Михаил Иванов
План-конспект тренировки по начальному обучению базовым техникам спочан детей младшего и среднего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Спочан – современный вид спорта, созданный в Японии в 70-х годах ХХ в. Он представляет собой фехтование на безопасных имитаторах холодного оружия (длинный и короткий меч, щит и меч, кинжал, копье, шест и др.). Травматизм в спочан сведен к абсолютному минимуму, поэтому заниматься им могут практически все люди – дети, взрослые, старики, инвалиды. Еще одной важной особенностью спочан является его демократичность - в соревнованиях могут принимать участие представители практически любых видов фехтования и, даже, безоружных единоборств.
Публикация «План-конспект тренировки по начальному обучению базовым техникам спочан детей младшего и среднего школьного возраста» размещена в разделах
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
В то же время, являясь японским видом боевых искусств, спочан основывается на комплексе формальных упражнений, известном как Кихон Доса.
Кихон Доса – это комплекс базовых атакующих приемов, выполняемых в определенной последовательности и сопровождающийся традиционным ритуалом. В комплекс входят следующие техники: вертикальный удар в голову (мэн); вертикальный удар в запястье (котэ); диагональный удар в туловище (до); диагональный удар в ногу (аси); укол (цки).
Полный комплекс Кихон Доса могут начать изучать дети с 9 лет, но наиболее рационально начинать его осваивать, начиная с 11-12 лет.
Конспект занятия по начальному обучению техникам Кихон Доса
Место проведения: спортивный зал.
Продолжительность тренировки: два учебных часа по 45 минут.
Цель: знакомство с базовыми техническими приемами спочан на основе комплекса формальных упражнений Кихон Доса.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с новым для них видом спортивных единоборств;
- обучить их техническим приемам, входящим в комплекс Кихон Доса;
- заложить основы правильного выполнения технических приемов в соответствии с тактической схемой фехтовального поединка;
- вызвать интерес к дальнейшим занятиям.
Развивающие:
- развить быстроту движений и скорость реакции;
- развить точность движений и ловкость;
- развить специальную координацию движений.
Воспитательные:
- приобщать к регулярным занятиям физической культурой;
- воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов;
- формировать эмоционально положительное отношение и интерес к двигательной активности и интерес к занятию спочан.
Оборудование:
- короткие мечи для спочан (кодачи) или короткие гимнастические палки.
Методы:
- наглядный метод;
- вербальный (словесный) метод.
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВКИ
Вводная часть (20 минут)
1. Построение и приветствие. Рассказ о том, что будет изучаться на тренировке.
2. Выполнение комплекса общей разминки:
- бег по залу в среднем темпе;
- «суставная гимнастика» - комплекс упражнений, состоящий из вращений и наклонов: повороты и наклоны головы; вращения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах; наклоны корпуса вперед и в стороны; повороты вправо-влево; вращения корпуса; вращения бедрами; вращения в коленных суставах; вращения в голеностопных суставах.
3. Выполнение комплекса специальной разминки с мечами-кодачи: вертикальные и горизонтальные вращения в лучезапястных суставах; махи по «восьмерке» в локтевых и плечевых суставах; имитация кистевого удара мечом; имитации ударов из центральной, закрытой и открытой позиций; прыжки с передачей меча из руки в руку.
Основная часть (60 минут)
1. Изучение базовой стойки – правильная позиция ног; правильная позиция меча; положение безоружной руки.
Обратить внимание на расположение меча приближенное к центральной линии тела с «острием», направленным в сторону потенциального противника.
2. Изучение приставного шага вперед и назад.
Обратить внимание на вертикальное положение корпуса, отсутствие вертикальных передвижение тела при шагах, акцент в шаге на толчок сзади стоящей ногой.
3. Изучение удара «Мэн». Команда «Мэн о утэ!».
Важные моменты:
- замах (рукоятка меча располагается над теменной частью головы на расстоянии кулака);
- правильная траектория удара;
- конечное положение руки с мечом (кончик меча на уровне макушки, рука на уровне подбородка);
- опережающее движение оружием на шаге вперед;
- возврат в исходное положение на шаге назад;
- громкое произнесение названия техники в момент удара – «Мэн!».
4. Изучение удара «Котэ». Команда «Котэ о утэ!».
Важные моменты:
- замах и правильная траектория удара;
- конечное положение руки с мечом (меч горизонтально);
- опережающее движение оружием на шаге вперед;
- возврат в исходное положение на шаге назад;
- громкое произнесение названия техники в момент удара – «Котэ!».
5. Изучение удара «До». Команда «Миги кара До о утэ!».
Важные моменты:
- замах (подъем руки с мечом над головой и поворот кончика меча вправо);
- правильная траектория удара (диагонально по прямой линии справа налево);
- конечное положение руки с мечом (меч горизонтально у левой границы тела);
- опережающее движение оружием на шаге вперед;
- возврат в исходное положение на шаге назад;
- громкое произнесение названия техники в момент удара – «До!».
6. Изучение удара «Аси». Команда «Хидари кара Аси о утэ!».
Важные моменты:
- замах (подъем руки с мечом над головой и поворот кончика меча влево);
- правильная траектория удара (диагонально по прямой линии слева направо);
- правильный шаг (выпад при нанесении удара);
- конечное положение руки с мечом (удар наносится максимально низко, насколько это возможно без наклона корпуса вперед);
- опережающее движение оружием на шаге вперед;
- возврат в исходное положение на закрытии выпада вперед и потом шаг назад;
- громкое произнесение названия техники в момент удара – «Аси!».
7. Изучение удара «Цки». Команда «Цки!».
Важные моменты:
- замах (из исходного положения меч опускается горизонтально);
- правильная траектория удара и конечное положение (прямо вперед на уровне корпуса; акцентированное движения возврата в исходное положение);
- опережающее движение оружием на шаге вперед;
- возврат в исходное положение на шаге назад;
- громкое произнесение названия техники в момент удара – «Цки!».
8. Изучение всех пяти ударов непрерывно друг за другом в серии шагов вперед.
9. Выполнение всех техник друг за другом в передвижении вперед и возврат в исходную точку серией из пяти приставных шагов назад.
10. Знакомство с ритуальной частью комплекса – поклоны, выход в базовую стойку, возвращение из стойки в исходное положение. Знакомство с полным комплексом Кихон Доса.
Заключительная часть (10 минут)
1. Выполнение комплекса упражнений специальной физической подготовки.
2. Выполнение комплекса «растяжки».
3. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания.
Список использованных материалов
1. Борисова М. М. Основные элементы спочана (безопасное фехтование) в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста / М. М. Борисова, А. В. Ашхотов // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2013. - № 3. С. 58-61.
2. Иванов М. К. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Японское фехтование спочан» [Электронный документ] Режим допуска: https://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnaja-obscherazvivayuschaja-programa-japonskoe-fehtovanie-spochan.html (Дата обращения: 24.02.2023)
3. Кихон-Доса. Kihon Dosa [Электронный документ] Режим допуска: https://www.youtube.com/watch?v=IDI7ZPWqcRk&t=4s (Дата обращения: 24.02.2023)
4. Основы спочана [Электронный документ] Режим допуска: https://www.youtube.com/watch?v=k2THSEKhJZE&t=6s (Дата обращения: 24.02.2023)
5. Спочан: весело, но серьезно [Электронный документ] Режим допуска: https://vk.com/@spochankidspskov-spochan-veselo-no-serezno (Дата обращения: 24.02.2023)
6. Учебный фильм по СпоЧан [Электронный документ] Режим допуска: https://www.youtube.com/watch?v=pLWjluE0AUM&t=602s (Дата обращения: 24.02.2023)
7. Что такое спочан [Электронный документ] Режим допуска: https://sportchanbara.ru/about-spotr/ (Дата обращения: 24.02.2023)