Вера Горячева
Конспект занятия с дошкольниками «Если ты один дома» в технологии «ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
ОО (регион, город, поселок и др.) : г. Новокузнецк
Наименование ОО МБ ДОУ «Детский сад №169»
Должность, Ф. И. О. руководителя ДОО: руководитель дошкольной организации Корольчук Елена Андреевна.
Ф. И. О. ответственного за инновационную деятельность в ОО: старший воспитатель Апарина Марина Борисовна.
Ф. И. О. педагога: Горячева Вера Васильевна.
Электронный адрес педагога: vera_prokudina.0105@mail.ru.
Публикация «Конспект занятия с дошкольниками „Если ты один дома“ в технологии „ситуация“» размещена в разделах
Номинация: конспект занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная к школе группа
Тема: «Если ты один дома».
Основные цели:
закрепить знания детей о правилах безопасного поведения дома;
закрепить умение правильно и быстро сообщить об опасности;
уточнить представления детей об опасных для жизни предметах;
развивать познавательную активность и воображение;
развивать у детей самостоятельность, ответственность; умение
объяснить собственное поведение;
воспитывать смелость, находчивость, решительность;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Дидактические материалы:
Незнайка (игрушка, за которую говорит воспитатель);
Презентация на тему «Правила безопасности для детейв
Оборудование: Мольберт
Краткая аннотация к работе: С правилами безопасного поведения дома важно знакомить детей с детства. Часто дети остаются одни дома. В рамках данной образовательной ситуации у детей формируется представление о правилах безопасного поведения дома; умении правильно и быстро сообщить об опасности взрослым.
Детская цель – помочь Незнайке, научить его как надо себя вести, оставшись одному дома. Занятие разработано в технологии «Ситуация», которая помогает детям формировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает», почувствовать радость успеха.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания о безопасном поведении.
Воспитатель собирает около себя детей.
Воспитатель: Ребята, приходилось ли вам когда – нибудь оставаться одним дома? Наш друг Незнайка остался один дома, потому что все его друзья улетели на Луну. Давайте расскажем Незнайке, какие опасности могут подстерегать нас дома. Хотите помочь Незнайке разобраться? Сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о безопасном поведении, находившись одному дома.
Воспитатель: Вы знаете как нужно вести себя, когда ты остаешься один дома? Может вам мама говорила, или вы где-то слышали.
(Дети перечисляют).
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о безопасном поведении; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
(Появляется Незнайка).
Воспитатель: А вот и наш Незнайка! Здравствуй, Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте! Здравствуйте, дети! (Дети здороваются)
Незнайка: Ребята, помогите разобраться, какие опасности могут подстерегать дома.
(Дети начинают называть опасности, но на определенном этапе возникает затруднение).
Воспитатель: Смогли мы помочь Незнайке? А почему не смогли?
(Мы не всё знаем).
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи: формировать представление о безопасном поведении; формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, если ты чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (спросить у взрослых или догадаться самим).
Воспитатель: Как вы, думаете, кто всё знает об опасных ситуациях?
(ответы детей)
Вызываем сотрудника МЧС по телефону
Появляется сотрудник МЧС
Сотрудник МЧС: Здравствуйте, ребята. Слушайте внимательно, какие опасности могут подстерегать вас дома :
1. Электроприборы: в каждом доме их не мало, какие электроприборы вы знаете? (ответы детей). А, почему их так называют? (ответы детей).
Электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все эти приборы. Электрический ток – наш помощник! Ведь если его не будет, мы не сможем ни посмотреть телевизор, ни высушить волосы феном, ни послушать музыку.
Но электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар. Запомните несколько важных правил, связанных с использованием электроприборов.
Если вы почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок, немедленно скажите об этом взрослым и попросите вызвать мастера – электрика! Так же поступите, если увидите, что при включении и выключении вилки из розетки проскакивает искорка. Всё это может привести к пожару!
Если загорелся телевизор, ни в коем случае не заливайте включенный телевизор водой, может ударить током! Ведь вода проводит электричество! Сначала выньте вилку из розетки, а затем набросьте на телевизор толстую негорючую ткань и вызывайте скорее пожарных, позвонив по номеру 01. Чё тко и точно назовите свой адрес: улицу, номер дома и квартиры.
Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками и не подключайте к одной розетке сразу несколько приборов.
2. Огонь (не играйте с огнём) :
Сотрудник МЧС:
А теперь для вас загадка:
Ест дрова он с хрустом, жаром.
Благодарен кочегарам.
Но лишь тогда не страшен он,
Когда бывает покорён.
Ребята, как вы думаете, о чем эта загадка? (Ответ детей) Огонь, долго и верно служит человеку. Он нас согревает и кормит. Но иногда люди забывают об осторожном обращении с огнем, и он становится смертельно опасным. Огонь, когда выходит из-под контроля, не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения! Существуют правила пожарной безопасности, и вы должны их знать и помнить.
- Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Эта одна из причин пожаров.
- Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
- Ни в коем случае не зажигайте фейерверки, свечи или бенгальские огни дома.
- Не оставляйте включенными электроприборы (утюг, паяльник, фен и другие) после работы с ними.
Но бывает так, что меры предосторожности не помогли, и пожар начался. Что же делать в таких случаях?
1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же потушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.
2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. И только после этого позвоните в пожарную охрану по телефону "01" или попросите об этом соседей.
3. Если не можете убежать из горячей квартиры, сразу же позвоните по телефону "01" и сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зовите из окна на помощь соседей и прохожих.
4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуйте, что задыхаетесь, продвигайтесь к выходу ползком – внизу дыма меньше. Дышите через мокрую тряпочку.
5. Нельзя укрываться от огня в укромных местах (в шкафах, под кроватями). Это затруднит работу спасателей.
3. Запомните, детки, таблетки – не конфетки:
Сотрудник МЧС: вы, конечно, знаете, что если человек заболел, он обращается к врачу. Врач осматривает больного и выписывает ему лекарства: микстуры, мази, порошки или таблетки. Лекарства помогают людям побороть болезнь.
Если вы нашли таблетку, её ни в коем случае нельзя класть в рот, даже если она очень похожа на конфетку. Потому что лекарства ядовиты. Доза ядовитого вещества в таблетке очень маленькая, взрослому человеку она поможет справиться с болезнью. Для ребёнка такое количество ядовитого вещества может оказаться опасным. Ведь ребёнок гораздо меньше взрослого и по росту, и по весу.
Таблетки, витамины, лекарственные настройки, мази и порошки взрослые обычно хранят в специальных коробках в подвесном шкафчике. Дети никогда не должны открывать дверцы этого шкафчика и тем более доставать оттуда лекарства. Даже если вы затеяли игру в больницу и «лечите» свою любимую куклу.
Витамины, которые врач прописывает для укрепления здоровья, тоже немного похожи на разноцветные конфеты.
Если не хотите причинить вред своему здоровью, никогда не сыпьте витамины горстями в рот.
5. Колюще-режущие предметы:
Сотрудник МЧС: в доме есть еще много разных опасных ситуаций, например, острые, колющие и режущие предметы. Если вы хоть раз порезали руку ножом, то вы знаете, чем они опасны. Ну-ка вспомните, как правильно нужно обращаться с острыми, колющими режущими предметами. (Ответы детей).
Где у вас дома хранятся эти вещи (Ответы детей). Правильно. Обычно они лежат в специальной коробочке для шитья, если это предметы для шитья, если ножи и ножницы, то в специальных шкафах.
Есть такое правило: все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Сотрудник МЧС читает стихотворение:
Если кнопки из коробки
Разлетелись – собери,
Если гвозди на дороге,
Ты увидел – подбери!
Эти острые предметы
Не должны быть на полу.
Сам наступишь незаметно
Иль на гвоздь, иль на иглу.
Сейчас мы проверим, как вы дома соблюдаете порядок и поиграем в игру "Доскажи словечко"
Дома острые ножи
Ты на полку (положи)
Если ножницы достал,
Убери, откуда (взял)
Не раскидывай иголки,
Убери их все на (полку)
Если выполнять все эти правила, то: "Ни девочки, ни мальчики не порежут свои (пальчики)".
6. Открытые окна:
Сотрудник МЧС: Ребята, в любом помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну. Очень опасно выходить одному на балкон. Но если ты вышел, никогда не играй там в подвижные игры, не прыгай, не перегибайся через перила балкона. Если внизу что-то интересное, лучше спуститься вниз по лестнице.
7. Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, закрепить знания о безопасном поведении, развивать логическое мышление.
Воспитатель: сейчас мы поиграем с вами в игру «Можно - нельзя». В ходе игры ведущий будет показывать картинку с изображением предмета. Если с этим предметом можно играть, то вы показываете карточку с веселым смайликом. Если этот предмет опасен, то вы показываете карточку с грустным смайликом.
Дидактическая игра «МОЖНО - НЕЛЬЗЯ»
8. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха :
Воспитатель: А, теперь давайте проверим, как вы и Незнайка усвоили основы безопасного поведения дома.
Комментарии к сценарию:
Занятие относится к разделу «Безопасность собственной жизнедеятельности» образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Использованная литература:
1. Игралочка. Практический курс математики для детей 3 – 4 лет. Методические рекомендации. Часть 1. – Изд. 5-е, доп. и перераб. /.Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. : ЮВЕНТА. 2016. – 96 с. : ил.
2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240 с.
3. Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 8 лет». – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.