Ольга Валентиновна Шмелева
Конспект с детьми старшей логопедической группы тема «перелетные птицы» Шмелева О. В.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах.
Задачи: - продолжать знакомить детей с перелетными птицами, их повадками, строением
-развивать логическое мышление, умение квалифицировать предметы и выделять главное
-развитие связной речи, умение составлять загадки о птицах
- образование существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами
Публикация «Конспект с детьми старшей логопедической группы тема „перелетные птицы“ Шмелева О, В,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных
-обогащать словарь детей (зерноядные, травоядные, хищные, всеядные, клин, вереница, стая)
- развитие мелкой моторики; тактильных ощущений; зрительное и слуховое восприятие; умение ориентироваться на листе бумаги;штриховать в разных направлениях
-закрепить умение составлять числовой ряд.
- делать анализ изображений и нахождение недостающих деталей
-развивать умение сообща выполнять задания
Оборудование: демонстрационные картинки с перелетными птицами, схемы полета птиц, карточки к игре «Четвертый лишний».
Раздаточный материал: карточки с цифрами и зимующими птицами, разрезные картинки с перелетными птицами, простые карандаши, горох, бумага.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: «Как появляются птенцы», «Где зимуют птицы» Гурина, энциклопедия о птицах; рассматривание дидактического материала «Перелетные птицы»; составление описательных рассказов, загадывание и составление загадок о птицах
Ход занятия
1. Организационный момент. Воспитатель и дети образуют круг взявшись за руки.
Я улыбнусь тебе,
Ты улыбнись мне,
Улыбнемся мы друг другу
И подарим всем хорошее настроение.
2. Основная часть. Педагог раздает конверты с карточками на которых изображены зимующие птицы и цифры. Дети рассматривают их.
- Поднимите карточки, на которых изображены птицы.
- Это, какие птицы? (Зимующие)
– Правильно, это зимующие птицы. Ребята, вы идете с …. .
Дети уходят с логопедом.
- А что у вас изображено на карточках? (Цифры)
- Цифры, что они обозначают….
Звучит фонограмма:
«Дорогие ребята, Зимушка - Зима замела все дороги и не уступает Весне. Выполните задания под цифрами, составьте числовой ряд. Весна наступит и мы сможем вернуться к вам. Спасибо за помощь перелетные птицы».
- Ребята, поможем птицам? Вы готовы выполнить задания?
Дети отдают цифры и по мере выполнения задания выставляют их на наборном полотне. Воспитатель читает первое задание.
№ 1 Игра «Расскажи, что ты знаешь о перелетных птицах?»
- Каких перелетных птиц вы знаете? (журавль, скворец, соловей, аист, цапля, ласточка, стриж, лебедь….)
- Почему их называют перелетными? (перелетают с места на место, улетают в теплые края)
- Почему птицы осенью улетают в теплые края?
- Почему весной они возвращаются? (прилетают выводить птенцов)
- Чем птицы питаются?
-Каких птиц называют зерноядными?
-А птиц питающихся насекомыми?
- Есть птицы, которые питаются другими птичками и мелкими зверьками, это (хищные птицы)
- А есть травоядные птицы? (утка, гусь)
-Чем птицы отличаются от животных? (есть клюв, крылья, умеют летать)
- Молодцы! Мы выполнили первое задание.
Дети ставят цифру 1 на наборное полотно и переходят ко 2 заданию.
№ 2 Игра «Четвертый лишний». Воспитатель выставляет карточки с птицами.
-Ребята, найдите лишнею птицу и объясните.
КАРТОЧКИ:
* Лебедь, грач, гусь, утка — грач не водоплавающая птица, а ….
* Грач, гусь, скворец, ласточка — гусь травоядная птица, а ….
* Лебедь, вьюнок, журавль, аист — вьюнок мелкая птица, а ….
* Ласточка, скворец, лебедь, вьюнок — лебедь водоплавающая птица, а ….
- Еще одна цифра вернулась на свое место. (Дети ставят цифру)
-Нас ждет следующие задание.
№ 3 Игра «Построимся, как птицы».
- Как вы думаете, птицы летают, как им хочется или существует определенный порядок полета?
Воспитатель показывает схемы полета птиц.
- Ребята, что обозначают эти схемы?
-Кто летает клином? (Журавли)
- Кто летает поодиночке? (Кукушка)
- Кто летает стайкой? (Ласточки, скворцы, трясогузки)
- Кто летает вереницей? (Гуси, утки, лебеди)
Физминутка- дети летают как птицы : стайкой, вереницей, клином, поодиночке.
№ 4 Игра «Дорисуй, до штрихуй, выложи не достающие части».
Для выполнения следующего задания дети берут карточки с изображением птиц у которых не хватает какой -то части тела и необходимый материал для выполнения.
-Выкладывают горохом на пластилиновой основе.
- Дорисовывают части тела.
- Штрихуют.
- Рисуют по точкам.
Выполнив задание дети выставляют следующею цифру.
№ 5. Игра «Чей, чья, чьё, чьи?» (журавль, грач, гусь, утка, кукушка
-Чей хвост? (клюв)
- Чья голова? (шея.)
- Чьё крыло? (перо, туловище)
- Чьи ноги?
- Молодцы! У нас цифра…5…
-1, 2, 3, 4, 5- выходи скорей играть. (Дети встают в круг)
№ 6 Игра «Назови птенца» (с мячом)
- У кукушки — кукушонок.
- У скворца — скворчонок.
- У утки — утенок.
- У аиста — аистенок.
- У гуся — гусенок.
- У журавля — журавленок.
- У грача — грачонок.
-У лебедя — лебеденок.
-Эта цифра 6. Её ставят в числовой ряд.
№ 7 Игра «Собери картинку»
Дети собирают разрезные картинки с перелетными птицами. Воспитатель уточняет, что они собрали. На наборное полотно выставляется цифра 7.
№ 8 Игра «Один - много»
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.
№ 9 «Придумай загадку о птицах».
- Ребята, вы знаете загадки про птиц?
- А умеете придумывать загадки?
Дети придумывают загадки.
- Очень интересные загадки. Молодцы!
Дети ставят цифру 9.
№ 10 Игра «Опиши и сравни птиц по плану» :
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…
Дети описывают 2 — 3 птиц получают цифру 10.
Звучит фонограмма:
«Ребята, спасибо за помощь. Зима отступила, встречайте весну и нас.»
-Вот мы и собрали все цифры. Почему вы выложили цифры в числовом ряду именно так?
Итог. - В математике существует определенный порядок, каждая цифра занимает свое место. И в природе все времена года приходят друг за другом. И как бы не злилась зима, она все равно уступит дорогу весне и прилетят наши пернатые друзья.