Велигурова Ольга Владимировна
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга» с. Мамонтово
План по самообразованию
по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
на 2020-2021г.
Подготовила план: воспитатель Велигурова О. В.
Образование: высшее
квалификационная категория: нет
стаж педагогический работы :8 месяцев
Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность: В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их развития с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до7 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Цель: обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера и формирование математических знаний у дошкольников через игровую деятельность.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения
методической литературы;
2. Создать благоприятные условия для развития математических способностей через игровую деятельность;
3. Оформить в группе уголок «Занимательная математика»;
5. Создать картотеку математических игр.
Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Предполагаемый результат: В мае проведён итоговый мониторинг детей, анкетирование родителей с целью выяснения результатов проделанной работы.
По итогам, которых, можно сделать вывод о том, что использование игрового математического материала способствовало.
Активизации умственной деятельности детей;
Развитию основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования;
сравнения, обобщения, классификации;
Формированию основ творческого мышления;
Развитию эмоционально-волевой сферы;
Развитию коммуникативных навыков;
Развитию и систематизации знаний, умений, математических представлений;
Повышению интереса детей к математике;
Привлекли родителей к данной теме;
Заинтересовали педагогов.
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика- Синтез,2016г И. А. Помораева.
3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
6. «Играя, учимся математике». – М. :2005. Спиридонова Б. В.
7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для
дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
9. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками
Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10. Абрамов И. А. Особенности детского возраста. – М., 1993г.
11. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005г. - 32 с.
12. Белошистая А. В. Дошкольный возраст : формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. - №8. – С. 30-39
Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО,2005 г. - 208 с.
13. Метлина Л. С., Занятия по математике в детском саду : : Пособие для воспитателя дет. сада. - М : Просвещение, 1982
14. Новикова В. П. "ФГОС Математика в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез, 2017
Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План работы
На 2020-2021г.
Сроки Тема Исполнение
Сентябрь - Октябрь Написание выпускной квалификационной работы на тему: «Логические игры и упражнения как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Ноябрь Подбор и изучение методической литературы.
Декабрь Изготовление картотеки «Математические игры для детей»
Январь Работа с родителями (анкетирование).
Консультация для родителей.
Февраль Работа с детьми. Проведение занятия по данной теме. Использование физминуток и пальчиковой гимнастики.
Март Консультация для воспитателей.
Оформление математического уголка
«Занимательная математика».
Апрель Использование математических игр в НОД. Показ занятия.