Эльмаз Эннанова
План-конспект открытого занятия «Голубые узоры» (декоративно-прикладное искусство «Гжельская роспись»)
▼ Скачать + Заказать документы
Голубые узоры
(план-конспект открытого занятия
по курсу "Изобразительное искусство")
Цель: Формирование у обучающихся первоначальных представлений о народном промысле Гжель.
Задачи:
• познакомить с промыслом керамической посуды Гжель;
• познакомить с элементами росписи;
• развивать навыки кистевой росписи;
• развивать художественный вкус;
Публикация «План-конспект открытого занятия „Голубые узоры“ (декоративно-прикладное искусство „Гжельская роспись“)» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Открытые занятия. Конспекты
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
• развивать наглядно-образное мышление и творческое воображение;
• формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на красоту произведений народного искусства.
Оборудование: примеры росписи Гжель; таблицы «Этапы выполнения элементов росписи»; посуда с росписью Гжель; шаблоны кувшинов и цветов для проведения игры «Украшайка»; аблица «Деревянная посуда»; пальчиковая кукла, оборудование для спектакля, акварель, кисть; бумага.
Ход занятия
Этапы занятия. Задачи. Содержание деятельности. Планируемый результат.
I.Организационный этап. -- Настроить воспитанников на предстоящее занятие;
-- Создать рабочую атмосферу. -- Приветствие всех участников занятия;
-- Организация детьми рабочего места;
-- Краткий обзор предыдущего занятия.
-- Подготовка детей к работе.
II. Проверочный этап. -- Проверить качество усвоения материала предыдущего занятия;
-- Способствовать включению детей в атмосферу русской культуры. -- Беседа на основе материала предыдущего занятия;
--Игровой момент. -- Закрепление знаний прошлого занятия.
III. Подготовительный этап. -- Вызвать интерес к изучаемому материалу. -- Беседа. -- Концентрация внимания детей на объяснении педагогом нового материала.
IV.Основной этап. -- Познакомить с промыслом керамической посуды Гжель;
--Увлечь детей изучаемым материалом;
-- Снять физическое напряжение детей;
-- Развивать творческое воображение и наглядно-образное мышление;
-- Познакомить с элементами росписи;
-- Сформулировать советы и рекомендации при выполнении элементов росписи. -- Сообщение педагогом информации в форме рассказа с последующей беседой;
--Театрализованное представление с пальчиковой куклой;
--Пальчиковая гимнастика «Цветы».
-- Проведение игры «Украшайка».
-- Показ педагогом элементов росписи на доске;
-- Комментарий педагога по ходу выполнения элементов росписи на доске.
-- Ознакомление детей с образовательным материалом;
--Эмоциональный отклик детей;
-- Повышение работоспособности;
-- Закрепление нового материала.
-- Освоение элементов росписи.
V.Творческий этап. -- Создать условия для переживания детьми радости творчества;
-- Воспитывать аккуратность, развивать навыки кистевой росписи.
-- Роспись кувшина;
-- Освоение простейших элементов росписи;
VI.Контрольный этап. -- Проверить усвоение нового материала. -- Опрос детей педагогом. -- Определение уровня усвоения воспитанниками нового материала.
VII.Итоговый этап. -- Создать ситуацию успеха;
-- Сплотить детский коллектив. -- Оформление выставки работ;
-- Анализ детьми проделанной работы. -- Переживание радости от проделанной работы каждым участником образовательного процесса.
Конспект занятия
1. – Давайте красиво сядем и начнём наше занятие с подготовки рабочего места. Наведите порядок на рабочем месте: красиво положите листочек бумаги, подальше отодвиньте баночку с водой и краски.
Мы за стол все дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать.
2.– На прошлом занятии мы рассматривали вот такую красивую посуду. Как она называется?
– Хохломская посуда!
– Из чего она сделана?
– Хохломская посуда сделана из дерева.
– Какие три цвета использует мастер для украшения хохломской посуды?
– В украшении хохломской посуды используется красный, чёрный и золотой цвет.
– Давайте вспомним названия старинной деревянной посуды. Вот здесь на рисунке изображена древнерусская посуда. Попробуйте сосчитать количество предметов. Кто сосчитает – поднимает руку. Давайте посчитаем посуду вместе и вспомним её названия: утица, братина, солоницы, чарка, чаша.
3. – Посмотрите на этот кувшин. Как вы думаете, он тоже сделан из дерева?
– Нет он вылеплен из глины.
– Какую ещё посуду можно слепить из глины?
– Чашки, блюдца, вазы.
– Что общего во всей посуде, которую вы видите на доске?
– Вся роспись выполнена только белой и синей красками.
4.– Оказывается, эта чудесная посуда из старинной деревни Гжель. 300 лет назад её жители придумали украшать свою глиняную посуду затейливыми узорами только синего цвета. До сих пор в деревне Гжель делают и украшают так посуду, которую и называют Гжель по названию деревни.
Я расскажу вам сказочную историю, которая произошла в деревне Гжель.
Жил-был в деревне Гжель Дед Иван, который умел делать глиняную посуду, белую как снег. Всем нравилась его посуда, и только сам Дед Иван смотрел на неё и качал головою и говорил:
– Чего-то не хватает.
– Чего не хватает этой посуде, ребята?
– Узоров!
– Да чем же я узоры рисовать буду? – воскликнул Дед Иван. – Красок-то у меня нет. Где ж краски-то взять?
Посмотрел Дед Иван вокруг, видит – весь мир цветной, столько разных цветов и красок вокруг.
– Попрошу- ка я краски у Природы – Матушки, – решил Дед Иван.
Взял Дед Иван специальную дощечку для смешивания красок.
– Как называется такая дощечка, ребята?
– Палитра.
Смотрит Дед Иван – а на небе Солнышко сияет. Попросил Дед Иван краску у Солнышка.
– Ребята, какую краску у Солнышка попросил Дед Иван?
– Жёлтую!
Увидел Дед Иван земляничку и попросил краску у землянички.
– Какую, ребята?
– Красную!
– А, какую краску подарила Деду Ивану травка?
– Зелёную!
– Ребята, а кто же подарил Деду Ивану оранжевый цвет? А фиолетовый?
Не хватало только синего цвета. Увидел тут Дед Иван тучку вдали и просит:
– Дождик, дождик, дай мне синюю краску!
– Хорошо, – сказал дождик и полил как из ведра и все остальные краски смыл, осталась одна только дождикова краска – синяя.
Расстроился Дед Иван, да делать нечего. Пришёл домой. Дай, думает, попробую синей краской свою посуду украсить. И такие красивые у него узоры получились, что с тех пор в деревне Гжель все остальные мастера стали украшать свою белую посуду только синим цветом и прозвали такую посуду «Гжель».
– Как вы думаете, почему только синий и белый цвет выбрали для своей работы гжельские мастера?
– Какое время года напоминает вам эта посуда?
– Будто цветы на снегу, будто морозные узоры на окнах – такими кажутся росписи на посуде Гжель.
– А роспись хохломской посуды что напоминает?
– Золотую Осень, осенние яркие листочки и ягоды, горячие краски осени и солнце. Посуда будто горит в руках.
– Что же изображали мастера Гжели на своей посуде?
– Цветы и травы. Посмотрите, как много самых разных цветов в этой росписи. Давайте поиграем: будем по очереди называть синие и голубые цветы, а кто назовёт больше всех, получит приз.
– Незабудки, васильки, колокольчики, голубые розы, астры, лютики, анютины глазки.
– Кто сможет ладошками показать цветок?
– Да у нас целая поляна цветов!
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши синие цветы
Раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши синие цветы
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
– Что ещё изображено кроме цветов?
– Листочки и травинки. Тоненькие травинки, тоненькие закругляющиеся веточки называются оживкой.
– Как вы думаете, почему?
– Они как будто действительно оживляют кувшин своей быстрой игрой, будто их тронули ветерком.
– Ещё что изображали мастера на посуде Гжель?
– Красивые орнаменты: волнистые линии, сеточку.
– А вот эти два кувшина вам нравятся? Чего им не хватает?
– Им не хватает росписи.
– Давайте разделимся на две группы и каждая группа попробует украсить свой кувшин. Участник каждой группы по очереди подходит к кувшину, выбирает элемент украшения и прикрепляет его к кувшину. А в конце посмотрим, у какой группы кувшин получился наиболее выразительным.
(Проведение игры «Украшайка» и анализ её результатов).
– Давайте приглядимся к цветам Гжели. Посмотрите, здесь не однотонный синий цвет, а ещё и светло синий, и тёмно синий, почти чёрный. Один синий цвет, а какое богатство оттенков! С одной стороны цветочек тёмно синий, почти чёрный, потом немного светлее и с другой стороны как будто его солнышко осветило – он стал светло-светло голубым. Посмотрите, как можно нарисовать такой цветок. (Показ педагога на доске).
– Сначала я рисую круглую серединку цветка. Затем набираю на кисть как можно больше синей краски и рисую лепестки. Линия получается очень тёмная, почти тёмная. А теперь я смываю кисть и чистой водой наполняю каждый лепесток. Краска от краешка лепестка красиво растекается и становится нежно-голубой.
5. – Дед Иван не успел украсить росписью вот эти кувшины. Давайте ему поможем.
– Какой росписью мы сегодня будем украшать кувшины?
– Росписью «Гжель».
(Дети расписывают посуду под мелодии русских народных песен).
6. – Какая замечательная посуда у нас получилась!
– Как называется роспись, с которой мы познакомились?
– В чём её особенность?
7. – Давайте выложим наши кувшины её на скатерть и полюбуемся ими.
– Какой из всех этих кувшинов вам особенно понравился? Почему?
– Какой напиток приятно пить из такого кувшина?
– Для чего ещё может служить кувшин с такой росписью?