Листопад».
Сюжетные картинки: «Времена года», «По грибы»,
«Урожай», «Листопад».
Осенний театрализованный праздник: «Осень золотая».
Конкурс детско-родительских работ «Мой любимый сказочный герой (по мотивам русских народных сказок)»
ноябрь Игры на развитие связной речи детей :
«Доскажи словечко»;
«Придумай конец»;
«Кто в домике живёт?»;
«Слова перепутались»;
«Придумай рассказ (сказку) про…»;
«Из какой сказки?»;
«Состарь рассказ по картине» и др. Сюжетные картинки: «Лес осенью».
Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей.
декабрь Чтение сказок А. С. Пушкина.
Чтение и заучивание стихотворений о зиме:
- Ф. Тютчев «Зима не даром злится»
- С. Городецкий «Первый снег».
Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:
- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
-Что летом родится, то зимой пригодится.
- Без шубы и валенок - и зима без конца.
-Мороз не велик, да стоять не велит.
-Хороший снежок урожай сбережет.
-Мороз ленивого за нос хватает.
Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина.
Конкурс чтецов «Русская зима».
январь Чтение, обсуждение произведений художественной литературы и фольклора.
Моделирование сказки «Морозко» (рассказывание).
Сюжетные картинки: «Зимние забавы».
Моделирование сказки с помощью геометрических фигур, пересказывать её, использую алгоритм.
февраль Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.
Чтение стихов, рассказов о Родине, армии, солдатах: «День Защитника Отечества». Разучивание с детьми стихотворений к празднику: «День Защитника Отечества».
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
Конкурс: «Кто больше знает загадок, скороговорок, считалок?»
март Чтение сказок В. Сутеева. Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Знакомство с пословицами и поговорками о труде:
- Торопливый дважды одно дело делает;
- Без труда нет плода;
- Больше дела - меньше слов;
- Всякая работа мастера хвалит.
- Глазам страшно, а руки сделают. Сюжетные картинки: «Весна», «Весенние заботы», «Мамин праздник».
Придумывание продолжения к известной сказке или другой конец сказки.
апрель Игры-драматизации по мотивам любимых сказок:
«Русская народная сказка глазами детей».
Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».
май - Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
Разучивание с детьми стихотворенье Усачёв «Что такое День Победы?».
«Вечер памяти» Выставка детских рисунков по прочитанным произведениям для родителей: «Великий День Победы»
3. Работа с родителями. сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь-февраль
март-апрель
май Консультация для родителей:
«Роль книги в развитии речи детей».
Пополнение художественной литературы в библиотеке группы.
Беседы с родителями «Что и как читаем дома?».
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».
Консультации: «Как привить ребенку интерес и любовь к книгам»; «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине».
Консультация «Как научить ребенка учить стихотворения».Памятки для родителей по обучению связной речи.
Беседа с родителями «Насколько важно читать ребёнку»
Консультация для родителей «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».
Беседа с родителями «О чем и как беседовать с ребенком о прочитанном».
Беседа с родителями: «Что рассказать детям о великой отечественной войне?
Рекомендации родителям на летний период: «Читайте вместе с детьми».
Информация в уголке для любознательных родителей.
Конкурс детско-родительских работ «Мой любимый сказочный герой (по мотивам русских народных сказок)».
Информация в уголке для любознательных родителей.
Совместная подготовка к зимнему празднику: «Карнавал игрушек» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).
Выставка книг: «Папа, мама, я – читающая семья или «Книги, которые можно читать всей семьёй».
Совместная подготовка к весеннему празднику: «Самым милым и любимым» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).
Выставка детских рисунков по прочитанным произведениям для родителей: «Великий День Победы».
4. Работа по обмену опытом. сентябрь-май Взаимопосещение занятий,беседы с коллегами. Конспекты занятий.