Лариса Литовка
План-конспект занятия «Разноцветный красавец Петушок» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать способность эмоционально воспринимать образ яркой птицы, отображая в своей творческой деятельности свои впечатления, оценивая пошаговую работу художника по замысливанию и выполнению художественного произведения.
Ход занятия:
Эмоциональное введение детей в художественно-изобразительную задачу. Педагог предлагает детям отгадать загадку:
«- Он будильник предрассветный
И красавец разноцветный,
У него роскошный хвост,
Нравом он совсем не прост.
Кто задиристый боец
И известный всем певец?
Очень громко он поёт,
Зёрнышки весь день клюёт,
Публикация «План-конспект занятия „Разноцветный красавец Петушок“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Он … куриный пастушок,
Кто же это? – Петушок!»
Педагог показывает игрушку:
«В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь:
- Я тут! Я начеку – у – у
Я всех вас допеку – у – у!»
- Звучит голос петуха.
-Вопросы к детям:
- Как вы думаете, почему петуха зовут петухом? - Русское слово «петух» происходит от слова «петь». В далёкой стране Австралии, петуха называют «Птицей, смеющейся на рассвете». А в Китае Петушок и Курочка считаются символом счастливой семейной жизни. Во Франции «Птицей, поющей рассвет».
- Для чего петуху гребешок? Гребень, это наивысшая гордость! Однажды одному из петушков прикрепили большой, очень красивый гребешок из красной ткани! Загордился петушок, стал важно расхаживать по двору! Вот так!
Дети рассматривают зрительный ряд, обращается внимание на то, как по - разному нарисованы гребешки у разных художников.
- Но удивительно, что другие петушки стали ему поклоняться!
«Золотые перышки,
Ярко красный гребешок
На шальной головушке.
Громко, звонко голосил,
Крылья раскрывая,
На рассвете всех будил
Новый день встречая».
Очень красивые перышки у петуха!
Чистые, яркие! Кто их чистит?
«Чистит перышки в росе,
Гребешок ровняет
И всегда во всей красе
На забор взлетает!»
- Как вы считаете, что всё – таки самое красивое у петуха? Хвост! Педагог вновь привлекает внимание детей к иллюстрациям художников, выделяя при этом характерные особенности, обсуждая величину, форму, цвет перьев, и их неподражаемую красоту.
- Нельзя себе представить птичий двор без петуха! Он хозяин двора!
Кто, с рассветом, первым выходит из курятника, и, своим «ко – ко - ко», поторапливает кур к выходу?
- Найдёт зёрнышко и начинает созывать кур.
Дети садятся для обсуждения в круг.
Педагог рассказывает и обсуждает с детьми китайскую н. сказку «Нарисованный петух» :
- Давным – давно, жил художник, да такой талантливый, что его рисунки были словно живые. Нарисует зверя – кажется вот – вот побежит. А цветы у него выходили настолько похожие на настоящие, что слетались пчёлы и садились на них. За это его прозвали волшебным художником. А больше всего на свете он любил рисовать - …кого бы вы думали? Петушков! И много их жило у него во дворе, пёстрых горделивых красавцев. А один из них был самый красивый и самый голосистый.
«Ранним утром, ровно в пять
Лился голосок
И рассветный луч проспать
Уж никто не мог.
Все лишь слыша его трель,
Сразу просыпались,
Открывали настежь дверь,
Солнцу улыбались.
Петушок всех поднимал
Много – много лет
И ни разу не проспал
Утренний рассвет».
А рядом с ним жил злой, жадный человек. Ежегодно, в свой день рождения требовал он от всех подарков. Пошли его слуги в селение и отбирали у людей, что понравится, в том числе и петушков у художников. Во всём посёлке не осталось ни одного петушка, некому было будить людей по утрам. Без пения петушка людям стало совсем грустно и тоскливо. Все думали, как быть? А вы как думаете? Правильно! Люди, наконец, решили попросить художника нарисовать петушка.
И художник с усердием принялся за работу. Он рисовал одну картину за другой, но ни одна из них ему не нравилась.
(Педагог показывает петушков, нарисованных профессиональным художником).
И, наконец, ему удалось нарисовать петушка, как две капли воды похожего на настоящего. И были у него ярко – красный гребешок, золотистые перья, яркий, с переливами хвост. Он гордо стоял на высоких лапках, грудь колесом, шея изогнута, клюв открыт. Оставалось нарисовать глаза. Когда художник сделал последний штрих. Петух вдруг ожил, захлопал крыльями и закричал: «Ку – ка – ре – ку!» Любил художник петушков и с любовью их рисовал!»
-Педагог подводит детей к пониманию того, что художник, как волшебник может создавать красоту, вызывает желание детей стать такими волшебниками, и при помощи кисти и красок создавать чудеса.
- Как мы с вами убедились у птицы разноцветные, блестящие перья!
- Вопрос к детям:
- Почему на картине художника перья блестят? Какую краску использовал художник?
(Перламутровую)
- Как вы думаете, как художнику удалось рисовать перья так, что в одном пере два цвета?
- На кисть набирается сразу два цвета и в процессе движения кисти происходит смешение красок, получаются плавные переходы от одного цвета к другому.
- Педагог знакомит детей с пособием, где показан этот способ смешивания красок, стимулируя понимание особенностей и качественных характеристик этой техники.
Мотив деятельности: создать выразительный образ яркой необыкновенной птицы, используя цветовые эффекты и разные технические приёмы в материале – гуашь. Мобилизует внимание детей на исследование образа.
-Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть перья и ещё раз иллюстрации с изображением петухов. Рассуждение проходит по вопросам:
-Как мы можем изобразить маленькие пушистые пёрышки на груди петуха?
(Маленькими мазками)
- Как изобразить длинные маховые перья на крыльях? (Длинными мазками)
- Как изобразить пушистые перья? (Тычковой кистью)
- Какие по форме перья на хвосте у петуха? (Круглые)
-Педагог предлагает детям подумать, какими способами можно рисовать и какого цвета будут перья у их птиц, отдав предпочтение каким – либо цветам и цветовым сочетаниям в собственном творчестве.
На этом этапе ребенок идет от замысла к воплощению задуманного образа.
«Будем рисовать сейчас!
Где тут кисточки у нас?
Вот они! Стоят, как дружно!
Из пяти - одну взять нужно!»
Вопросы:
- С чего сегодня мы будем начинать? Конечно с самого красивого, с хвоста!
- Нужно не забыть и про гребешок, ведь он так важен для него!
- Какой величины он будет?
Обсуждение различных способов передачи формы гребешка:
- Волнистый;
- Округлый;
С острыми кончиками; и т. д.
Что понадобится для работы?
Как будете действовать с выбранным материалом? (опрос нескольких детей)
Индивидуальная помощь оказывается каждому ребенку при необходимости.
«Начинаем рисовать! Рисовать, как всем известно, очень даже интересно!»
Звучит музыка.
Мотивирует деятельность детей :
«Рисовать я
буду! Рисовать я буду!
Каждому рисунку
Радуюсь, как чуду!»
Активно включает в выбор цветовых сочетаний и способов изображения.
«Без опаски, без оглядки
Ты решишь художник мой,
Где добавит белой краски,
Жёлтой краски,
Красной краски,
Что раскрасить голубой!»
С каждым ребенком его работа обсуждается в режиме диалога.
Применение самооценки и взаимооценки.
Вопросы: - Что нового узнали? - Что понравилось? - Что удивило?
Формирует у каждого ребенка уверенность в своих силах.
Педагог предлагает рассмотреть готовые работы:
Давайте всех наших петушков выпустим на полянку!
-Какое у вас сейчас настроение, глядя на наш весёлый птичий двор?
Побуждает к высказыванию суждений по поводу своих творческих работ, подводит к осознанию своих чувств, побуждает стремление подумать и выразительно описывать в речи состояние образов домашних птиц.
Способствует умению детей объяснять приемы, способы действий.
Как мы знаем, петухи могут взлететь, а летать не могут. Хочется увидеть птиц в полёте. Можете ли вы нарисовать перелётных птиц?
Создает ситуацию необходимости поиска новой информации.
Помогает осуществлять перенос, способствует использованию ранее полученных знаний в новых, творческих работах.