Киселева Софья Георгиевна
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Крахмал и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытая опытно-экспериментальная деятельность на уровне районного методического объединения на базе ДОУ по теме: "Естественнонаучная и экологическая грамотность"
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
по теме: «Крахмал и его свойства»
Подготовила: воспитатель Киселева С. Г.
Тип ОД: изучение нового материала.
Форма ОД: групповая, практическая работа.
Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах крахмала и его необычного применения.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе „Крахмал и его свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крахмал. Свойства крахмала
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Задачи:
- закрепить знания детей о ценных пищевых продуктах для организма человека;
- продолжать знакомить детей со свойствами крахмала;
- изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания;
- показать детям, как нестандартно использовать крахмал для игр;
- продолжить совершенствовать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, выполнять опыты по наглядной демонстрации, делать выводы;
- развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление, творческое воображение;
- формировать основы безопасности с лабораторным оборудованием при проведении экспериментальной деятельности;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи,
Предварительная работа:
- опытно-экспериментальная работа в групповом помещении,
- чтение энциклопедической литературы, просмотр презентаций о витаминах и продуктах питания.
Оборудование: 2 магнитных мольберта, мультимедийная система, картинки с изображением продуктов питания, продукты питания в тарелочках на каждого ребенка: картофель и колбаса; хлеб и яйцо; непроливайки с раствором йода, пипетки. Крахмал в тарелке, кондиционер для волос в баночках, блестки для украшения, ложки по количеству детей.
Ход:
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней.
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем.
У нас сегодня гости, поздороваемся с ними. Мы сказали «здравствуйте», а это значит, что пожелали всем здоровья. Здоровье для человека – это главная жизненная ценность. Ребята, давайте вспомним, что человеку нужно для здоровья, жизни? (Солнце, воздух, вода, продукты питания)
- Правильно. Человек не может жить без воздуха, воды, солнца, пищи.
- Мы с вами знаем, что есть много вкусных продуктов, но очень вредных для нашего организма. Значит, есть полезная еда, а есть вредная. Что у вас изображено на картинках? Я Вам предлагаю выбрать полезный продукт и объяснить, почему вы его выбрали.
Дети выбирают и, объяснив, крепят на магнитную доску (картофель, кукуруза, овощи, молоко, пицца, кола, конфеты, чипсы и т. д. по количеству детей).
- Полезные продукты – хорошо влияют на организм, повышают нашу энергию и улучшают настроение. От вредных - портятся зубы, может заболеть желудок.
Делаем вывод: стараться употребляем в пищу больше полезных для нашего организма продуктов питания. Вредные можно употреблять, но в небольших количества и после принятия основной еды.
- Молодцы ребята. Но собрались мы сегодня не только вспомнить об особенностях еды с нашего стола, а чтобы продолжить изучать вещества, находящиеся внутри продуктов, которые мы не видим.
Сейчас я вам прочту загадку, а вы мне ответите, какое вещество я имею ввиду:
Он как пудра, нежен, бел,
Но не сахар и немел.
Он в кисель из года в год
Превращает наш компот
- Крахмал!
- Здорово ребята. Вы правы. А чтобы нам его изучить и узнать что то новое, куда нам нужно отправиться?
- В лабораторию!
Детям демонстрируется плакат с изображением правил поведения. Вместе с педагогом повторяем данные правила.
Да ребята, мы отправляемся в секретную нашу лабораторию. Переодеваемся в рабочие халаты. Надеваем шапочки. И вспоминаем правила, при проведении опытов?
- Отвечать, не перебивать друг друга.
- Выслушивать ответ товарища до конца.
- В нашей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без разрешения.
- Нельзя пробовать и нюхать вещества и продукты, без разрешения;
- Занимайте свои места за столом, только очень тихо и аккуратно.
Сегодня ребята, мы продолжаем знакомиться со свойствами крахмала. И узнаем, как с ним можно поиграть.
Слайд с изображением продуктов.
Во многих продуктах, ребята, содержится крахмал.
Крахмал – это ценный пищевой элемент. Он накапливается в семенах, луковицах, клубнях и сердцевинах растений. В злаках пшеницы, риса, кукурузы. А кто помнит эксперимент, который мы проводили в группе для получения картофельного крахмала?
Презентация: «Получение крахмала»
Сырой очищенный картофель натираем на тёрке, смешиваем картофельный сок и кашицу с водой, даём отстояться. Воду сливаем. На дне баночки образовался слой белого вещества. Мы поставили баночку на подоконник. На следующий день в баночке обнаружили белый порошок – крахмал.
Давайте вспомним свойства крахмала: цвет - белый, на ощупь - скрипучий, запах - не имеет.
Крахмал – это источник силы. А сила нам для чего нужна? (Чтобы бегать, ходить, играть, думать).
Физминутка
Для здоровья, настроения
Делаем мы упражнения:
Руки вверх и руки вниз.
На носочках подтянись.
То присели, то нагнулись
И друг другу улыбнулись!
- Замечательно! Ребята, напомните мне, в каких продуктах содержится крахмал? (Картофель, кукуруза, горох, рис)
А его можно в них увидеть?. (Нет)
- Верно, на глаз мы этого определить не можем, поэтому, я предлагаю вам провести опыт, который поможет нам определить, в каких продуктах питания содержится крахмал.
Эксперимент №1
- А сейчас слушаем задание. Слушаем внимательно.
- У вас на столах есть тарелочки. Как можно одним словом назвать все то, что находится на этих тарелочках? (Продукты питания)
- Сколько здесь продуктов питания!
Дети отвечают: хлеб, картофель сырой, яйцо и колбаса.
У них одинаковый вкус? (Разный) Можно ли просто пробуя эти продукты, определить, где, в каком веществе находится крахмал? А хотите, я вас этому научу? Есть специальное вещество - называется он ЙОД. Кто знает, что такое йод, для чего он нужен человеку? Правильно, йод устраняет микробы, а раз он устраняет, уничтожает микробы.
Давайте отметим, какого цвета йод. (Желтый)
У вас есть тарелочки с крахмалом. Берем пузырьки с раствором йода и капаем на крахмал. Что с ним произошло?
- Он посинел, почернел!
- Действительно! Оказывается, при взаимодействии с желтым йодом крахмал окрашивается в темно-синий цвет. Если мы капнем раствор йода на продукт, где есть крахмал, появится синее или черное окрашивание. Если йод остался желтым, крахмала в продукте нет.
Приступаем к нашему опыту.
Дети проводят эксперименты со всеми имеющимися продуктами питания.
На магнитной доске с одной стороны прикрепляются карточки с изображением продуктов питания, содержащими крахмал, с другой стороны – с изображением продуктов, в которых крахмал не обнаружен.
- Итак, ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Одни продукты питания содержат крахмал, другие – нет. Почему? Давайте разберемся, что общего среди продуктов питания, которые расположены слева, и что общего среди продуктов, расположенных справа. (Продукты питания растительного происхождения содержат крахмал, а продукты питания животного происхождения крахмала не содержат)
Отлично, давайте с вами встанем со стульчиков и дадим отдохнуть нашим глазкам:
Упражнение для глаз
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем
Заниматься вновь начнем.
Эксперимент №2:
Приступаем ко второму эксперименту. Вы заметили, как приятно было трогать крахмал в воде. Как думаете, можно ли с ним поиграть?
Перед вами лежат тарелочки с крахмалом. Я предлагаю сделать из него ваш любимый кинетический песок. Только что нам для этого понадобиться? Еще раз потрогайте крахмал руками. Пока на ощупь он не напоминает наш песок. Его нужно с чем-нибудь смешать.
Как вы думаете? Что нужно добавить в крахмал? (Варианты ответов детей).
Обратите внимание на емкости перед вами. Определите, пожалуйста, что это такое? (Ответы детей)
Это кондиционер для волос! Давайте их смешаем. Ну как вам результат?
Еще на наших столах есть блестки. Их тоже можно использовать.
Ну что ребята, как вам результат? Получается ли сделать отпечатки формочкой?
Рефлексия:
Наш эксперимент подошел к концу! Что вы сегодня интересного узнали или вспомнили?
Ответы детей:
Вспомнили о полезных продуктах питания. Что крахмал – это вещество белого цвета, без запаха, скрипучий. Крахмал содержится в продуктах растительного происхождения. Это источник силы. Получают крахмал из картофеля. Можно использовать для игр.
Обратите внимание на наш стол. Это веселые и грустные картофелины. Если вы узнали что-то новое и вам было интересно, выбираете веселый картофель. Если было скучно или что-то не было понятно – грустный.
Теперь нам нужно возвращаться в нашу группу. Скажем нашим гостям «до свидания, до новых встреч!»