Зинаида Мухометзянова
Календарно-тематическое планирование недели «Знакомство с народной культурой и традициями»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели : «Знакомство с народной культурой и традициями». Программное содержание: Продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Итоговое мероприятие: игра-забава «В гости к матрешке».
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Публикация «Календарно-тематическое планирование недели „Знакомство с народной культурой и традициями“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Понедельник 19 марта
Утро Беседа «Мои любимые сказки». Развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание слушать их, понимать смысл. Учить рассказывать сказки с опорой на картинки. Утренняя гимнастика (комплекс № 14). Игры со строительным материалом. Учить детей применять умение строить несложные одноуровневые постройки, обыгрывать их. Д/и «Маша-растеряша». Учить детей находить предметы по описанию, формировать умение анализировать и сопоставлять, выделять важные признаки предмета. Игровая ситуация «Лисичка приехала в город».
Продолжать знакомить детей с ПДД, закреплять понимание значения слов «дорога», «тротуар», «проезжая часть», «светофор». Закрепить знание правила перехода через дорогу. Привлечь внимание детей к альбому «Мои любимые сказки». Предложить д/и «Собери сказку». Развивать воображение. Предложить построить теремок. Развивать творческие способности и фантазию детей.
ОД 1. Лепка «Угощение для кукол, мишек, зайчиков» (Комарова Т. С. стр. 89).
2. Физическая культура №28 (Пензулаева Л. И. стр. 58).
Прогулка
1. Наблюдение: небо весной. Продолжать знакомить детей с признаками весны, отметить, как изменилось небо. Познакомить детей с понятиями, характеризующими весенние явления природы. 2. П/и «Мыши и кот». Учить детей соблюдать правила, точно выполнять игровые действия, быстро реагировать на сигнал. 3. И/у «Мы - гимнасты». Учить детей выполнять ходьбу по скамейке, сохранять равновесие. Развивать координацию движений, воспитывать решительность, смелость. 4. Трудовые поручения: собираем игрушки и выносной материал. Учить детей собирать игрушки в специально отведенные для этого места. 5. Индивидуальная работа: способствовать тренировке дыхательной мускулатуры, улучшению местного кровообращения. Тренировать навыки правильного носового дыхания. Самостоятельная двигательная деятельность. Стимулировать применение детьми своего двигательного опыта, формировать умение самостоятельно организовывать свой досуг.
Вечер Постепенный подъем. Бодрящая гимнастика. Чтение белорусской сказки «Пых». Учить детей следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы о поступках героев сказки. Формировать интерес к чтению, приобщать к культуре разных народов. Самостоятельная игровая деятельность (настольно-печатные игры). Учить детей находить игры по интересам, соблюдать правила игры, объединяться в игровые сообщества. Д/и «Гуси - гуси».
Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной.
Работа в уголке музыкального воспитания: оркестровка песни. Учить детей извлекать звуки из детских музыкальных инструментов (погремушки и бубна, предложить орке-стровать знакомую песню по выбору педагога. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, чувство ритма. Оказать помощь в обустройстве игрового пространства.
Предложить использовать нетрадиционные музыкальные инструменты (шумелки, стучалки, ложки).
Прогулка
Наблюдение за облаками. Развивать творческое воображение детей, учить видеть прекрасное в явлениях природы. Подводить к пониманию того, что облака гонит ветер, от силы ветра зависит скорость их перемещения. П/и «С кочки на кочку». Учить детей выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед в определенном направлении. Развивать мышцы ног, координацию движений. Укреплять здоровье детей, совершенствовать функциональные возможности организма. Самостоятельная игровая деятельность. Учить детей находить занятие по интересам, объединяться в микрогруппы, договариваться о взаимодействии. Формировать коммуникативные навыки.
Взаимодействие с родителями/
соц. партнёрами Предложить родителям совместно с детьми наблюдение за долготой дня. Обратить внимание детей, что день стал заметно длиннее.
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Вторник 20 марта
Утро Беседа на тему «Опасные предметы». Рассматривание альбома «Личная безопасность». Обсудить с детьми, какую опасность могут представлять некоторые предметы (нож, ножницы, игла, рассказать, что эти предметы должны храниться в определенных местах и брать их можно только с разрешения взрослого. Продолжать знакомить детей со способами безопасного поведения. Утренняя гимнастика (комплекс №14). Игровая ситуация «Научим Хрюшу умываться». Формировать у детей КГН, учить правильно умываться, способствовать росту осознанности действий детей.
Наблюдение за комнатными растениями. Предложить детям осмотреть комнатные растения, отметить, какие изменения произошли, рассказать о связи данных изменений с приходом весны. Обеспечить игровым и дидактическим материалом.
Развивать наблюдательность, любознательность, расширять представления о временах года, об условиях, необходимых для роста и раз-вития растений.
ОД 1. Музыка.
2. ФЭМП №3. (Помораева И. А. стр. 35).
Прогулка
1. Наблюдение: сосульки. Работа над загадкой «Растет она вниз головой». Предложить детям рассмотреть сосульки, свисающие с крыши веранды, рассказать, как они появляются. Познакомить детей с приемами отображения природных явлений в загадках, учить разгадывать загадки. 2. П/и «Бегите ко мне».Учить детей соблюдать правила, точно выполнять игровые действия. 3. Д/и «Что изменилось?» Формировать у детей умение действовать по инструкции, в соответствии с правилами игры. Развивать зрительное восприятие, память. 4. Трудовые поручения: очищаем оборудование от снега. Формировать трудовые навыки, поддерживать стремление приносить пользу. 5. Индивидуальная работа: ходьба и бег между предметами Самостоятельная деятельность.
Предоставить детям свободу выбора вида деятельности, обеспечить профилактику эмоционального перена-пряжения. Формировать умение организовывать свою деятельность
Вечер Постепенный подъем. Бодрящая гимнастика. Чтение и разучивание русской народной потешки «Травка-муравка». Познакомить детей с произведением, учить выразительно рассказывать его наизусть. Приобщать детей к культуре русского народа, обогащать словарный запас. Игры со строительным материалом по выбору детей. Организовать применение детьми и совершенствование навыков работы с различными материалами. Развивать фантазию, воображение. Д/и «Когда это бывает?». Закреплять знания детей о частях суток, их последовательности. Активизировать в речи понятия, связанные с явлениями природы и деятельностью людей в разное время суток. Речевая игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Учить детей называть действия словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо, развивать творческое воображение, сообразительность. Самостоятельная игровая деятельность. Развивать у детей инициативу, самостоятельность, коммуникабельность, речь, фантазию. Учить интересно и с пользой проводить досуг.
Обеспечить игрушками для обыгрывания построек.
Прогулка
Наблюдение: сосульки. Предложить детям рассказать о том, как появляются сосульки. Рассказать о правилах безопасности, связанных с появлением на крышах сосулек. П/и «Мыши в кладовой». Учить детей соблюдать правила игры, точно выполнять игровые действия. Развивать ловкость, гибкость, координацию движений, внимание. Самостоятельная двигательная деятельность. Способствовать развитию двигательной активности детей, формировать умение самостоятельно подбирать игру в соответствии с условиями, имеющимся инвентарем, интересами товарищей по игре.
Взаимодействие с родителями/
соц. партнёрами Напомнить родителям о соблюдении мер предосторожности при хранении опасных предметов в быту.
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Среда 21 марта
Утро Рассматривание альбома «Золотая хохлома». Развивать интерес к произведениям народного декоративно – прикладного и изобразительного искусства, формировать восприятие красивых предметов быта. Утренняя гимнастика (комплекс №14). Самостоятельная игровая деятельность. Побуждать детей в процессе самостоятельной игровой деятельности использовать полученный игровой опыт и освоенную информацию. Д//и «Летает - не летает». Учить детей внимательно слушать задание, пра-вильно воспринимать его, учить определять словом действия животных. Развивать слуховое восприятие, внимание. Хороводная игра «Заинька», муз. Л. Лядова. Способствовать повышению выразительности тан-цевальных движений, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Обеспечить игровым дидактическим материалом.
Добавить атрибуты для сюжетно-ролевой игры.
Побуждать разворачивать сюжет, вносить новые элементы. Развивать коммуникативные спо-собности, диалогическую форму речи.
ОД 1. Развитие речи №3. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» (Гербова В. В. стр. 68).
2. Физическая культура №28 (Пензулаева Л. И. стр. 58).
Прогулка
1. Наблюдение: свойства льда. Показать детям, что лед стал пористым, рассказать о причинах наблюдаемых изменений. Систематизировать и дополнить знания детей о свойствах воды. 2. П/и «Воробушки и кот». Учить детей чередовать бег с преодолением препятствий. Повышать двигательную активность, развивать творчество при выполнении физических упражнений. 3. И/у «Ракета». Учить детей выполнять бег с ускорением темпа, тренировать дыхательную систему, способствовать закаливанию детского организма. 4. Трудовые поручения: чистка и сушка мокрых рукавичек. Формировать у детей навыки самообслуживания, учить выполнять индивидуальные поручения в соответствии с заданием. Воспитывать трудолюбие, ответственность. 5. Индивидуальная работа: развивать координацию движений Самостоятельная двигательная деятельность. Обогащать двигательный опыт, стимулировать двигательную активность. Способствовать снятию эмоционального напряжения.
Вечер Постепенный подъем. Бодрящая гимнастика. Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций. Помочь детям понять основную идею произведения, учить отвечать на вопросы по тексту. С/р. и. «Детский сад». Учить детей разворачивать сюжет, знакомить со способами игрового поведения, с разнообразными трудовыми действиями взрослых. Д/и «Расскажи сказку». Напомнить детям известные им русские народные сказки. Помочь детям воспроизвести начало и конец сказки.
Рассматривание картины «Лошадь с жеребенком». Продолжать знакомить детей с животными и их детенышами, побуждать к выражению впечатлений от увиденного, учить составлять рассказ, используя личный опыт. Обогащать коммуникативный опыт детей.
Предложить детям игровые ситуации, требующие согласованных коллективных действий.
Прогулка
Наблюдение: одежда прохожих. Обратить внимание детей на то, во что одеты люди, как изменилась одежда взрослых и детей. Учить видеть причинно-следственные связи между изменением погодных условий и выбором одежды, активизировать в речи соответствующие понятия. П/и «Кролики». Напомнить детям правила игры, учить в соответствии с ними выполнять игровые действия (выбирать разные «норки» и занимать их по сигналу). Самостоятельная двигательная деятельность. Учить детей самостоятельно выбирать подвижную игру, приглашать товарищей к игровому взаимодействию, соблюдать правила игры.
Взаимодействие с родителями/
соц. партнёрами Познакомить родителей с картотекой подвижных игр, предложить поиграть с детьми в народные игры : «Филин и пташки»,»Заинька, выйди в сад», «Жмурки» и др.
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Четверг 22 марта
Утро Беседа на тему «Мы такие разные». Знакомить детей с различными народами, населяющими землю, рассказать об интересных традициях разных народов. Подводить детей к пониманию своей национальной принадлежности, к осознанию общекультурных ценностей. Утренняя гимнастика (комплекс №14). С/р. и. «Семья». Учить детей действовать в соответствии со своей ролью, развивать диалогическую форму речи. Работа в уголке природы: описание комнатных растений. Учить детей составлять короткий описательный рассказ о комнатном растении. Развивать связную речь, воспитывать любовь к природе. П/у «Мягкое полотенце», беседа «Надо, надо умываться».
Формировать у детей КГН, учить правильно и тщательно вытирать руки. Рассказать о важности содержания лица и рук в чистоте. Создать условия для развития сюжета, предложить использовать предметы-заместители. При необходимости оказать не директивную помощь в организации и проведении игры.
ОД 1. Музыка.
2. Ознакомление с предметным и социальным окружением. «Что мы делаем в детском саду» (Дыбина О. В. стр. 42).
Прогулка
1. Наблюдение: таяние снега. Обратить внимание детей на то, как уменьшаются постройки из снега, предложить им пояснить, почему так происходит. 2. Трудовые поручения: уборка снега. Организовать уборку снега с тротуаров на клумбы и газоны, рассказать о назначении данной трудовой операции. 3. П/и «Мыши и кот». Учить детей правильно выполнять основные движения при беге, осознанно соблюдать правила игры, выполнять игровые действия, выступая в роли игрока и водящего. 4. И/у «Вперед, на Луну!» Учить детей выполнять бег с ускорением, тренировать дыхательную систему, способствовать закаливанию детского организма, формировать интерес к физкультуре и спорту. 5. Индивидуальная работа: на координацию движений Самостоятельная игровая деятельность. Осуществлять косвенное руководство игровой деятельностью детей, в организации игрового взаимодействия, выборе атрибутов.
Вечер Постепенный подъем. Бодрящая гимнастика. Чтение: Э. Аттли «Про маленького поросенка Плюха» пер. с англ. И. Румянцевой, И. Баллод. Учить детей следить за развитием сюжета сказки, по ходу чтения отвечать на вопросы о действиях персонажей. Формировать представления о книге как источнике знаний и впечатлений, прививать интерес к чтению. Игры со строительным материалом: постройка домика. Предложить детям выполнить знакомые постройки из конструктора «Пего» в соответствии с игровой задачей. Д/и «Кто где живет?» Учить детей различать домашних и диких животных, называть их детенышей, места обитания. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия. Работа в уголке художественного творчества: рисование на свободную тему.
Учить детей использовать освоенные ранее техники для воплощения задуманного, подбирать цвета и материалы в соответствии с замыслом. Побуждать детей играть вместе. Предложить детям игровые ситуации, требующие согласованных коллективных действий. Способствовать профилактике эмоционального перенапряжения
Учить обыгрывать постройки.
Прогулка
Наблюдение: льдинки на ели. Знакомить детей с разнообразием растительного мира, обратить внимание на то, что снега на ветках дерева нет, он превратился в льдинки, потому что солнце растопило снег, а мороз сковал капли воды. Продолжать знакомить детей с приметами весны. П/и «Воробушки и кот». Учить детей выполнять бег со сменой направления по всей площадке. Развивать внимание, координацию движений, обогащать двигательный опыт. Способствовать профилактике нервного перенапряжения.
Взаимодействие с родителями/
соц. партнёрами Индивидуальные беседы о самочувствии и поведении детей.
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
пятница 23 марта
Утро Беседа «Наш друг светофор». Предложить детям рассмотреть светофор, напомнить о его назначении, принципах работы. Формировать у детей осознанное отношение к личной безопасности, желание быть добросовестными пешеходами. Утренняя гимнастика (комплекс №14). Театрализованная игра по русской народной сказке «Колобок» в обр. К. Ушинского.
Активизировать интерес детей к театрализованной деятельности, познакомить с приемами вождения настольных кукол, учить сопровождать движения речью и песенками. Д/и «Назови фигуру». Учить детей называть форму предметов, сопоставлять ее с геометрическими фигурами, Формировать умение различными способами обследовать предметы. Длительное наблюдение «Выращивание лука на перо». Предложить детям рассмотреть луковицы, рассказать, как сажают лук, ухаживают за ним, какие изменения произошли со времени прошлого наблюдения. Обеспечить детей игровым, дидактическим материалом.
Привлечь внимание детей к дневнику наблюдений.
Вести настольную ширму, помочь организовать игровое пространство для настольного театра.
ОД 1. Рисование «Нарисуй что-то прямоугольной формы». (Комарова Т. С. стр. 91).
2. Физическая культура №28 (Пензулаева Л. И. стр. 58).
Прогулка
1. Наблюдение: весенняя капель. Предложить детям понаблюдать за капелью на солнечной и на северной стороне дома, подводить детей к выводу о том, где наблюдается капель. 2. П/и по выбору детей. Повышать интерес к п/и на воздухе. 3. К/о. и. «Пузырь». Формировать у детей навыки диафрагмального дыхания, учить делать короткий легкий вдох и длинный продолжительный выдох. 4. П/у «Мишка-торопыжка». Формировать у детей навыки самообслуживания, учить контролировать свой внешний вид, приводить в порядок верхнюю одежду после прогулки. 5. Индивидуальная работа: сохранение равновесия при ходьбе на повышенной опоре Самостоятельная игровая деятельность. Формировать элементарные понятия о безопасном поведении во время подвижных игр.
Вечер Постепенный подъем. Бодрящая гимнастика.
Чтение: Э. Мошковская «Лед тронулся». Продолжать знакомить детей с признаками весны, учить сопоставлять содержание стихотворения со своими наблюдениями, отвечать на вопросы воспитателя. С/р. и. в игровом уголке. Помочь детям организовать с/р. и. по интересам, формировать умение объединяться в игре, действовать в соответствии с правилами игр. Д/и «Где спрятался Чебурашка?». Формировать у детей умение устанавливать пространственные отношения между предметами, характеризо-вать местонахождение предмета. Составление загадок о весне. Учить детей передавать результаты наблюдения за природными объектами, весенними явлениями в коротких рассказах, построенных в форме загадки. Формировать литературный вкус, поддерживать интерес к чтению.
Способствовать развитию игровых действий с любимыми игрушками, развивать самостоятельность, инициативу детей. Обеспечивать профилактику переутомления.
Прогулка
Наблюдение за погодой. Помочь детям охарактеризовать состояние погоды, сравнить его с погодными условиями, наблюдавшимися днем, выявить, что изменилось. Развивать у детей наблюдательность, связную речь, познавательный интерес. П/и «Бегите к флажку». Учить детей ориентироваться в пространстве, упражнять в беге. Развивать выносливость, скоростные качества, мышцы ног. Самостоятельная игровая деятельность. Способствовать организации игрового взаимодействия. Обогащать двигательный опыт, стимулировать двигательную активность.
Взаимодействие с родителями/
соц. партнёрами Предложить родителям почитать детям сказки народов мира, в том числе и русские народные. Отметить сходство и различие.