Антонина Макарова
«Путешествие по Поволжью». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по Поволжью»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Дать детям общее представление о народах Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. (Познавательное развитие)
Публикация «„Путешествие по Поволжью“, План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. (Социально-коммуникативное развитие)
3. Формировать знания детей об орнаментах чувашского народа. Развивать логическое мышление. (Художественно-эстетическое развитие)
4. Способствовать активизации, пополнению словарного запаса. (Речевое развитие)
5. Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность. (Физическое развитие)
Методы и приемы:
• практические: выкладывание орнамента, игра, пение
• наглядные: просмотр презентации
• словесные: ситуативные разговоры.
Материалы и оборудование: презентация «Путешествие по Поволжью», компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, геометрические фигуры «Орнамент чувашского народа», 4 платка для игры, лапоть
Формы организации совместной деятельности
Двигательная Подвижная игра «Юрта»
Игровая Игровые ситуации, народные игры
Познавательно-исследовательская Дидактическая игра «Закончи узор»
Коммуникативная Речевые ситуации, ситуативный разговор
Музыкально-художественная Слушание, исполнение песни, подвижная игра с музыкальным сопровождением
Логика образовательной деятельности
Организационный момент
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
И друг другу улыбнемся.
Мотивационный этап
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чем она.
«Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит».
Скажите, как называется самая величественная река нашего края?
Ребята, как называется край, где мы с вами живем? Почему так называется?
Сегодня у нас необычный день, нам пришло приглашение от друзей - народов Поволжья.
Хотите отправиться в путешествие по Поволжью?
На чем мы отправимся в путешествие?
Хоровод (с мячом)
Сначала проведем небольшую разминку.
Народы, каких национальностей живут у нас в Поволжье?
Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком, национальными одеждами, обычаями и традициями, национальной кухней и праздниками, музыкальными инструментами, а также своей внешностью, характером.
А вам интересно было бы узнать об их быте, обычаях, культуре? Мне тоже очень хотелось бы многое увидеть и узнать. Вы готовы отправиться в путь?
Тогда садитесь на корабль, и мы с вами поплывем. (На экране появляется 1 слайд - люди в национальных костюмах народов Поволжья). Воспитатель обращает внимание детей на слайд и говорит о том, что на экране они будут видеть путь перемещения.
Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам.
И первая наша остановка Башкирия. (2 слайд)
В Башкирии степи привольные,
Леса здесь богаты добычею,
Озера ни с чем несравнимые
И люди гостеприимные.
Башкортостан – очень красивый и богатый край. Республика богата лесами, реками, озёрами и горами. Также много полезных ископаемых. Здесь добывают нефть, газ, уголь, железо, цинк, медь. И ещё Башкортостан славится своим мёдом – знаменитый башкирский мёд.
Башкирская национальная одежда (3 слайд) очень самобытна и красива. Женский костюм украшался узорами с использованием разной техники (вышивка, аппликация, нашитые монеты, подвески). Символом башкирского костюма был оригинальный убор – кашмау, покрытый кораллами и серебром.
Есть у башкирского народа свои национальные праздники (4 слайд).
Главное праздничное блюдо называется «бишбармак», его готовят из свежего мяса баранины, конины.
В давние времена башкиры вели кочевой образ жизни, перегоняли по пастбищам скот, жили в юртах конической или шаровидной формы, которые перевозили с места на место. (5 слайд)
Ребята, у каждого народа существуют свои национальные игры. И сейчас мы с вами поиграем в башкирскую игру, которая называется «юрта».
Поплыли дальше.
Сели дружно в пароход
И отправились вперед
Приплыли мы с вами в Татарстан. Какой народ здесь живет? (6 слайд)
Татарский народ славится своим гостеприимством, весельем.
Сейчас мы с вами послушаем татарскую песню «Туган як» («Родной край»). В записи в исполнении татарских певцов звучит песня.
Есть ли сходство с русской песней?
Она отличается необычными интонациями.
Я прочитаю перевод этой песни:
Прекрасней в мире нет земли - это наш край родной,
Здесь поют всем соловьи - это наш край родной,
И берёзы, и цветы - это наш край родной,
В роще спеют ягоды - это наш край родной.
О чем эта песня?
Наше путешествие продолжается.
Город новый, город старый
Славный город Чебоксары!
К какому народу мы с вами приплыли в гости?
Идет показ слайдов (7-8) с изображением национальных костюмов, разными поделками чувашского народа и т. д.
Чувашия славится своими художественными промыслами, и в первую очередь вышивкой.
Дидактическая игра «Закончи узор». Детям даются образцы с узором и полоски с начатым, но не законченным узором. Дети с помощью вырезанных геометрических фигур должны закончить узор.
Вот мы с вами и в Мордовии.
Как и у всех республик у Мордовии есть свои государственные символы: герб, флаг, гимн.
Ребята, какие цвета у флага России? Что означает каждый цвет флага?
У мордовского флага цвета похожи на российский флаг: темно-красный, белый, темно-синий. В середине флага располагается восьмиконечная розетка - это символ солнца, тепла и доброты
Для каждого человека дорог тот уголок земли, где он родился и вырос. Как называется это место?
Какие пословицы о Родине вы знаете?
У мордовского народа есть свои пословицы о Родине: «В родном краю - как в раю». «Краше Родины нет ничего»
Мордовия - красивый уголок земли, она богата лесами, озерами, реками. (Слайд 9 «Природа Мордовии»)
Народ мордовский очень трудолюбивый. После работы мордва любит играть. И мы с вами поиграем в мордовскую игру.
Игра «В лапоть»
Раю, раю, раю,
Игру в лапоть начинаю
Кому лапоть попадет-
Топотушки заведет! (песенку споет, ласковое слово назовет и т. д.).
И конечная наша остановка Самарская область. (слайд 10) Приплыли мы домой. А что для вас дом? Когда вам говорят Россия, что вы представляете? Я предлагаю спеть вам песню о России.
Рефлексия
У представителей каких национальностей мы побывали с вами в гостях?
Сколько нас нерусских у России
И татарских, и иных кровей
Имена носящих не простые
Не простых Российских сыновей.
Пусть все мы
По-разному песни поем
Но все мы мечтаем лишь об одном
Пусть будет мир в нашем доме родном!
Ребята, постройтесь в хоровод, и мы с вами поиграем:
«Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»
- Вот так народы подружились…
- Вот так народы соединились …
- Вот так народы объединились…
С тех пор наши народы живут в мире и согласии.
«Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»
- Вот так народы подружились…
- Вот так народы соединились …
- Вот так народы объединились…
С тех пор наши народы живут в мире и согласии.
- Что вам понравилось на занятии? Что больше всего запомнилось?