Ольга Осипова
План по самообразованию «Эффективность использования музейной педагогики в развитии познавательного интереса у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2013 г.) впервые выделяет образовательную область «Познавательное развитие».
Одним из требований ФГОС, являются требования к развивающей предметно-пространственной среде, в соответствии с которыми, она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. И здесь на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день «музейную педагогику» рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Музейная педагогика обладает большими потенциальными возможностями для развития познавательного интереса
Публикация «План по самообразованию „Эффективность использования музейной педагогики в развитии познавательного интереса у детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: теоретически обосновать эффективность использования элементов музейной педагогики в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. изучить литературу по теме самообразования
2. рассмотреть и проанализировать возможности использования элементов музейной педагогики в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
3. организовать специальные условия для развития познавательного интереса дошкольника
4. обеспечить сотрудничество с родителями воспитанников по проблеме развития познавательного интереса дошкольника
Ожидаемые результаты (чему я научусь) : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования элементов музейной педагогики в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
1. Организационно-ознакомительный Сроки
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
-Информирование родителей о создании мини-музея в группе, привлечение к созданию музея. -Анкетирование родителей по вопросам познавательного развития
Изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Разработка траектории реализации задач.
Сентябрь-октябрь
2. Содержательный
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
-«Организация в группе мини-музея»
- Непосредственная работа в мини-музее : выставки, беседы, игры, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. - «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
- Сбор экспонатов для мини-музея
-«Коллекционирование как средство познавательного развития старших дошкольников»
- Познавательное развитие в условиях семьи.
-Материально-техническое –обеспечение
- Создание рекламных буклетов к книгам родителей совместно с детьми
- Создание банка литературы по теме самообразования
- «Мини-музей как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста» -консультация
- «Способы и формы работы с детьми в мини-музее» - консультация
-Познава
Ноябрь-апрель
3. Заключительный
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
-Обогащение предметно-пространственной среды.
-Проведение тематических занятий, бесед
-Арт-галерея «Мой Космос»
-Включение в образовательную деятельность игр, экспериментов на развитие познавательного интереса старших дошкольников
-«Наши мини-коллекции» выставка совместных коллекций родителей и детей.
- Фотовыставка «Семейный поход в музей» -«Презентация мини- музея»
- «Итог о работе по теме самообразования» Май
4. Организационно-ознакомительный
Используемые источники :
1. Лашкина Н. Дети в музее / Н. Лашкина — Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр. 72
2. Морозова А. Н. Музейная педагогика : Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н. Нестеренко — Обруч, № 6, 2000. стр. 30–31. 4. Попова И. А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И. А. Попова — Управление ДОУ, 2006, № 5. стр. 84.
4. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова — М. : Линка — Пресс, 2008.
5. Трунова М. Секреты музейной педагогики / М. Трунова — Дошкольное воспитание, 2006, № 4. стр. 38
В течение года
Формы представления результатов по самообразованию :
-консультация для педагогов
-презентации мини-музея в группе
-буклет