Елена Кузнецова
План-конспект занятия по ФЭМП «Поможем девочке» с применением технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект по познавательному развитию (ФМП) с применением технологии «Ситуация» «Поможем девочке»
Вид занятия: математическое.
Тип занятия: ознакомительное.
Тема занятия: “Поможем девочке (прямоугольник)”
Возраст детей: 4-5 лет.
Наглядный и дидактический материал:
-демонстрационный- квадрат, прямоугольник, изображение елки, девочки, цифры 1-2;
- раздаточный -карточки с геометрическими фигурами, квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой, карточки с мебелью.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Цель: познакомить с геометрической фигурой прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник, ориентироваться в пространстве, совершенствовать двигательные умения.
Задачи:
1) познакомить детей с прямоугольником, умение распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы, умение распознавать прямоугольник в предметах мебели, тренировать умение соотносить цифру с количеством,
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3)развивать внимание, коммуникативные качества, речь, внимание, логическое мышление;
4)воспитывать умение самостоятельно искать правильное решение, активность при ответах на вопросы, желание помочь другому.
Ход занятия
1. Введение в ситуацию.
(дети собираются около воспитателя на ковре) Ребята давайте с вами поздороваемся.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель обращает внимание на афишу с героями из сказок.
Воспитатель: Кто изображен на афише?
Дети: Сказочные герои.
Воспитатель: Где вы могли их видеть?
Дети: Мы их видели по телевизору в кино, мультфильмах, в театре.
Воспитатель: Были ли вы в театре?
Дети: да, были.
Воспитатель: Хотите сегодня посмотреть в театре спектакль?
Дети: очень хотим.
2. Актуализация знаний.
1. Игра “Билеты в театр. ”
Воспитатель: Что нужно сделать, прежде чем пойти в театр?
Дети: Купить билеты.
Воспитатель: Как называется человек, который продает билеты?
Дети: Кассир.
Воспитатель: В этой игре, ребята, я буду кассиром и продавать билеты, но билеты не простые, это карточки с геометрическими фигурами. В зале театра стоят стулья, а на них написаны цифры, которые указывают место, куда должен сесть человек, купивший билет с этим номером. У нас в группе тоже стоят стульчики с номерами на стульчиках написаны цифры. Вам нужно сосчитать на своих карточках геометрические фигуры и занять место, на котором стоит цифра, показывающая количество фигур на билете (дети покупают билеты и занимают свои места, а воспитатель проверяет билеты).
Воспитатель: Сколько Ира фигур на твоем билете?
Ира:2 треугольника.
Воспитатель: А на стульчики какая цифра?
Ирина: Цифра 2.
Воспитатель: А, сколько фигур Глеб на твоем билете?
Глеб: На моем билете 1 квадрат.
Воспитатель: А на стуле какая цифра?
Глеб: На стуле цифра 1.
Воспитатель: Ты правильно занял свое место?
Глеб: Да.
Воспитатель: Почему ты так думаешь?
Глеб: Потому что на моем билете 1 квадрат, а на стуле цифра 1.
Воспитатель: Знаете ли вы, как надо вести себя в театре?
Дети: Нельзя шуметь, разговаривать и ходить во время спектакля.
Воспитатель: Почему нельзя шуметь, разговаривать, ходить во время спектакля?
Дети: Мы будем мешать смотреть спектакль другим людям.
2. Игра- спектакль «Два друга».
(на фланелеграф выставляются квадрат и прямоугольник)
Воспитатель: Жили-были два друга. Один из них вам знаком (показывая на квадрат). Как его зовут?
Дети: Квадрат.
Воспитатель: Пошли они как-то в лес погулять и вдруг слышат, что кто-то плачет. Как вы думаете, кто может плакать в лесу?
Дети: Человек- дяденька или тетенька.
Воспитатель: Почему он плачет?
Дети: 1- Наверное заблудился в лесу.
2-Ему страшно, он один.
Воспитатель: Да, ребята одна девочка пошла в лес и там заблудилась, дошла она до высокой елки, а влезть на нее не смогла и горько заплакала. (выставляется на фланелеграф девочку и елку, треугольников, высота елки равна длиной стороне прямоугольника. Короткая сторона прямоугольника и сторона квадрата одинаковы и по высоте равны половине ёлки)
- Девочка обратилась за помощью к квадрату: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?» (ставит девочку на квадрат. Высота девочки стоящей на квадрате, не должна превышать высоты елки).
Воспитатель: Увидела девочка свой дом?
Дети: Нет, не увидела.
Воспитатель: Почему она не увидела свой дом?
Дети: Потому что она меньше елки, а за елкой ничего не видно.
Воспитатель: Что же делать?
Дети: Нужно попросить другую фигуру помочь. Если ее поставить и девочка заберется на нее, то можно увидеть свой дом.
Воспитатель: Правильно, ребята, фигуру нужно поставить, ведь если мы ее положим (положила его, то что получится?
Дети: Девочка не увидит дом, т. к. высота этой фигуры такая же, как квадрат.
Воспитатель: Чем похожи эти фигуры?
Дети: У обеих фигур по 4 угла и 4 стороны.
Воспитатель: Почему же вторая фигура смогла помочь девочке?
Дети: У нее две стороны короткие, а две – длинные.
Воспитатель: Чем отличаются фигуры?
Дети: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника нет.
3. Затруднение в ситуации.
Сорока (пролетавшая мимо) спросила у девочки: Ну что, увидела свой дом?
Девочка: Да, я увидела свой дом.
Сорока: Кто же тебе помог?
(Девочка не знает имени помощника).
Воспитатель: Девочка очень хочет поблагодарить вторую фигуру, которая ей помогла, но не знает как её зовут, и спрашивает об этом детей.
(Возникает затруднение так как дети не знают названия прямоугольника).
Воспитатель: Смогли вы помочь девочке?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему не смогли?
Дети: Потому что не знаем, как называется эта фигура.
4. Открытие нового знания.
Воспитатель: Что нужно делать, если не знаешь, но очень хочешь узнать?
Дети: Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя. (Дети спрашивают у прямоугольника, как его зовут, а затем всместе с девочкой благодарят его).
Воспитатель: С какой фигурой вы познакомились?
Дети: Мы познакомились с прямоугольником.
Физминутка: «Идем гулять»
(дети собираются около воспитателя)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Шагают на месте)
Собираемся гулять.
Завязала Катенька
(Показывают, как завязывают шарф.)
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
(Имитируют движения.)
Валенки, сапожки
И пойдем скорей гулять,
(Шагают на месте.)
Прыгать, бегать и скакать.
(Прыгают на месте.)
Воспитатель: Итак, девочка, взобравшись на прямоугольник, увидела свой дом. Он был далеко, за речкой. Давайте, ребята, проводим девочку до дома. Идти надо по следам, протоптанным в лесной чаще (следы вырезаны из картона)
Воспитатель: Как вы думаете, кто должен идти первым по незнакомому и, может быть, опасному месту?
Дети: Сильный, смелый, который ничего не боится.
Воспитатель: Значит это мальчик (дети выбирают одного мальчика, который будет идти первый, дети идут по следам, называя ногу- правая, левая, правая, левая и т. д.)
Игра: «Мост»
(дети садятся за столы, у каждого приготовлен лист бумаги с нарисованной на ней рекой, квадрат и прямоугольник коричневого цвета. Ширина реки не одинакова и в самой узкой части чуть больше стороны квадрата).
Воспитатель: Дом девочки находится за рекой, как девочка может перебраться через реку?
Дети: На лодке или перебраться через речку вплавь.
Воспитатель: Правильно, можно перебраться на лодке или вплавь, но еще можно построить мост через речку. Давайте построим мост при помощи, квадрата и прямоугольника. Квадрат и прямоугольник - это дощечки. (Дети самостоятельно строят мост).
Воспитатель: Какой формы дощечку вы взяли для строительства моста?
Дети: Прямоугольник.
Воспитатель: Почему вы взяли прямоугольник, а не квадрат?
Дети: Потому что река шире квадрата.
Воспитатель: Почему с помощью прямоугольника вам удалось построить мост?
Дети: У прямоугольника сторона длиннее реки.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Ребята мы помогли девочки перебраться через реку и дойти до своего дома. Теперь девочка приглашает вас в гости, посмотреть какой у неё красивый дом.
Игра «Найди прямоугольник в предметах мебели»
Дидактические задачи: Тренировать умение видеть прямоугольник в мебели, закрепить представления о прямоугольнике.
У каждого на столе лежат карточки с изображением мебели. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и рассказывает, что в этих предметах потерялся прямоугольник и его нужно найти.
6. Осмысление.
Собираю детей вокруг себя.
Воспитатель: C какой фигурой, вы сегодня познакомились?
Дети: С прямоугольником.
Воспитатель: Чем вы помогли девочке?
Дети; Увидеть свой дом, проводили её до речки, построили мост.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: Помогать девочке, найти дом, строить мост, познакомились с прямоугольником.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сумели помочь девочке найти свой дом, помогли построить мост через речку, вы очень хорошо научились отличать прямоугольник от квадрата.