Галина Бубнова
План педагогического проекта по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №32
города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Утверждено
заведующим
МАДОУ ЦРР д/с №32
___ Дементьевой Л. В.
План
педагогического проекта
по нравственно – патриотическому воспитанию
по образовательной области
«Познавательное развитие»
в подготовительных к школе группах компенсирующей направленности
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
для обучающихся с ТНР
«Русалочка 1», «Русалочка 2»
по теме:
«С чего начинается Родина»
Составила
воспитатель :
Бубнова Г. В.
г. Кропоткин
2024г.
1. Паспорт проекта.
2. Актуальность и обоснованность проекта.
3. Цели и задачи.
4. Предполагаемый результат.
5. Этапы реализации проекта.
6. Формы взаимодействия с детьми и родителями.
7. Презентация проекта.
8. Изготовление лэпбука по теме: «Наша Родина – Кубань»
Паспорт проекта
Название проекта Проект по нравственно-патриотическому воспитанию по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительных к школе группах компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР
«Русалочка 1,» «Русалочка 2» по теме:
«С чего начинается Родина»
Вид проекта Практико-ориентированный, открытый, коллективный, обучающий, информационный.
Продолжительность Среднесрочный (с 02.12. по 28.12.2024г.)
Участники проекта Воспитатели, дети подготовительных к школе групп, родители воспитанников.
Общая характеристика проекта
Проект состоит из нескольких взаимосвязанных разделов:
«Родительский дом - начало начал»
«Мой родной город Кропоткин»
«Краснодарский край – милый край»
«Многонациональные народы Кубани»
«Защитники Родины»
«Наша Родина-Россия»
«Москва – столица России»
«Знаю. Помню. Горжусь»
Планирование деятельности будет осуществляться по основным направлениям дошкольного образования:
-Познавательное развитие.
-Речевое развитие.
-Художественно-эстетическое развитие.
-Социально - коммуникативное развитие.
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительных к школе группах компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР
«Русалочка 1,» «Русалочка 2» по теме:
«С чего начинается Родина»
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…»
М. Матусовский
Актуальность разработки и реализации проекта
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт К. Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал»
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование мира и межличностных отношений и т. д.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.
Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.
Цель проекта :
1. Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма. 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей подготовительных к школе групп через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице, на которой живет ребенок, родном городе, своей стране. 3. Воспитание любви и уважения к истории своей страны – России.
4. Воспитание уважительного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, другим людям, к человеку - труженику, результатам его труда, к родной земле, к защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
5. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее. 6. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края.
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям.
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города.
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить детей свободно мыслить, фантазировать.
7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
В рамках реализации проекта используются следующие технологии:
Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные. В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, средней школой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведё тся по следующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование
бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);
- метод детских проектов.
Формы работы с детьми:
занятия;
презентации;
пополнение развивающей среды;
чтение художественной литературы;
беседы, ситуативные разговоры;
выставки детских работ;
слушание музыки;
игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные).
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- формирование системы понятий духовных семейных ценностей,
самовыражение творческих способностей детей;
- формирование элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повысится педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.
- активизируется интерес родителей к себе так и к педагогам-воспитателям.
- обогащается опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- разовьются исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;
- сформируются желания сотрудничества с детским садом;
- укрепится значимость семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов :
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Целевые участники проекта :
Дети подготовительных к школе групп (6 -7 лет)
Педагоги группы «Русалочка 1,2»
Родители воспитанников.
Условия реализации проекта : заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность деятельности.
Сроки реализации: (с 02.12. по 28.12.2024г.)
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя анкетирование родителей на предмет знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей;
диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края.
II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми:
занятия;
презентации;
пополнение развивающей среды;
чтение художественной литературы;
беседы, ситуативные разговоры;
выставки детских работ;
слушание музыки;
игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные).
III этап – заключительный
1. Выставка работ, коллективно изготовленных детьми и родителями на тему: «С чего начинается Родина»
2. Презентация проекта по теме : «С чего начинается Родина»
3. Изготовление лэпбука по теме: «Моя Родина – Кубань.
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
План работы по реализации проекта
Декабрь 1 неделя.
Тема: «Родительский дом – начало начал»
«Мой родной город Кропоткин»
Задачи: Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов.
Расширять и уточнять знания детей о родном городе, крае.
Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины.
Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Познакомить детей с символикой нашего города.
Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города.
Закрепить знания детей об архитектуре родного города, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.
Познакомить детей с рекой Кубань; её расположением на карте.
Формы проведения:
Беседа: «Что я знаю о своей семье»
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье»
Консультация для родителей: «Как знакомить детей с историческим прошлым родного города
Выставка фотографий исторических зданий города Кропоткин
Изготовление (обновление) альбома: «История и достопримечательности родного города»
Конструирование: «Улицы моего района»
Рисование «Улица, где я живу»
Конкурс рассказов «Биография моей улицы»
Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»
Дидактические игры: «Назови, как тебя дома ласково называют?», «Кто старше, кто младше», «Родственные отношения», «Угадай профессию», «Кто кем работает».
Декабрь 2 неделя.
Тема: «Краснодарский край – милый край»
«Многонациональные народы Кубани»
Задачи: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края.
Познакомить с культурой и традициями родного края.
Познакомить с именами знаменитых земляков.
Сформировать знания о живой и неживой природе родного края.
Познакомит детей с многонациональным составом Кубани.
Развивать умение жить в мире и согласии, правильно общаться, развивать интерес к истории родного края.
Воспитывать уважение к культурным национальным особенностям других народов, живущих на Кубани.
Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Формы проведения:
Беседы «История возникновения Краснодарского края», «Государственные символы Краснодарского края», «Традиции народа»
Занятие «Народные промыслы на Руси»
Занятие «Многонациональная Кубань»
Рассматривание «Природа нашего края», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные Краснодарского края», «Красная книга Краснодарского края»
Просмотр презентации «Моя малая Родина»
Чтение «Лучше нет родного края» П. Воронько, «Родная земля»
Г. Ладоньщиков, «Родина» В. Семерин, «Родная земля» П. Синявский
Рисование «Река Кубань»
Рисование «Кукла в национальном костюме»
Художественный труд «Животные нашего края»
Консультации для родителей: «Какие русские народные сказки читать детям?», «Ребёнок и его Родина»
Дидактические игры «Одень казака и казачку», «Разрезные картинки», «Мы живём на Кубани», «Каким бы ты хотел видеть наш край», «Хорошо – плохо»
Декабрь 3 неделя.
Тема: «Наша Родина - Россия»
«Москва – столица – России»
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России.
Формировать уважительное отношение к государственным символам.
Закрепить названия крупных российских городов и рек, народов, населяющих РФ, названия народных промыслов.
Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску).
Познакомить детей с географическим положением и историей Москвы, главных достопримечательностей, обратить внимание на соседние города и области.
Формы проведения:
Беседы: «Как началось Русское государство», «Ознакомление с историческим прошлым России»
Рассматривание альбомов «Реки России», «Города России»
Познавательная игра-путешествие «На далёкий север»
Презентация «Москва-столица моей Родины»
Выставка рисунков детей совместно с родителями на тему: «Россия – родина моя»
Чтение «Кремлевские звезды» С. Михалков.
Дидактические игры: «Сложи картинку»; «Закончи предложение»; «Подскажи словечко»; «Угадай что это?»
Декабрь 4 неделя.
Тема: «Защитники Родины»
«Знаю. Помню. Горжусь.»
Задачи: Выяснить знают ли дети о своих родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны.
Расширять знания детей о войне, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну.
Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.
Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии.
Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.
Формы проведения:
Беседа «Они защищали нашу Родину», «Казаки – защитники Отечества»
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны.
Рассказ о детях-героях войны.
Экскурсия к памятнику войнам освобождавшим город Кропоткин.
Рисование «Кремлевские Звезды»
Лепка «Знамя Победы» (пластилинография)
Рассматривание альбомов и видеоматериалов о войне.
Слушание песен о войне «В землянке», «Катюша»
Дидактические игры «Назови предмет», «Узнай по описанию», «Для чего это надо», «Кому что нужно»