Марина Дорохина
План-конспект открытого занятия по лепке «Воронежская игрушка «Полкан»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Воронежская игрушка. Лепка «Поклкан».
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 05.02.2023
ТИП ЗАНЯТИЯ : занятие применения знаний, умений и навыков.
ФОРМА ЗАНЯТИЯ : комбинированная
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : познакомить обучающихся с Воронежской глиняной традиционной игрушкой «Полкан», как с яркой представительницей Воронежского промысла и традиционного народного искусства нашей родины; отследить образ в других традициях; рассмотреть историю возникновения образа.
Публикация «План-конспект открытого занятия по лепке „Воронежская игрушка „Полкан“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Воронежская область, Воронеж
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ :
1. Образовательные
Рассмотреть образ в традиционных промыслах России;
Познакомить с мифологическими прообразами игрушки;
Дать представление о технологии создания игрушки «Полкан» и её эстетических особенностях;
Развивать навыки работы с материалом; отработка приобретенных навыков лепки.
2. Метапредметные:
Развитие мелкой моторики рук, памяти и внимания.
Учить стремлению к творчеству, к познанию искусства своего народа и Родины. Учить совершенствованию выразительности исполнения
3. Личностные:
Воспитывать у детей способности тонко чувствовать декоративно-прикладное творчество
Воспитывать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на занятии.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
глина, стеки, банка с водой, джинсовая ткань
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ :
наглядные пособия «Народная игрушка» из глины, презентация.
МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ:
репродуктивный, объяснение, метод практической работы, наглядный метод обучения.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ :
I. Организационная часть.
Приветствие. Сообщение темы и цели занятия. Выбор дежурных. Организация рабочей дисциплины и рабочего места.
II. Основная часть.
Теоретическая часть.
-Рассмотрение Воронежской глиняной игрушки «Полкан», рассказ о её ярких особенностях.
-Повторение Каргапольского образа «Полкана».
-Обзор греческих мифов о кентаврах.
-Показ презентации, образцов игрушки.
-Демонстрация и объяснение этапов лепки и последовательности выполнения работы.
-Самостоятельная работа по созданию игрушки.
III Заключительная часть.
Рефлексия занятия обучающимися.
Рефлексия занятия педагогом
- Выставка.
- Подведение итогов занятия.
- Продолжение разучивания масленичных песен.
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационная часть.
Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.
Организация рабочей дисциплины и рабочего места.
II. Основная часть.
Теоретическая часть.
В начале занятия педагог может задать вопросы, которые пробудят живой интерес к теме урока.
Просмотр презентации и образцов игрушек.
Каждая игрушка – это образ, который что-то символизирует из жизни древних славян. Они таят в себе мифологию жизни древних славян и являются воплощением языческих верований.
Со временем свистулька утратила свой магический символизм и стала просто игрушкой.
Кто же он такой, Полкан-мужичок?
Почему его образ так популярен и в фольклоре, и в керамике, и в народной живописи?
Полкан - богатырь огромной силы, но с необычной внешностью. Имеет до пояса вид человека, а ниже - коня (или собаки).
Есть мнение, что имя "Полкан" произошло от внешнего вида - "Пол - конь".
Сказки говорят, что Полкан мог перепрыгивать через леса и горы, преодолевая в одном прыжке аж 7 верст.
Помогал людям в битвах и сражениях.
Поэтому, Полкана любили и его образ был очень популярен.
Рассмотрение образцов игрушки Воронежского Полкана.
Особенность Воронежского канона в том, что у нас есть не только Покан, но и Полканиха, которая может быть в военной экипировке с мечом, щитом, шлемом.
Образ сохраняет все отличительные особенности Воронежской игрушки в форме и росписи.
Повторение Каргапольского образа и его осбенностей.
Полкан - один из символов каргапольской глиняной игрушки.
В описании к такой игрушке читаем : «Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".
Кстати, все каргапольские игрушки отличаются приземистостью, кажущейся простотой исполнения и росписи.
На груди сказочного богатыря чаще всего рисовали солнышко. Отсюда пошло и некое отождествление Полкана с Солнцем.
А еще остались упоминания о Полкане, как о Кетоврасе, а это вовсе уж похоже на другое название, всем, вероятно, знакомое: Кентавр.
В греческой мифологии кентавры были разные – дикие потомки царя Иксиона и облака, и мудрый Хирон, брат Зевса и учитель Геркулеса.
До сих пор ученые спорят касательно того, как и когда именно появились первые упоминания о кентаврах. Так, например, существует теория, согласно которой впервые кентавры упоминаются за пару тысяч лет до нашей эры, жителями острова Крит. Однако есть и более древние находки, говорящие о том, что кентавры встречались и раньше, у других народов. Так, например, существуют заметки, согласно которым кентавры упоминались в более древней, Египетской мифологии, а также в легендах шумеров и ассирийцев. Более того, на территории современной России археологи нашли статуэтку, которой около 3-4 тысяч лет и на которой изображен никто иной, как кентавр.
Практическая часть:
- Много лет назад мастера игрушечники, придумали способ лепки из одного куска. Способ этот подсказала им сама глина пластичная, жирная, послушная. Из одного комочка, можно слепить любую игрушку, но последовательность работы, конечно, будет разной.
-Дежурные раздают глину
-Здороваемся с глиной
Демонстрация последовательности работы:
- Отделить часть глины для деталей – руки, головной убор и т. п.
- сделать глину круглой
- придавить
- раскатать лепешку
- склеить полую форму
- оформить ножки
- добавить дополнительные детали:
Руки, головной убор, поклажу
- нанести насечку
III. Заключительная часть.
1. Рефлексия занятия обучающимися.
- Какую игрушку мы сегодня лепили?
- В каких еще промыслах есть подобный образ?
- Особенности Воронежского Полкана и Полканихи?
- Какие самые древние предки наших Полканов?
2. Рефлексия занятия педагогом
Молодцы. Вы сегодня очень хорошо позанимались,
-познакомились с загадочным образом Воронежской игрушки «Полканом». Вспомнили его Каргапольского брата и дальних греческих родственников.
-отработали наши навыки лепки полой игрушки на трех точках опоры и правила нанесения декора.
Просмотр выставки родителями и учащимися.
Ссылка на пост в группе «Вконтакте» :
https://vk.com/wall-114809179_1443