Валентина Шмидт
План коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями ОДА
▼ Скачать + Заказать документы
ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У РЕБЕНКА
С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
Основные задачи:
1. Способствовать увеличению объему двигательной памяти.
2. Развивать пространственную координацию движений (задания на провокацию).
3. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.
4. Развивать мимическую моторику и жетикуляцию.
5. Способствовать развитию речевой моторики, координации движения и слова.
Задание «Посмотри, запомни и повтори»
Публикация «План коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями ОДА» размещена в разделах
Цель: развивать у ребенка двигательную и зрительную память, координацию движений, учить последовательному повторению дейтвий за взрослым.
Инструктаж: Педагог с ребенком стоит напротив друг друга, показывает 5-7 движений, следующих друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.
Например, руки вверх – вперед – в стороны – на пояс – присесть; руки вперед – присесть, руки вперед, присесть – руки вверх, встать – руки на поясе, прыжок.
Задание «Движение вслепую»
Цель: развивать двигательную память и двигательный аппарат.
Инструкция: Педагог завязывает ребенку глаза, берет его за руку и водит по комнате по определенному несложному маршруту: три шага вперед, остановка, поворот налево, три шага назад, поворот направо и т. д. После этого развязываете ребенку глаза, и он должен повторить маршрут.
Задание «Слушай и исполняй»
Цель: развитие двигательной памяти.
Инструкция: Педагог называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.
Упражнение «Аист»
Цель: Тренировать чувство равновесия, развивать координацию движений, формировать правильную осанку, укреплять мышцы нижних конечностей.
Инструкция: Стоя на правой ноге, левую согнуть в коленном суставе и приподнять, стопу левой ноги прижать к голени правой, мяч в опущенных руках.
На первые две строчки медленно поднимать мяч над головой, сохраняя равновесие. На третью строчку подтянуться вверх и приподняться на носках, на последнюю строчку вернуться в исходное положение. Выполняется медленно поочередно на каждую ноге.
Белый аист не устанет
На одной ноге стоять,
Но когда весна настанет,
Он захочет полетать.
Упражнение «Месяц»
Цель: Развивать координацию движений, увеличивать подвижность позвоночника, улучшать осанку во фронтальной плоскости
Инструкция: Стоя на правом колене, левая нога вытянута в сторону, правая рука лежит на мяче.
На первый куплет выполнять наклоны к мячу, левая рука при этом поднимается через сторону вверх, касаясь мяча. Повторить по два раза в каждую сторону.
На второй куплет из положения лежа на мяче на боку, одна нога в упоре на колене, прейти в положение лежа на боку с выпрямленными ногами.
Месяц, месяц – мой дружок,
Позолоченный рожок,
Освещая ночью путь,
Ты про нас не позабудь.
Месяц звездам командир,
Пусть не носишь ты мундир,
Оставайся молодой,
Самой яркою звездой.
Упражнение «Замок»
Цель: укреплять мышцы брюшного пресса, передней поверхности бедер, развивать координацию движений.
Инструкция: Сидя с опором руками сзади, ноги согнуты в коленных суставах, мяч между стоп.
Обхватить руками приподнятые с мячом ноги в максимальной группировке.
Замочек, дверь открой,
Где ключик золотой?
Скажи секрет друзьям:
Ему и ей, и нам.
Упражнение «Стрекоза»
Цель: развивать координацию движений, силу ног, рук и спины.
Инструкция: Стоя на коленях, мяч справа от ребенка.
Прокатить мяч вперед, при этом одновременно правая нога отводиться назад, а правая рука с мячом отводиться в сторону, затем прикатить мяч к себе и вернуться в исходное положение. Выполнить как правой, так и левой ногой.
Стрекоз как вертолёт,
Комаров нещадно бьет,
Крыльями стрекочет
С вечера до ночи.
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость
Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов. Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа.
«Ладонь - кулак» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.
«Ладонь - кулак - ребро» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.
«Оса - кольцо» «Зайчик - кольцо» - переходы из одной статической позы в другую.
«Отстукивание» - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.
Упражнения на ориентировку
Цель: ориентировка в собственном теле на основе последовательного выделения правой и левой руки
Инструкция: Педагог говорит ребенку, а ребенок выполняет
-подними правую руку, левую
-покажи правой рукой яблоко, левой огурец
-возьми в правую руку карандаш и обведи контур груши
-возьми в левую руку грушу и отдай Маше.
Цель: умение определять пространственные отношения м/д изображениями предметов
Инструкция: Педагог предлагает ребенку рассмотреть лист на котором 9 картинок (8 по сторонам и углам,1 в центре) и назвать предметы которые находятся вверху, внизу, слева, справа, в середине, в верхнем правом углу, в правом нижнем.
Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук.
Инструкция:
1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному.
4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем — двумя руками одновременно.
5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими. Помните эту присказку: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».
6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
8. Ребенок зажимает карандаш, средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения.
Артикуляционная и лицевая моторика
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку, нарисовать круг (квадрат,
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт, на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
6. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
10. Дразнилки.
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.
Упражнение на развитие мимической
1. Лисенок высматривает мышку.
Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).
2. Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику.
Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.
Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура! Ура! Ура!»
3. Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.
Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.
Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.
Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски. Б. Заходер
Игры на координацию речи с движением
Подвижная игра «Помощники».
Имитация движений в соответствии с текстом стихотворения.
Дружно маме помогаем.
Мы бельё стираем сами.
Будем деду помогать.
Двор мы будем подметать.
Дяде дружно помогали,
Топоры мы в руки взяли
И, руками сделав взмах,
По полену сильно – бах!
Мы. как папа, стали выше,
Вместе с ним починим крышу.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз!
Подвижная игра «Как у нашей мамы руки»
Как у нашей мамы руки
Никогда не знают скуки: Сжимают руки в кулачки, бьют попеременно кулачками друг о друга сверху вниз.
Моют, гладят, и стирают,
И квартиру убирают. Выполняют наклоны вниз, руки от груди вниз к носкам ног.
Легкие как птицы
Руки-мастерицы. Ставят руки в стороны, выполняют взмахи руками вверх-вниз.
Руки приголубят,
Руки приласкают, Гладят обеими руками себя по голове
Ласково обнимут,
С нами поиграют. Обнимают себя за плечи.
А теперь, мои друзья,
Вашей мамой буду я. Шагают на месте.
Буду с вами я играть,
Своих деток забавлять. Хлопают в ладоши.
Мячик в руки я беру,
Начинаю я игру
Педагог берет мяч в руки. Бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, бросая мяч обратно педагогу, говорит ласковое слово для своей мамы. Например: моя мама самая добрая. красивая. нежная. ласковая и т. д
Подвижная игра с речевым сопровождением «Зима»
Вот и снег глубокий выпал, (Четкие неглубокие приседания и наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.)
Перекрыл он все пути.
Он подряд две ночи сыпал,
Ни проехать, ни пройти.
В руки взяли по лопатке, (Выкидывают носки ног вперед.)
Будем рыхлый снег кидать,
Чтобы было нам приятно
По дорожке пробежать.
Раз-два, раз-два, веселей давай, (Имитация бросания снега.)
Раз-два, раз-два, веселей кидай.
Список литературы
1. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика» Спб: «ЛИТЕРА», 2008г
2. Гаврилова А. С., Шанина С. А., Ращупкина С. Ю. Логопедические игры.
М: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010г
3. Граб Л. М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М. : ГНОМ и Д, 2005
4. Зуева Т. Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурнооздоровительной работе с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. -М., Центр педагогического образования,2008.
5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. СПб. : Литера, 2011
6. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» Спб: «ЛИТЕРА», 2008г
7. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений» М: Айрис-пресс, 2011г
8. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М. : Сфера, 2010.
9. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб. : Детство-пресс, 2010