Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Поможем девочке Жене». Число и цифра «0»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа
Тема: "Поможем девочке Жени" (Число и цифра 0)
Образовательная цель :
1. Сформировать представления о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Поможем девочке Жене“, Число и цифра „0“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действия «если что-то не знаешь, но очень хочешь узнать, то надо спросить у того кто знает».
3. Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1 – 9 с количеством.
4. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о числе и цифре 0, учатся соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов, закрепляют умение соотносить цифры с количеством предметов, повторяют названия геометрических тел, актуализируют счёт до 9.
"Детская цель" - помочь девочки Жене сходить в магазин.
Новое знание - ситуация отсутствия предметов и обозначение ее цифрой 0.
Индивидуальное затруднение ребенка - ребёнок не может помочь девочки Жени написать письмо, так как не знает как пишется цифра 0.
Причина затруднения - не знает цифры, которой обозначается отсутствие предметов.
Способ преодоления затруднения - "придумать самому и сравнить с
образцом".
ТИП ЗАНЯТИЯ: ОНЗ.
ТЕМА: ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0.
ЦЕЛЬ:
5. Сформировать представления о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.
6. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действия «если что-то не знаешь, но очень хочешь узнать, то надо спросить у того кто знает».
7. Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1 – 9 с количеством.
8. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Демонстрационный: карточка с цифрой 0, картинка с изображением комнаты
Раздаточный: карточки с цифрами от 0 до 9; карточки с разным количеством геометрических тел от 1 до 10; круги разного цвета; 3 оранжевых, 1 красный, 1 коричневый, 1 синий, 1 зелёный, 1 розовый, 1 серый 2.1к заданию 2.2.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
1. ВВЕДЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания окружающего мира.
Дети садятся на ковёр рядом с воспитателем.
- Вы с мамами в магазин ходите?
- А в какие магазины вы ходите? А зачем?
- А в булочную ходили? А что там продаётся?
- А вот однажды мама послала девочку Женю в булочную, чтобы купить разные баранки.
- А вы хотите пойти с Женей и помочь выбрать баранки?
- А сможете?
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
2.1. Игра «Поездка в булочную»
Дидактические задачи:
1. Актуализировать счёт до 9, умение узнавать и называть геометрические тела;
2. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, абстрагирование, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.
- Как можно добраться до булочной?
Выслушиваются все ответы детей, после чего решаем ехать на автобусе.
- Что нужно сделать, прежде чем сядем в автобус? (Надо купить билет)
«Билеты» лежат на отдельном столе. В автобус пустят только в том случае, если на купленном билете буде 9 одинаковых геометрических тел.
Нужных билетов по количеству детей. На карточках нарисовано 9 одинаковых по размеру кубов, 9 одинаковых по размеру шаров, 9 треугольных призм, 9 цилиндров, 9 конусов. Если детей в группе больше, то карточек может быть и по две.
Кроме этого на столе находятся карточки с другим количеством геометрических тел – например, 1 куб и 8 пирамид. Также имеются карточки с другим количеством геометрических тел – например, 8 шаров, 10 кубиков.
Автобус построен из стульев.
Дети покупают «билеты» - карточки с нарисованными на них 9 одинаковыми геометрическими телами.
Воспитатель - кондуктор проверяет билеты при посадке в автобус. При проверке «пассажир» должен сказать, сколько и каких геометрических тел нарисовано на его билете, согласовывая при этом числительное с существительным в роде. Если ребёнок неправильно посчитал геометрические тела на своём билете, то кондуктор просит рассказать о правилах счёта, после чего ребёнок исправляет ошибку. Если ребёнок сосчитал правильно, но выбрал карточку, на которой не одинаковое количество геометрических тел, то кондуктор просит назвать каждую фигуру, после чего ребёнок исправляет ошибку.
Дети садятся в автобус.
2.2. Игра «Баранки»
Дидактические задачи:
1. Актуализировать умение соотносить число с количеством, сравнивать группы по количеству с помощью пересчёта;
2. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать воображение, внимание, память, речь, логическое мышление.
Дети по 4 человека садятся за столы. Перед каждым ребёнком находится 9 кругов, лежащих вперемешку: 3 оранжевых, 1 красный, 1 коричневый, 1 синий, 1 зелёный, 1 розовый, 1 серый.
Воспитатель говорит, что Женя, придя в булочную, начала класть в сумочку баранки. Сначала она положила 1 баранку с изюмом. (дети выбирают любой круг и кладут перед собой)
- Потом Женя выбрала вот столько (показ 3) баранки с маком. (дети отсчитывают 3 круга и кладут перед собой).
- Потом Женя взяла и положила в сумочку (показ цифры 4) баранки в шоколаде. (дети отсчитывают 4 круга и кладут перед собой.)
- И 1 Женя положила простую баранку. (дети отсчитывают ещё один круг)
- Сколько всего баранок положила Женя в сумочку? (дети пересчитывают баранки, их оказывается 9)
- Пошла Женя домой, а по дороге встретила собаку. Она угостила её 4 баранками. (дети отодвигают 4 круга в сторону) Потом она встретила кошку и её угостила 4 баранками, а одну баранку съела сама. (дети отодвигают 4 круга, а затем ещё 1 в сторону)
- Что можно сказать о количестве баранок, которые Женя дала животным? (их поровну, по 4).
- Сколько баранок принесла Женя домой? (Ни одной)
3. ЗАТРУДНЕНИЕ В СИТУАЦИИ.
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для введения числа 0.
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины и опыт целеполагания.
3. Тренировать мыслительные операции – анализ, обобщение; развивать речь, логическое мышление, внимание.
- Так сколько же осталось баранок у Жени? (Нисколько)
- Когда не осталось ни одного предмета, как мы скажем? Каким числом обозначим?
- Мы смогли, ответь на этот вопрос?
- Почему не смогли? (потому что не знаем, каким числом обозначается нисколько, ни одного)
4. «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ (СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ).
Дидактические задачи:
1. Закрепить представление детей об образовании числа 0
Воспитатель выслушивает версии детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Если найдутся дети, которые назовут число, то воспитатель хвалит их.
- Молодцы! Вы нам очень помогли. Если же дети никто не ответит на вопрос, то с ними можно актуализировать способ действий в ситуации, когда не знаешь, но очень хочешь узнать – «спросить у того, кто знает». Затем дети обращаются к воспитателю с вопросом и воспитатель отвечает:
- Говорят что когда нет ни одного предмета, то количество предметов равно нулю.
Воспитатель хвалит детей и делает вывод: нуль обозначает «нисколько», «ни одного».
5. ЗАТРУДНЕНИЕ В СИТУАЦИИ.
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для введения цифры 0.
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины и опыт целеполагания.
- Женя захотела написать письмо своей подруге и рассказать о том, как она ходила в булочную и не принесла ни одной баранки, потому что она ими накормила животных, но совсем об этом не жалеет.
- Но девочка Женя не знает, как пишется цифра 0.
- Вы сможете ей помочь?
Воспитатель кладёт на стол карточки, на которых написаны разные цифры. Карточек с цифрой 0 столько, сколько и детей.
- Найдите карточку, на которой написана цифра 0.
Обычно дети берут разные карточки. Если же все дети возьмут карточку с цифрой 0, то Женя берёт карточку с другой цифрой.
- Смогли мы написать письмо подружке? (нет, не смогли)
-Почему не смогли? (Потому что дети и Женя взяли разные карточки)
- Что нам надо сделать? (Узнать, как записывается число 0)
6. «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ (СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ).
Дидактические задачи:
1. Познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
2. Повторить изученный способ действия в ситуации затруднения;
3. Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение; развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (надо спросить у того, кто знает, посмотреть в книге)
После вопроса детей воспитатель показывает им карточку с цифрой 0 и делает вывод : цифра 0 пишется в том случае, когда имеется нуль предметов
7. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
7.1 ИГРА «Весёлый счёт»
Дидактические задачи:
1. Сформировать умение распознавать цифру 0 среди других цифр, закрепить представление о числе и цифре 0
2. Организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
3. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, синтез, развивать внимание, логическое мышление.
Дети собираются около воспитателя.
- Сколько ног у поросёнка? (дети ищут карточку с нужной цифрой) (4)
- Сколько рук у индюшонка? (0)
- Сколько крыльев у совёнка? (2)
- Сколько ласт у медвежонка? (0)
- Сколько лапок у жука? (6)
- Сколько ног у паука? (8)
- Сколько гребней у гуся? (0)
- Сколько ног у карася? (0)
7.2. ИГРА «Поставь цветы в вазу»
Дидактические задачи:
1. Тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представление о числе и цифре 0
2. Тренировать мыслительные операции – анализ, обобщение, сравнение; развивать речь, внимание, логическое мышление.
- Женя решила порадовать маму. Хотите помочь?
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает им рассмотреть картинку и рассказывает, что девочка Женя решила порадовать маму и хочет поставить цветы в вазы.
На столах лежат прямоугольники (вазы) с написанными на них цифрами от 0 до 9 (вперемешку) на каждого ребёнка. Рядом в коробочке лежат круги (цветы) разного цвета (на каждого ребёнка).
- Для того чтобы помочь Жене надо поставить столько цветов в вазу, сколько показывает цифра на ней.
После того как дети выполняют задание, воспитатель рассказывает, что Женя просит сосчитать сколько цветов они поставили в красную вазу, белую, и т. д. И почему в зелёной вазе нет цветочков.
Дети считают цветы в вазах и объясняют, почему в зелёной вазе нет цветов (т. к. цифра 0 обозначает «нисколько», «ни одного».
8. ОСМЫСЛЕНИЕ
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха (Рефлексия деятельности на занятии)
Дети собираются около воспитателя.
- Чем мы помогли Жене?
- Какие новые знания дали вам возможность помочь Жене? (мы смогли помочь Жене посчитать баранки, написать письмо, расставить цветы в вазе, потому что узнали число и цифру 0).