Пагубина Зульфия
План-конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому направлению развития «Чтение «Сказки о тумане»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей со «Сказкой о тумане» Н. Абрамцевой и осмысление текста во время его чтения
Задачи:
- познакомить с художественным произведением Н. Абрамцевой «Сказка о тумане»;
- помогать детям участвовать в коллективных разговорах, используя разные виды деятельности и речевые ситуации для развития диалогической речи;
Публикация «План-конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому направлению развития „Чтение „Сказки о тумане“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа;
- создать условия для проявления эмоций, инициативы, творчества.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Сказка о тумане», музыкальный центр, аудиозаапись «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и фотографий с осеннего леса, лесного озера, березовой рощи, туман, дождь, слушание произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»
Активизация словаря: закрепление названия природного явления - туман.
Планируемые результаты образовательной деятельности: дети активно отвечают на вопросы по ходу чтения сказки, проявляют инициативу и положительные эмоции во время чтения и на предложение исполнить танец «Дружбы озера и тумана».
Ход ЗАНЯТИЯ.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель привлекает внимание детей :
- Знаете ребята, сегодня утром я хотела посмотреть в окно, какая на улице погода и ничего не увидела. Как будто белое облако укатало все вокруг. Как вы думаете, что это такое было (высказывания детей).
- На улице был густой туман. Вы знаете что такое туман?
(туман- это то же облако, получается, когда холодный и теплый воздух соприкасаются, водяной пар превращается во множество водяных капель)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Слайд 1. «Туман»
воспитатель:
- Мне показалось, что туману было грустно, как в сказке Натальи Абрамцевой «Сказка о тумане». А вы читали эту сказку? (ответы детей)
Тогда, может прочитаем все вместе?
Устраивайтесь поудобнее, начинаем.
Прежде, чем начнем читать, хочу познакомить вас с замечательным сказочником - Наталья Корнельевна Абрамцева. (17 августа 1954 — 6 февраля 1995)
Слайд 2. «Портрет Н. Абрамцевой».
Воспитатель:
- Наталья Корнельевна написала много интересных сказок. А свою книгу она назвала «Сказки для добрых сердец». Ребята, как вы понимаете название книги? Как вы думаете, о чем ее сказки?
Вот мы сейчас и узнаем, правы вы или нет.
«Сказка о тумане»
Слайд 3. «Туман»
Воспитатель читает:
- Поздно вечером далеко за лесом грустил туман. Ему было одиноко. У него никого не было. Так случается. Иногда.
— Как печально…. Как печально одному…—. вздыхал туман.
Туман разорвался на множество клубочков. Получилось видимо-невидимо легких молочно-белых шаров. Это было очень красиво. Но ничуть не весело. Ведь шары просто висели в воздухе, и никто ими не играл.
Потом туман собрал все свои клубочки, взлетел немного над землей и растянулся в чудесный пушистый ковер. Получился замечательный ковер-самолет. Но печаль все равно осталась. Потому что никто никуда не собирался лететь на этом волшебном ковре.
И тогда туман решил, что ему просто необходимо иметь друга. Иначе он испарится от печали. А это гораздо хуже, чем испариться от солнца. Исчезнуть от солнца туману не страшно : ему ведь полагается таять с первыми солнечными лучами и не появляться до вечера. Но исчезнуть, растаять от печали… Это очень, очень обидно.
Туман снова вздохнул, посмотрел вокруг и увидел….
Воспитатель спрашивает: Кого мог увидеть туман поздно вечером в лесу? Кто мог стать другом туману? А зачем туману друг? (ответы детей)
Туман снова вздохнул, посмотрел вокруг и увидел тропинку.
Слайд 4. «Тропинка в тумане»
Тропинка бежала сначала через луг, поросший травой, а потом ныряла в лес.
— Тропинка, — позвал туман мягким, тихим голосом, — тропинка, я очень одинок, стань моим другом.
— Твоим другом? — отозвалась тропинка. — А как мы будем дружить?
— Мы будем замечательно дружить, — ответил туман. — И ты, и я — мы знаем много интересного. Я — потому что могу подняться над землей и все разглядеть. А ты — потому что бежишь далеко, через луг, через лес, и тоже много всего видишь. Вот мы и будем рассказывать друг другу разные разности.
— Это было бы хорошо, — согласилась тропинка, — только уж очень я длинная. Поэтому один мой конец тебя прекрасно слышит, а другой, дальний, еле различает твои слова.
— Не беда, — возразил туман, — смотри!
Воспитатель спрашивает: Кого решил туман выбрать в друзья?
Ребята, чье предположение о выбранном друге оказалось правильным? Как вы думаете, что произошло дальше? Что мог придумать туман, чтобы подружиться с тропинкой? (ответы детей)
Туман вытянулся в длинную белую ленту и поплыл над тропинкой. Очень скоро лента густого белого тумана скрыла всю тропинку от конца до конца.
— Вот, —сказал туман. —Теперь ты вся должна меня видеть и слышать.
— Точно, — подтвердила тропинка. — Я тебя отлично вижу и слышу. Правда, ты такой густой, что, кроме тебя, я вообще ничего и никого не вижу. Это очень неудобно. Но раз мы друзья — я потерплю. Давай рассказывать интересные истории. Ты первый.
Воспитатель спрашивает: Как вы думаете, о чем может рассказать туман? Хорошими друзьями будут туман и тропинка? Почему? Что произойдет дальше? (ответы детей)
Но только туман собрался начать свой рассказ, послышался удивленный и недовольный голос. Человеческий голос. Голос лесника, который возвращался из города в свой лесной дом.
Слайд 5. «Человек на лесной тропинке в тумане»
- Ничего не понимаю, — ворчал старый лесник. — Шел по знакомой тропинке и вдруг заблудился — туман. Туман спереди, туман сзади. Что за напасть! Ничего не вижу! Где же тропинка? Ну где же тропинка?
— Ой, — заволновалась тропинка, — милый туман! Меня из-за тебя совсем не видно! Я не подумала об этом. А как же без меня дедушка лесник найдет свой дом? Прости меня, туман, но мы не можем быть друзьями. Уходи, пожалуйста.
— Я понимаю, — печально сказал туман.
Белая пышная лента быстро свернулась, тропинка снова стала заметной, а туман снова стал прежним печальным туманным облачком.
Совсем загрустил туман. Вдруг видит — невдалеке что-то белеет. Туман пригляделся, но было темно и плохо видно. Ведь уже ночь наступила. «Интересно, — думал туман, — кто-то белый, и я — белый. Может быть, мы сумеем подружиться?.»
Туман тихо поплыл к тому, кто белел.
Воспитатель спрашивает: Почему не получилось дружбы между туманом и тропинкой? Как вы думаете с кем решил подружится туман во второй раз? Почему он решил, что теперь найдет себе друга? (ответы детей)
Оказалось, что это березы.
Слайд 6. «Березовая роща в тумане»
Целая березовая роща. Листва берез терялась в темноте, а кора стволов казалась в лунном свете еще белее.
— Милые березы, — робко сказал туман, — вы так красивы, а я так одинок. Станьте моими друзьями, пожалуйста.
— Мы бы рады, но… Мы бы рады, но… Мы бы рады, но…— прошептали березы по очереди.
— Мы бы рады, — закончила за всех самая красивая береза, — но мы красивы. Ведь ты тоже так считаешь?
— Конечно, — подтвердил туман, — вы очень красивы. Вы прекрасны! Но разве ваша красота мешает нам дружить?
— Да, — сказала самая красивая береза, — мешает. Если мы будем дружить, если пустим тебя в нашу рощу, мы… Мы будто исчезнем. Ты белый, и мы белые. Мы будто растворимся в тебе, и никто не сможет нами любоваться. А зачем тогда наша красота?
— Но, — пробовал спорить туман, — сейчас ночь. Для кого же ваша красота?
— Как!— заволновались березы. — А ночные мотыльки? А ночные цветы? А ветер ночной?
— А ночь сама? — спросила самая красивая береза и добавила: — Нет, туман, не обижайся, но нам нельзя дружить. Уходи, пожалуйста.
И поплыл печальный туман снова искать друга. А кого? А где? Не знал он. И вдруг видит: в траве что-то маленькое, белое, как клочок тумана, только с длинными ушами и коротеньким хвостиком. «Ну уж с этим маленьким пушистым клубочком я обязательно подружусь. Во что бы то ни стало!» — решил туман.
Воспитатель спрашивает: Ребята, как вы думаете, кто повстречался туману на этот раз? (ответы детей)
Слайд 7. «Заяц в тумане»
Динамическая пауза:
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики!
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Воспитатель приглашает детей на свои места и продолжает чтение.
Он подкрался к ушастому, осторожно, как пушистой шапкой, накрыл его и спросил:
— Ты кто?
— Заяц, — быстро ответил тот и спросил: — А ты? — и добавил: — Я тебя боюсь!
— Заяц! Ну, конечно, ты заяц. Теперь я вижу. А я — туман, — мягко ответил туман. — Ты меня не бойся. Я хочу с тобой дружить. Согласен?
— Согласен. Согласен. Я на все согласен. Потому что я боюсь. Утром начнем дружить.
— Нет, нет, нет, — заволновался туман, — не утром. Сейчас. Утром я растаю. Я вообще могу быть только ночью.
— А я ночью так боюсь! Боюсь темноты! Боюсь волка! Боюсь просто потому, что боюсь. Так боюсь, что меня, можно считать, почти и нет. А значит, дружить с тобой я не могу, — выпалил заяц. — Извини! Я домой!
Прыгнул заяц в сторону, и не видно его. А туман снова один. «Что же я за несчастный, — заплакал туман (а слезы тумана люди росой называют).
— Что же никто со мной не дружит? Почему я никому не нужен?»
Но не долго плакал туман. Скоро услышал ….он громкое хлопанье сильных крыльев, щелканье сильного клюва, сердитое уханье. А потом увидел желтые-прежелтые яркие круглые глаза. Глаза то ли сердитые, то ли добрые — сразу не скажешь. Мудрая птица опустилась на ветку старой ели.
Слайд 8. «Сова на ветке в тумане»
— Плачешь? — то ли насмешливо, то ли сочувственно спросила сова и добавила: — Глупый…
— Почему глупый? — вздохнул туман.
— Потому что глупо то, что ты говоришь: «Я никому не ну-ж е н». Так не бывает. Не бывает, чтобы кто-то не был нужен, просто необходим, хотя бы кому-то одному на свете, — спокойно сказала сова.
— Ты точно это знаешь? — с надеждой спросил туман.
— Я — сова, — хлопнули желтые глаза, — могу ли я что-то знать не точно?
— И ты знаешь, кому необходим я? Ты поможешь нам стать друзьями?
— Знаю, помогу, — медленно ответила сова и, помолчав, добавила: — Жаль. Жаль, конечно, что ты не сам его нашел. Ну да ладно. Лети за мной.
Воспитатель спрашивает: Ребята, как вы думаете, кого он может встретить на этот раз? Получится ли у тумана найти себе друга?
Сова расправила сильные мягкие крылья и полетела не высоко и не быстро, а туман послушно поплыл за ней. Недолог был их путь. Вот и небольшое озеро, поросшее по берегам зеленой осокой.
Слайд 9. «Лесное озеро»
Послышались тихие звуки: жалуется кто-то, вздыхает, сетует.
— Сова, — позвал туман,— послушай, это озеро жалуется.
— Вот как, — спокойно сказала сова, будто сама не слышала,— вот как. — И она опустилась на ветку старого дерева, что росло возле озера. Туман окружил озеро. А сова спросила:
— О чем вздыхаешь, озеро?
— Ах! Беда, беда, беда у меня,— заволновалось озеро,— я сейчас выйду из берегов. От слез.
— Ты плачешь?— спросила сова.
— Ты плачешь…— вздохнул туман.
— Нет,— ответило озеро,— не я. Плачут мои рыбы, что у меня живут. Они не могут уснуть. Слишком ярко горят звезды. Свет звезд дробится в моей воде, становится еще ярче, слепит рыб, не дает им спать. Вот рыбы и плачут. И столько слез они наплакали, что слезы их и вода моя в берегах у меня не умещаются.
-Ах, — волновалось озеро и само чуть не плакало,— жаль мне бедных рыб моих.
— Вот как, — будто бы радушно сказала сова и улетела. А туман? Туман повис над озером и укрыл его плотным пушистым ковром-одеялом.
Слайд 10. «Туман над лесным озером»
Яркие лучи прекрасных, но немного беззаботных звезд тонули, терялись в клубах тумана и не мешали спать, ни одной, даже самой беспокойной рыбке.
— Спасибо тебе, — сказало озеро туману, — спасибо. Ты спас моих рыб и меня. Ты настоящий друг.
— Да нет, — смутился туман. — Спасибо тебе.
— Мне? — очень удивилось озеро. — За что?
— За то, что я тебе нужен, — ответил туман.
Вот и все. Теперь, когда ты увидишь над озером белые клубы тумана, ты поймешь, что все в порядке: рыбы спят, а два друга, туман и озеро, о чем-то беседуют. Или молчат. Но вдвоем.
…Может быть, серьезные ученые назовут эту историю сказкой, выдумкой. Может быть, скажут они, туман совсем не потому стелется над озером. Может быть. Но это не страшно. Я рассказала то, что узнала от озера, тумана и совы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель спрашивает: Получилось ли у тумана найти себе друга? Понравилась вам сказка? Как вы считаете, что значит быть настоящим другом? А вы умеете дружить? (ответы детей)
Предлагаю придумать танец «Дружбы озера и тумана». Кто будет «озером»? Кто будет «туманом»?
(дети под мелодичную музыку придумывают движения, как «дружат» туман и озеро.