Татьяна Клабукова
Конспект познавательного занятия в средней группе «В некотором царстве, в болотном государстве» с элементами ТРИЗ-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Клабукова Т. С.
Конспект познавательного занятия в средней группе «В некотором царстве - в болотном государстве» с элементами триз-технологий".
Цель: Закрепление знаний детей о лягушке с помощью методов теории решения изобретательских задач.
Задачи:
Образовательная область «Познание»:
• закрепить знания детей о лягушке (обитание, питание, особенности, приспособление к окружающему миру);
• показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи.
Образовательная область «Художественное творчество»:
Публикация «Конспект познавательного занятия в средней группе „В некотором царстве, в болотном государстве“ с элементами ТРИЗ-технологий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
• развивать мышление, сообразительности, наблюдательности, памяти.
Образовательная область «Безопасность»:
• воспитывать доброжелательное и бережное отношение к живым организмам;
• воспитывать любознательность, интерес к природе.
Оборудование:
• картинки с изображением лягушки, с изображением икринки, головастик, малька, лягушонка;
• «пятиэкранка»;
• игрушечная лягушка;
• кольца Луллия;
• карандаши, восковые мелки, фломастеры;
• лист бумаги;
• картинки с растительным и животным миром болота;
• кикимора (игрушка из пальчикового театра);
Предварительная работа:
• просмотр презентации «Как появляется лягушка»;
• рассматривание иллюстраций «Болото и его жители»;
• разучивание стихотворения В. Берестова «Про лягушат»;
• игры триз (теория решения изобретательских задач).
Ход образовательной деятельности.
Игра «Да-нетка».
В руках воспитатель прячет игрушку-лягушонка, нужно отгадать, какой сюрприз приготовил для детей воспитатель. (На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».)
Воспитатель: Отгадайте кто у меня в руках, только вопросы должны быть такие, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». Игра называется «Да-нетка».
- Это живое?
- Да.
- Это растение?
- Нет.
- Это зелёное?
- Да.
- Это лягушка?
- Да.
Воспитатель: Это маленький лягушонок. Он заблудился и не знает кто он, кем был раньше, кем будет, откуда он?
У нас есть «пятиэкранка», в середину или в центральный экран мы поместим лягушонка. Экран, который находится слева от нас, расскажет, кем лягушонок был раньше. Кем он был раньше, Вера? Найди, пожалуйста, картинку и помести на экран, который находится слева от экрана с лягушонком. Справа экран, на который мы поместим картинку, где будет изображён лягушонок в будущем. А кем он будет, когда вырастет? Наверху мы поместим картинку и расскажем лягушонку, из каких частей он состоит. Что есть у всех лягушат? А внизу мы поместим картинку с изображением места обитания лягушонка. Где живёт лягушонок?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну, вот теперь лягушонок всё про себя знает и хотел бы попасть домой, но идти один боится. Что же делать? Пойдём на болото? Можно идти в сандалиях и тапочках? Почему? Надеваем сапоги (имитация) и отправляемся в путь. А чтобы было идти веселей, вспомним стихотворение.
Физкультминутка.
Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Про лягушат» и предлагает его инсценировать:
Раньше были мы икрою,
ква-ква!
А теперь мы все герои,
Ать-два!
Головастики мы были,
Ква-ква!
Дружно хвостиками били,
Ать-два!
А теперь мы лягушата,
Ква-ква!
Прыгай с берега, ребята,
Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете — красота!
Воспитатель: Ох, мои ноги почувствовали, что вода холодная.
А что могут о воде рассказать глаза? (Она прозрачная, бесцветная, чистая)
А что расскажут уши? (Шумит, журчит, льется, капает, плещется)
А что расскажет о воде рука? (Холодная, горячая, теплая)
Ответы детей.
Воспитатель: А ещё вода волшебница. Она может быть жидкой, твёрдой (лёд) и газообразной (пар) Мы с вами знаем, что во всех веществах живут волшебные человечки – молекулы. Если вещество жидкое, человечки ходят спокойно, если газообразное, то быстро двигаются, если твёрдое, то близко встают друг к другу и держатся за руки.
Воспитатель называет слова «твердые», «жидкие», «газообразные», а дети должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить или бегать по группе. Порядок и темп команд — произвольный.
Далее воспитатель предлагает поиграть в музыкально-подвижную игру «Три состояния воды».
Воспитатель: Лягушонок приглашает нас присесть-отдохнуть на своё болотце. Ребята, здесь же сыро, кругом мох, да пеньки, деревья поваленные. Где же нам присесть?
Решение проблемной ситуации.
Дети предлагают решение проблемы.
-Можно сесть на пенёчки.
-Мы ведь на волшебном болоте, поэтому наши стулья превращаются в пеньки. Воспитатель: Присаживайтесь ребята (дети садятся на стулья-пенёчки).
Кикимора: Кто пришел на мое болото? Кто шумит тут и играет, кто болото колыхает!
Воспитатель: Извините, мы не знали, что кому-то помешали. Вы на нас уж не сердитесь, Лучше с нами подружитесь!
Кикимора: Что вы на болоте детям нельзя находиться, болотная трясина очень опасна.
Воспитатель: А хочешь, кикимора, мы научи тебя интереснойигре «Хорошо -плохо». Болото - это плохо. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Болото – это хорошо. Почему?
Ответы детей.
Кикимора: Хорошие вы ребята и лягушонка принесли и играете со мной, не отпущу вас я домой.
Воспитатель: Кикимора, а если мы тебе загадки про твоё болото загадаем, отпустишь.
-Отпущу!
Воспитатель: Мы с вами на волшебном болоте, поэтому превращаемся в растения и животных, которые есть на болоте.
Дети берут картинки по выбору и загадывают загадки про растительный и животный мир болота.
Воспитатель: Ну вот, кикимора, ты даже про своё болото не всё знаешь. Ну нам пора!
Кикимора: А я пошутила, вот я вас и не выпущу! Ещё со мной в одну игру поиграете! Я тут какое - то колесо нашла. Только оно какое - то странное. Что бы это могло быть?
Воспитатель: Что ты, кикимора, это же не колесо, а кольца Луллия. Ребята, научим кикимору, как надо играть с кольцами Луллия? На втором круге прикреплении картинки с изображением различных предметов, а на третьем части этих предметов. Надо соединить часть и целое. Владик, Богдан покажите, как это сделать. Волшебная стрелка крутись на целое нам покажи.
Если предмет - это река, то её часть? А какие части вы ещё знаете? А если частью реки будет крышка? Может быть такое? Что может случиться, если частью реки будет крышка?
Ответы детей.
Кикимора плачет: Как же я без вас останусь!
Воспитатель: А хочешь, кикимора, мы тебе рисунок нарисуем, ты на него будешь смотреть и нас вспоминать.
Кикимора: Только, чур, я первая начну рисунок рисовать!
Дети рисуют рисунок кикиморе, передавая друг другу лист бумаги.
Воспитатель: Что же мы нарисовали?
Рассматривание рисунка.
Кикимора: Спасибо вам, ребята! У меня в волшебном сундучке для вас сюрприз. Откроете, когда вернётесь в группу! До свидания.
Воспитатель:До свидания, кикимора, до свидания лягушонок!
Физкультминутка.
Раньше были мы икрою,
ква-ква!
А теперь мы все герои,
Ать-два!
Головастики мы были,
Ква-ква!
Дружно хвостиками били,
Ать-два!
А теперь мы лягушата,
Ква-ква!
Прыгай с берега, ребята,
Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете — красота!
Воспитатель: Вот мы и в группе! Снимаем сапоги. Ребята, расскажите, куда мы с вами ходили? С кем встретились? Как играли? Какая игра понравилось? Во чтобы ещё хотели поиграть? Про сундучок то волшебный забыли? Что же там может быть?
Ответы детей.
Воспитатель раздаёт детям угощение.