Лариса Нетесова
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать у детей понятие о Вселенной.
Задачи:
Образовательные :
• Ввести понятия «космос», «Вселенная», «звезды», «созвездия», «Солнечная система», «комета», «метеор»;
• Объяснить происхождение слов «астрономия», «астронавт», «астролёт», «астроном»;
• Закрепить знания детей о космосе.
Развивающие:
• Развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение;
• Развивать связную речь.
Воспитательные:
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
• Воспитывать чувство толерантного отношения к окружающему миру;
• Воспитывать умение работать сообща.
Оборудование:
Макет карты Солнечной системы, проектор, слайдовая презентация к занятию, медали «Юного космонавта», простые карандаши, разрезные картинки «Космический корабль», листы бумаги с игрой «Соедини по цифрам».
Предварительная работа:
Рассматривание фото и иллюстраций о космосе, чтение художественной, публицистической, энциклопедической литературы о космосе, изготовление атрибутов к занятию (шлемы, скафандры, телескопы, разгадывание загадок о космосе, конструктивные игры «Космодром», «Космический корабль», дидактическая игра «Расставь планеты на свои места», подвижная игра «Космонавты».
Ход образовательной деятельности
(слайд №1)
I.Организационный момент
Воспитатель: Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие. А с чем мы познакомимся в путешествии, вы узнаете, отгадав загадку.
Там все знаки зодиака -
Водолея, девы, рака
Светят ночью и днём,
Туда смотрит астроном.
(Ответы детей – «космос».)
Воспитатель: Правильно, это космос. А что такое космос (Ответы детей)
II. Основная часть
(Слайд 2)
Воспитатель: Космос – это загадочный мир звезд, планет и других объектов. Слово «космос» означает - «всё на свете». Люди ещё называют космос – Вселенной. Вселенная – это всё, что существует. Наша планета Земля – часть Вселенной или Космоса, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звёзды, облака газа и пыли – это тоже Вселенная. Космос давно манил к себе людей. Дети, кто знает, как называется наука, которая изучает космос?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, астрономия. Первая часть слова «астрономия» - «астра». Всем вам знаком цветок астра, на древнем языке «астра» означает «звезда». С помощью этой части слова образовались и другие слова. Например, астронавт (слайд №3).Кто это? (Ответы детей). Это человек, который летит к звездам. Что такое астролёт? (слайд4) (Ответы детей). Это космический корабль, летящий к звёздам. А что означает слово «астроном»? Как вы думаете, кто это? (Ответы детей). Это человек, занимающийся астрономией. Астрономия это – наука о Вселенной. Учёные используют телескопы и космические автоматические станции для изучения Вселенной. Как вы думаете, что такое телескоп? (слайд №5). (Ответы детей). Это оптический прибор, с помощью которого наблюдают планеты, звезды. Слово «телескоп» состоит из греческих слов «теле» - далеко и «скопео» - смотрю. Возьмите свои телескопы и посмотрите внимательно на небо. Что вы там видите? (слайд №6 (ответы детей – звезды, созвездия). Люди с древних времён группировали звезды друг с другом. Эти группы называются созвездиями. На небе они образуют условные фигуры. Всего созвездий 88. Одни из них получили имена в честь животных, другие – в честь древних героев или богов.
Воспитатель: А сейчас подойдите к столам. Сейчас мы с вами проведём игру «Соедини по цифрам». У вас на листах бумаги изображено созвездие, а какое – вы узнаете, соединив все цифры по – порядку. (Дети выполняют задание). А теперь проверим, какое это созвездие (слайд 7 (Сверяют со слайдом. На слайде - созвездие Большой Медведицы).
Воспитатель: Какие созвездия вы еще знаете? (слайд №8) (Ответы детей, какие могут вспомнить).
Воспитатель: Дети, мы ещё говорили, что космос – это еще и кометы (слайд 9). Их называют хвостатые странницы. Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей). Да, как и звезды, кометы тоже небесные тела, но строение у комет иное (слайд №10). Кометы состоят из замерзшей воды, газов, камней и пыли. Ком льда и грязного снега движется в сторону Солнца. Этот космический «снежок» - ядро кометы. Когда ядро приближается к Солнцу – лёд и снег начинают таять и испарятся, выделяется газ и пыль, образуя хвост кометы (слайд №11).
Воспитатель: Дети, а что такое метеор? (Предположения, ответы детей).
Метеоры – явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц. Например, осколков комет или астероидов. Метеоры ещё называют падающими звездами (слайд № 12).
Воспитатель: Что ещё является частью космоса? (Ответы детей - планеты). Вокруг нашей звезды – Солнца – вращается 9 планет, входящих в Солнечную систему. Солнечная система включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей) (слайд №13). Звезды состоят из раскалённых газов, а планеты – из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места, как звезда, а двигаются по своей орбите. По размеру – планеты меньше, чем звезды. В Солнечной системе 9 планет (слайд №14).
Дидактическая игра «Расставь планеты на свои места».
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно,по–моему, мы наблюдаем какой-то космический хаос (слайд № 15). На своих ли орбитах находятся планеты Солнечной системы? (Ответы детей). Давайте исправим ошибку.
(Проверка расстановки планет по слайду №16.)
Воспитатель: Вы справились с заданием. Молодцы. Мы составили космическую карту нашей Галактики.
-Дети, а вы хотите полететь в космос? (Ответы детей). Для этого нам надо построить космический корабль. Проводится игра «Собери картинку».
(Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых заранее приготовлены разрезные картинки с изображением космического корабля, разбиться на тройки и приступить к созданию «трёхместных» ракет.)
Воспитатель: Справились. Молодцы. Ракеты готовы к полёту.
Проводится подвижная игра «Космонавты».
(По краям площадки раскладываются обручи – «трёхместные» ракеты. Посередине площадки - космонавт. Взявшись за руки, дети ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опаздавшим места нет.
С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Тем, кому не хватило места остаются на «космодроме». Игра продолжается 2-3 раза).
Воспитатель: Ну что же, ракета у нас готова. Тренировку космонавтов мы проверили. Давайте созовём научный совет и определим, на какую планету мы полетим. (Воспитатель обращает внимание детей на планету Меркурий (первая планета от Солнца) и Венеру (вторая планета от Солнца.)
Воспитатель: Дети, может ли быть жизнь на этих планетах? (Ответы детей). Да, эти планеты настолько близки к Солнцу, что там царит испепеляющая жара. Третья планета – Земля. (Далее дети высказывают свои предположения по поводу остальных планет (это могут быть мини- рассказы о планетах. Например, «Уран – седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна – Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Её называют «лежачая планета».)
Предлагается полететь на Марс (слайд №17).
Воспитатель: Приготовиться к полёту! Одеваем скафандры. Полетели!
Дети, представьте себе, что мы примарсились. Нас встречают жители планеты Марс. Как они будут называться? (Ответы детей – марсиане). Мы не знаем их язык, а они – наш. Как можно показать, что мы прилетели с миром?
(Дети придумывают различные движения. Например, рукопожатие, руки к сердцу)
Воспитатель: Ребята, мы не будем садиться на эту планету, потому – что не знаем, что нас там ожидает. Мы облетим вокруг неё. Предлагаю послать на Марс позывные. (Дети придумывают ритмический рисунок).
Воспитатель: Молодцы. На Земле будем ждать ответ. А сейчас, нам пора возвращаться домой, на Землю (слайд №18). Пока мы летим обратно, проведём с вами беседу.
Вопросы для беседы:
• Как называется планета, на которой мы живём?
• Что такое Солнечная система?
• Сколько планет в Солнечной системе?
• Какие планеты Солнечной планеты вы знаете?
• Как называется спутник Земли?
• Сколько созвездий существует?
• Какие созвездия вы знаете?
• Кто был первым космонавтом Земли?
III. Итоговая часть
Воспитатель: Приземление.
Наше космическое путешествие подходит к концу. Мы возвратились с вами на родную планету Земля. Полёт прошёл в дружеской атмосфере, за время путешествия команда работала слаженно и организованно. Вы справились со всеми заданиями. Разрешите мне вручить вам медали «Юного космонавта». (Воспитатель вручает детям символические медали.)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что понравилось больше? На какую планету хотите полететь в следующий раз? Что ещё хотите узнать о Космосе?