Вероника Ким
Опытно-экспериментальная деятельность с природными материалами в старшей группе. Опыты с водой
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Опыты с водой»
1) «Знакомство с водой»
Цель: Закрепление у детей представлений о воде и ее свойствах
Оборудование и материалы : две небольшие непрозрачные банки (одна заполнена водой, а вторая пустая) на каждого ребенка, большая прозрачная емкость с водой, предметные картинки; сосуды разной формы (узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет)
Темочки:
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Природный материал. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Ход деятельности:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришла Капелька. Поздоровайтесь с Капелькой. Она рада с вами познакомиться. Как вы думаете, из чего сделана Капелька? (из воды)
- Правильно. А знаете, зачем она пришла к нам в гости? Она хотела показать вам, какая удивительная и интересная вода на самом деле. Посмотрите, что у вас лежит на столах? (две баночки)
- Вы можете их аккуратно взять в руки, но не открывайте. Что вы чувствуете? Они одинаковы по весу? В обеих этих банках что-то есть? Почему? А как вы думаете, что находится в наполненной банке?
- Давайте проверим ваши догадки. Положите обе банки на стол и откройте их. Что вы видите? (одна банка пустая, а вторая наполнена водой.)
- Как вы догадались, что во второй банке вода, когда она была закрыта?
- Понюхайте воду. Она пахнет чем-нибудь? (вода не имеет запаха)
- Посмотрите, у меня еще есть вот такая большая банка с водой. Вы видите что-нибудь сквозь нее? (да)
- А если я покручу банку с водой, вы будете продолжать видеть сквозь нее? (да)
- Что это означает? (что вода прозрачная)
- Давайте с Капелькой сыграем с вами в игру. Она называется «Узнай и назови». Я буду показывать картинки через банку, а вы говорить, что видите.
(воспитатель показывает картинки через банку с водой детям)
- Вам было легко узнавать, что изображено на картинках? (нет)
- Почему? (картинки искажались)
- Да, правильно. Когда мы смотрим через воду, она искажает некоторые вещи.
- А можете ли вы сказать, какой формы вода?
- У нас на столе лежит таз с различными сосудами. Назовите их (узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет)
- Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.)
(Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.)
- Чем мы сегодня занимались? Что новое вы запомнили? (вода принимает форму того сосуда, в который налита. Она прозрачная. Льется. Имеет вес)
2) «В какую бутылку нальётся вода быстрее?»
Цель: Продолжение ознакомления детей со свойствами воды, предметами разной величины
Оборудование и материалы : банка большого размера, банка маленького размера, графин с водой, бутылка с узким горлышком, бутылка с широким горлышком.
Ход деятельности:
- Посмотрите, Капелька сегодня принесла нам интересные предметы. Что вы видите на столе? (банка большого размера, банка маленького размера, бутылка с узким горлышком, бутылка с широким горлышком)
- Правильно. Капельке просто стало очень интересно, какие из этих сосудов она наполнит быстрее: большую или маленькую банку, юутылку с широким или узким горлышком. Как вы считаете? Почему именно так? (предположения детей)
- Давайте мы проверим ваши догадки (дети в ходе эксперимента смотрят, какие сосуды наполняются быстрее)
- Как вы думаете, почему маленькая банка наполнилась водой быстрее (потому что она маленькая и чтобы ее заполнить нужно меньше воды и времени)
- А почему бутылка с широким горлышком быстрее наполнилось водой? (потому что в нее воды попадало больше и быстрее, чем в бутылку с узким горлышком)
- Мы смогли узнать ответ на вопрос Капельки? Что мы ей скажем? (дети формулируют выводы)
3) «Как вытолкнуть воду?»
Цель: формирование у детей понимания того, что при погружении предметов в воду ее уровень будет меняться
Оборудование и материалы : Мерная ёмкость с водой (заполнена наполовину, камни, пластмассовый шарик
Ход деятельности:
- Ребята, сегодня Капелька придумала для нас интересную задачу, для решения которой нужно хорошенько подумать. А задача ее такая: достать пластиковый шарик из ёмкости, не опуская руки в нее. Как вы думаете, можно так сделать? Как? (предположения детей)
- Для решения нашей задачи Капелька дала нам лишь камни. Разве могут они нам помочь? Как вы считаете, что нам нужно сделать? (ответы детей)
- Давайте попробуем (в ходе эксперимента в емкость опускаются камни, из-за чего воды начинает подниматься вместе с пластиковым шариком)
- Какой вывод из этого мы можем сделать? (уровень воды повышается, если в воду класть предметы)
4) «Пар-это тоже вода»
Цель: расширение и закрепление у детей представлений о свойствах воды, ее агрегатном газообразном состоянии
Оборудование и материалы : чайник с водой, кружка, крышка
Ход деятельности:
- Нашей Капельке стало очень интересно, что же будет, если она станет горячая-горячая. Вы знаете? (об нее можно будет обжечься, от нее будет идти пар)
- Давайте с вами подогреем воду. А как мы можем это сделать?
- Я погорела воду с помощью чайника. Там очень горячая вода. Посмотрите, что идет от нее? (пар)
- А как вы думаете, что такое пар? Из чего он получается?
- Я накрою кружку с горячей водой крышкой. Немного подождем. Теперь посмотрите, что появилось на крышке? (пару капель воды)
- Как вы думаете, из-за чего они появились? (пар появился из-за того, что вода сильно нагрелась и маленькие частички воды начали испаряться)
- Когда вода нагревается, она становится паром, а пар, попав на холодное зеркальце, остыл и опять стал водой. Вода из жидкого состояния перешла в газообразное и из газообразного в жидкое.
- Какие выводы мы можем сделать? (Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду)
5) «Вода нужна всем»
Цель: формирование у детей представления о важности роли воды в жизни всех живых существ
Оборудование и материалы : две горошины, две ватки, подложки для гороха
Ход деятельности:
- Капелька прилетела сегодня к нам в группу. Что у Капельки в руке? (цветочек)
- Правильно, цветочек. Посмотрите, какой он красивый, яркий. А как вы думаете, нужна ли вода для растений? Почему?
- Давайте мы с вами это проверим. У меня есть два горошка. Один горошек мы положим в сухую ватку, второй положим в намоченную водой ватку и будем его периодически смачивать. Через пару дней мы проверим наши горошки.
(опыт продолжается через 3 дня)
- Вот и снова Капелька к нам прилетела. Она хочет узнать, как поживают наши горошки. Давайте их проверим?
- Посмотрите, что стало с горошком, который был в намоченной ватке? (там вырос росток)
- А что стало с горошком, который был в сухой ватке? (ничего)
- Какой вывод мы можем сделать? (вода нужна для жизни всех живых существ)
6) «Ходит капелька по кругу»
Цель: формирование у детей элементарных знаний о круговороте воды в природе, выявление процесса испарения воды, зависимости скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Оборудование и материалы : две бутылки с водой
Ход деятельности:
- Ребята, а вы знали, что наша Капелька еще и путешественница? Как вы думаете, где она путешествует?
- Давайте Капелька вам это покажет. Для этого мы возьмем воду и две бутылки. В каждую бутылку мы нальем равное количество воды. Сделайте на бутылке отметки, чтобы мы запомнили, сколько воды было. Но одну бутылку мы закроем крышкой, а другую нет. Теперь две бутылки мы поставим под солнышко на подоконник. Кто-нибудь из вас знает, что будет? Что будет, если мы оставим так воду? (она может испариться)
- Теперь через время посмотрим, что же стало с водой.
- Куда вода исчезла? Почему в закрытой бутылке осталось столько же воды? Что с ней могло случиться?
- Частицы воды поднялись с поверхности в воздух) Когда ёмкость закрыта, испарение слабое, т. к частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда.
- Вот капельки воды и улетели путешествовать. Вы знали, что они постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых, когда – то пришли на землю в виде дождя.
- Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много-много. Когда солнышко греет, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху, холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые, они падают вниз. Много- много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи… и всё начинается сначала. (Жестом показать) Так по кругу движется вода в природе, получается круговорот. Давайте вместе скажем: - Круговорот воды в природе.
- Что вы сегодня узнали? (дети рассказывают о круговороте воды в природе)