Ирина Пикашова
План-конспект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рассказом В. Ю. Драгунского «Друг детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное учреждение
детский сад № 69 «Веточка» городского округа Тольятти
План-конспект непрерывной образовательной деятельности
с дошкольниками старшей группы
по ознакомлению с книжной культурой
Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рассказом В. Ю. Драгунского «Друг детства»
Педагог: Пикашова Ирина Ивановна
г. о. Тольятти 2018 год
Публикация «План-конспект „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рассказом В, Ю, Драгунского „Друг детства“» размещена в разделах
План-конспект непрерывной образовательной деятельности
с дошкольниками старшей группы
по ознакомлению с книжной культурой
Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рассказом В. Ю. Драгунского «Друг детства»
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие» - приоритетное направление ОО «Социально-коммуникативное развитие» ОО «Познавательное развитие» ОО «Художественно-эстетическое развитие» ОО «Физическое развитие»
ОО «Социально-коммуникативное развитие» Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, умение слушать, не перебивать, договариваться, помогать друг другу, работать организованно, коллективно. Побуждать детей к самостоятельности и инициативности, формировать основы безопасного поведения. ОО «Познавательное развитие» Формировать первичные представления о себе, других людях, окружающих объектах, отношениях и ценностях к ним. Развивать интерес, любознательность детей, воображение, творческую активность. ОО «Речевое развитие» Знакомить с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (рассказ В. Ю. Драгунского «Друг детства»). Развивать речевое творчество, связную речь, интонационную выразительность, умение отвечать на вопросы, активизировать употребление прилагательных (любимый, милый, дорогой, обогащать активный словарь детей. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Развивать понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, формировать восприятие художественной литературы, сопереживание персонажам произведения, развивать самостоятельную творческую деятельность. ОО «Физическое развитие» Формировать представления о здоровом образе жизни. Развивать интерес к физкультминуткам, игровым упражнениям, пальчиковой гимнастике. Совершенствовать технику движений, координацию рук и ног, выполнять ритмично в соответствии с текстом, добиваясь точности и выразительности.
Задачи:
Воспитательные:
1) Воспитывать у детей интерес, любознательность к художественным произведениям, к оформлению книги. (ОО «Речевое развитие») (ОО «Художественно-эстетическое развитие») 2) Формировать первичные представления о себе, других людях и окружающих объектах.
(ОО «Познавательное развитие») 3) Воспитывать культуру поведения, нормы и ценности, принятые в обществе, умение общаться, формировать понятие «дружба», «друг». (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
Развивающие: 1) Развивать у детей умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, развивать отзывчивость, сопереживание. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
2) Развивать память, связную речь, звуковую и интонационную выразительность речи, умение отвечать на вопросы, пересказывать, активизировать употребление прилагательных, осмысливать значение образных выражений, обогащать активный словарь детей. (ОО «Речевое развитие») 3) Развивать воображение и самостоятельную творческую деятельность (продуктивную, театрализованную, сюжетно – ролевую) (ОО «Художественно-эстетическое развитие») 4) Развивать интерес к физкультминуткам, игровым упражнениям, пальчиковой гимнастике, совершенствовать технику движений. (ОО «Физическое развитие»)
Образовательные:
1) Познакомить детей с произведением В. Ю. Драгунского «Друг детства», формировать умение понимать произведение на слух, побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос, анализировать, подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения, импровизировать произведение (оживлять отрывок из рассказа). (ОО «Речевое развитие»)
2) Формировать умение детей передать свои впечатления, эмоции, сопереживание с помощью речи, мимики, жестов, изобразительной деятельности. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
Методы и приемы:
Практические: задания, игры и упражнения, физкультминутки, дежурство (подготовка к занятию, рисование на тему: «Мой друг детства», коллективные действия, игровая деятельность, музыкальное сопровождение (песня В. Шаинского «Улыбка»)
Словесные: чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Мой друг», беседа, обсуждение, объяснение, вопросы, пересказ.
Наглядные: рассматривание портрета писателя В. Ю. Драгунского, рассматривание иллюстраций, показ, образец.
Предварительная работа: чтение произведений В. Ю. Драгунского, знакомство с портретом писателя
Материалы и оборудование:
1. Дидактический материал: портрет писателя В. Ю. Драгунского, рассказ В. Ю. Драгунского «Друг детства», иллюстрации по тексту, мяч для д/игры 2. Раздаточный материал: материал для творческой деятельности (альбомы, карандаши, кисти, ёмкость с водой, салфетки). Атрибуты для театрализованной деятельности (маски, шапочки, игрушки) 3. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей : магнитофон с записью песни В. Шаинского «Улыбка»
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Игровые упражнения, двигательные паузы, физкультминутки.
Игровая Игровые ситуации, подвижная игра с мячом, инсценировка
Познавательное
развитие Решение проблемных ситуаций, общение, обсуждение.
Коммуникативная Чтение рассказа, беседа, обсуждение, вопросы, составление рассказов из личного опыта, пословицы, словесные игры.
Музыкальная Слушание, исполнение.
Изобразительная Рисование
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение, обсуждение, ответы на вопросы, пересказы
Элементарный бытовой труд, самообслуживание Поручения (индивидуальные и подгрупповые, дежурства, совместные (коллективные) действия.
Логика образовательной деятельности
№
Название этапа Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Мотивационно-целевой
Предлагает игровую ситуацию: «Поприветствуем друг друга добрыми словами». - Мы будем здороваться, называя друг друга ласково «солнышко, лучик, дружочек, зайчик…», соединяясь ладошками с соседом справа. - Здравствуй солнышко! (воспитатель дотрагивается до ладоней ребенка, стоящего справа). Дети (здороваются друг с другом).
Дети приветствуют друг друга ласковыми словами. Активизировано внимание детей, настрой на доброжелательное отношение друг к другу.
Содержательно-деятельностный
Воспитатель беседует с детьми о том, кем бы они хотели стать, когда вырастут
Воспитатель предлагает обратить внимание на портрет писателя. - Сегодня мы вспомним писателя Виктора Юзефовича Драгунского (показать портрет).
- Этот автор писал рассказы о детях, для детей. Мы прочтём его рассказ «Друг детства». (показать книгу)
Чтение рассказа.
Беседа по содержанию. Воспитатель: Дети понравился вам рассказ? Кем в детстве мечтал стать Дениска? ( Дети: астрономом, капитаном дальнего плавания, машинистом, путешественником, боксёром). Воспитатель: Почему у него так часто менялось мнение? ( Дети: Дениска был мечтательный, любознательный, его привлекали разные профессии.) Воспитатель: Как отнёсся к просьбе сына папа? (Выслушиваются разные ответы детей). Что почувствовал мальчик? ( Дети: Обиду) Воспитатель: А что предложила мама? ( Дети: Использовать вместо груши старую игрушку) Воспитатель: Какое чувство он испытал, когда увидел своего игрушечного Мишку? ( Дети: Он вспомнил, как сам был маленьким) Воспитатель: Почему же он не стал тренировать свой удар о Мишку? ( Дети: Дениска не захотел обидеть Мишку, потому что он раньше с ним дружил) Воспитатель: Вспомните главные слова, которые передают чувства Дениски в этот момент? ( Дети: «…и я любил его тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал») Воспитатель: Почему Дениска назвал своего Мишку «самым лучшим другом детства», «настоящим другом»? ( Дети: Потому что Мишка всегда с Дениской играл, кормил его кашей, слушал его сказки, спал с ним, Дениске было с ним интересно) Воспитатель: Почему Дениска чуть не заплакал? ( Дети: Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого лучшего друга, настоящего друга детства») Воспитатель: Почему, же Дениска отказался от своей мечты? Чем закончился рассказ? ( Дети: Мальчик решил, что он не будет боксёром) Воспитатель: Какой поступок совершил мальчик? ( Дети: Правильный, мудрый, верный, хороший) Воспитатель: Каким человеком оказался мальчик? ( Дети: Добрым, отзывчивым, милосердным, великодушным, с золотым сердцем, никогда никого не обидит, никого не предаст. Нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные) Воспитатель: Что помог тебе понять автор рассказа? ( Дети: Автор помог понять, что друзей предавать нельзя)
Физкультминутка Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали.
Воспитатель предлагает вспомнить пословицы о дружбе и о друзьях – и объясните значение пословиц: • Старый друг лучше новых двух. • Друга на деньги не купишь. • Нет друга - ищи, нашёл – береги. • Друг лучше старый, а платье – новое.
Игра с мячом: «Ласковое слово о своей игрушке»
Воспитатель предлагает детям сказать добрые ласковые слово о своей игрушке. ( Дети: Мягкая, пушистая, любимая, красивая, радует, успокаивает, утешает)
Воспитатель предлагает пройти в художественную мастерскую и нарисовать свою любимую игрушку.
Предлагается детям сесть за столы, подготовить руки к работе.
Пальчиковая гимнастика (по выбору детей)
Во время работы звучит запись песни В. Шаинского «Улыбка» (дети могут подпевать слова)
Дети называют разные профессии, объясняют свой выбор.
Дети рассматривают портрет писателя, закрепляют его Ф. И. О. Рассматривают книгу.
Слушают произведение.
Отвечают на вопросы, разбирают смысл образных выражений, обсуждают произведение, высказывают своё мнение.
Дети произносят текст и выполняют движения по тексту.
Дети называют и повторяют пословицы о дружбе и друзьях
Встают в круг, передают мяч, называют добрые, ласковые слова про свои игрушки
Дети проходят и садятся за рабочие места, выполняют пальчиковую гимнастику, начинают рисовать свою любимую игрушку.
Дети проходят и садятся за рабочие места, выполняют пальчиковую гимнастику, чётко проговаривают текст, движения должны соответствовать тексту. Сформировано умение называть профессию своей мечты, объяснять, чем нравится, какую пользу приносит
Закреплено знание о писателе. Сформировано умение внимательно слушать произведение.
Сформированы умения внимательно слушать. Вызван эмоциональный отклик детей, сочувствие, сопереживание, доброжелательность. Сформировано умение понимать смысл образных выражений (не разлей вода, сколько душе угодно, использовать прилагательные (боксировать, ударять, молотить, колотить, отвечать на вопросы отвечать полным предложением. Сформировано понятие о дружбе и друзья.
Активизирована устная речь.
Сформировано умение произносить текст и выполнять движения по тексту. Реализована потребность детей в двигательной деятельности.
Закреплено умение называть и понимать значение пословиц.
Дети знают и называют добрые, ласковые слова про свои игрушки, развито умение бросать и ловить мяч.
Самостоятельно умеют выбрать рабочее место. Знают текст и движения пальчиковой гимнастики.
Сформированы художественно – эстетические способности, развито творчество детей, фантазия, умение работать в коллективе.
Оценочно-рефлексивный
Воспитатель благодарит, хвалит детей за старание. Устраивается выставка работ и обсуждение. Побуждает детей к уборке рабочих мест.
Составляют из готовых работ общую композицию: «Мой друг детства» выражают эмоции, обсуждают. Дети убирают рабочие места. Сформировано умение доброжелательно и уважительно относиться к окружающим, слушать, не перебивать, договариваться, помогать друг другу, работать организованно, коллективно, убирать рабочее место.
Используемая литература:
В. Ю. Драгунский «Друг детства»
О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» : Конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 2016г. – 224с.
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» старшая группа Планы – занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2017. – 144с.
Приложение № 1 Виктор Юзефович ДРАГУНСКИЙ «Друг детства»
Когда мне было шесть лет или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то рассеянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.
То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далёкие звёзды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далёкий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или в начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом: — Го-о-тов!
Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела. Когда я всё это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило быть боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга — просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» — такой продолговатый тяжёлый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на всё на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать в случае чего.
Я сказал папе:
— Папа, купи мне грушу!
— Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассмеялся :
— Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую грушу!
— А тебе зачем? — сказал папа.
— Тренироваться, — сказал я. — Потому что я буду боксёром и буду всех побивать. Купи, а?
— Сколько же стоит такая груша? — поинтересовался папа.
— Пустяки какие-нибудь, — сказал я. — Рублей десять или пятьдесят.
— Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.
И он оделся и пошёл на работу.
А я на него обиделся за то, что он мне так сказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала: — Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колёс, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлёпкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много ещё разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
Она бросила его мне на диван и сказала:
— Вот. Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот такой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Ещё лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!
И тут её позвали к телефону, и она вышла из комнаты в коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручнее было об него тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный — жёлтый стеклянный, а другой большой белый — из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было неважно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдаётся.
И я вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его как Маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас передо мной на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства! Вон он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара.
— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
— Ты о чём, мама? Со мной ничего. Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.