Ольга Медвецкая
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей раннего возраста посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Принято Утверждаю
педагогическим советом заведующий МБДОУ «ДС «Ромашка»
Протокол №___ ___ В. А. Комарова
от«___»___20___г. приказ от «__»___20__г №___
План работы по самообразованию
Тема: «Развитие связной речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Воспитатель:
Медвецкая Ольга Александровна,
воспитатель 1КК
р. п. Усть –Абакан,2023
Актуальность темы
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие связной речи детей раннего возраста посредством фольклора“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, поэтому я забавляю его песенками и короткими стишками-пестушками, их назначение вызвать у ребенка положительные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стишки к первым играм с ручками, пальчиками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и сказок.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Поехали-поехали (Игра развивает вестибулярный аппарат ребенка. помогает ему научиться сидеть без поддержки)
Гуси-Лебеди (Игра-ритмика развивает у ребенка чувство ритма и помогает развитию тонких движений рук.)
Гули-гули (Пальчиковые игры в большом почете, так как научными исследованиями установлено, что развитие мелкой моторики рук помогает развитию речи малыша).
«Обыгрываем» игрушки.
Микропьески для театра.
Песенки для танцев
Заинька
Топотушки и т. д.
Таким образом, опыт работы показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые навыки для овладения и развития речи.
Цель: Повысить профессиональный уровень,расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.
Задачи:
1. Продолжать изучение методической литературы;
2. Создать условия для речевого развития детей младшего возраста, дополнить содержание центров развития речи и искусства (уголок ряжения и театрализованной деятельности);
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
Срок реализации: 1 год (2023 – 2024 учебный год)
Раздел плана Содержание Сроки и выполнения Практические выходы
Информационно-
аналитический Работа в методическом кабинете
Изучение методической литературы по данной проблеме.
Изучение статей в журналах:
- «Дошкольное воспитание»-
Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий.
Изучение опыта работы по данной теме. Прохождение курсов повышения квалификации. Сентябрь 2022
В течение года
Сентябрь, октябрь
Сентябрь Сбор информации
Методическая копилка
Внедренческий Подбор материала,необходимого для работы с детьми и родителями на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Консультация «Фольклор в повседневной жизни малышей»
Знакомство детей с русской народной игрушкой (матрёшки, неваляшки)
Октябрь
В течение года
Папка с материалами
Папки – передвижки, буклет, консультации
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы
Оформление картотеки «Игровая деятельность по лексическим темам»
Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок в книжках с русскими народными сказками и потешками. Ноябрь
В течение года
Папка - передвижка
Картотека потешек
Методическая копилка
Картотека игр
Практический Семинар – практикум «Игровые технологии в речевом развитии воспитанников ДОУ»
Тренинг «В игры играем – речь развиваем»
Проектная деятельность «Моя любимая сказка»
Декабрь
Рисунки
Мастер-класс «Мальчик-пальчик,где ты был?»
Выполнение пальчиковой гимнастики. Проговаривая вместе с воспитателем повторение действий воспитателя.
Игры – инсценировки (Гуси-лебеди, заинька-попляши, игра «Кто в домике живёт»)
Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
Художественное творчество песенки для танцев.»Кукутики, «Малинки».
«Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» с использованием настольного театра.
«Теремок»,»Репка» Январь
В течение года
В течение года Папка-передвижк
Картотека пальчиковых игр
Просмотр мультфильмов на основе произведений русского фольклора.
Организация совместного занятия с детьми «Любимые народные игры» Апрель
отчёт
Обобщение педагогического опыта «Развитие речи через игровую деятельность»
Май Памятки
Подготовка проведения родительского собрания.
Подготовка проведение отчёта по самообразованию. Май Подведение итогов.
Литература:
1. Фомичёва Г. А. М. : Просвещение, 1984г. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»;
2. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
3. Логинова В. И., Максаков А. И., под редакцией Сохин Ф. А. – 3 изд. М. : Просвещение, 1984г. «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду».
5. «Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию речи детей до трёх лет. М. : Просвещение, 2000г.
6. Павлова Л., Сотникова В. «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования»;
7. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»;
8. Дмитриева В. «Учусь говорить правильно» (лепеталки, чистоговорки, стихи и песенки) М. : Астрель; СПб «Сова», 2010г.
9. Луканина Н., Чадова Л. «Праздники в детском саду для детей 2-4 лет».
10. Зарецкая Н. В. «Праздники и развлечения в ДОУ», младший дошкольный возраст; Кричицына Н. «Дети любят …» Д/В – 1991г., № 11, с. 16 – 17; 12. Мацкевич А. Д. «Малые формы фольклора» (работа с книгой в д/с сост. В. А. Богуславская, В. Д. Разова) – М. : Просвещение.