наталья селиванова
План-конспект мастер-класса «Экспериментируем, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер – класса : представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково - исследовательскую деятельность.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
Публикация «План-конспект мастер-класса „Экспериментируем, играя“» размещена в разделах
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность, рост мотивации участников мастер-класса на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Оборудование: ноутбук, проектор
Раздаточный материал:
Таз с водой, лилии из бумаги, прозрачные стаканы, салфетки, сахарный песок, одноразовые шприцы, краски, ложки.
Ход мастер-класса.
1слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут, Гуляшова Наталья Юрьевна я воспитатель детского сада № 20.
Я согласна с высказыванием профессора Российской академии образования Н. Н. Поддьяковым, который говорил: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью полного познания и освоения».
2слайд
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. В старшем дошкольном возрасте у детей развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, которая развивает продуктивные формы мышления. Ребенок усваивает все прочно только тогда, когда слышит, видит и делает сам.
3слайд
Кто любит сказки? Поднимите руки.
Хочу пригласить вас в мир сказки чудесной, Где есть волшебство, и где все интересно. Подойдите, пожалуйста, ко мне 7 человек. Интересно как вы думаете, кого мы встретим в нашей сказке?.
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно – это … (Утка)
Приглашаю вас в мою сказку, она называется «Путешествие утенка».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. И с ним произошла интересная история (Какая)
4слайд
Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.
5слайд
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
И ему стало интересно, наблюдать за тем, как же они распускаются. Но наблюдая за этим, он вспомнил о других маленьких утятах и маме утке. Ведь они остались на птичьем дворе и не увидят этого, как же быть? …
6слайд Схема
Опыт № 1
Я вам предлагаю помочь утенку сделать кувшинки.
Вырежьте из бумаги лепестки и серединку цветка, потом скрепите их степлером. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А потом опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Кто первый сделает кувшинку, потом сделает лягушку для украшения нашего тазика. (Открыть ссылку) Есть разные опыты и эксперименты с водой, вот некоторые из них. Как вытолкнуть воду, куда делась вода, откуда берётся вода, прозрачная вода может стать мутной, влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.
Что вы видите? (Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.) Как вы думаете почему это происходит? (Это происходит потому, что бумага намокает от воды, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.)
7слайд
Утенок очень обрадовался, что вы ему помогли.
Посмотрел на кувшинки, полюбовался и отправился дальше познавать окружающий мир.
8слайд
Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь (шум дождя). Утенок испугался и спрятался под кустом.
9слайд
Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше.
Пришёл наш утёнок на полянку.
Что бывает после дождя? …
Что-то радуги нет!
Неужели утенок так и не увидит это замечательное явление.
Ну не расстраивайтесь, - мы с вами можем сделать свою радугу.
Выходите ко мне, возьмите ленточки из корзинки и становитесь по кругу.
Водящий берёт корзинку с набором ленточек 7- ми цветов радуги и становится в центр, идут по круг напевая:
Дождик льёт,
А, из- за туч,
Солнышко нам светит!
Значит, будет радуга,
Радуга на небе!
Здравствуй, радуга - дуга,
Что ты детям принесла? (Л. В. Коваль)
Водящий командует: «Раз- два - три, радугу собери!» Дети выстраиваются по порядку цветов радуги, держа ленточку в руках со своим цветом.
Вот и появилась радугу (музыка радуга после дождя). Решил утенок подойти к ней поближе
10слайд
Но она стала исчезать и пропала совсем. Он очень расстроился. Что делать? Как можно помочь утенку? (давайте сделаем утенку такую радугу, которая не исчезнет.)
11 слайд
Опыт № 2
Каждый из вас в свой стакан с водой добавляет краску определенного цвета и сахар. Причем, первый участник сахар не добавляет, второй – добавляет 0,5 ложки, третий – 1 ложку, четвертый 1,5 ложки и пятый 2 ложки, шестой 2,5 ложки, седьмой участник добавляет в стакан 3 ложки сахара. Вода с краской и сахаром тщательно перемешивается и набирается в шприцы. Потом в пустой стакан аккуратно вливаем окрашенную воду. Наберите шприцом из стакана под номером 7 воду полный шприц и аккуратно вливаем в стаканчик, потом набираем воду из стакана под номером 6 и аккуратно по стенке стакана вливаем поверх предыдущего цвета и так с каждым последующим слоем. Если вливать новую порцию аккуратно по стенке поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделится на слои и получится красивая радуга. Первый участник смешает желтый и синий цвет и получит зеленый. Пока вы заканчиваете свой эксперимент. Дорогие зрители подберите прилагательные к слову радуга (вода). Радуга (вода) какая?
Вот и получилась наша радуга.
Почему слои не перемешиваются, как вы думаете? У кого есть, какие предположения? Ответы. (А получается это из-за разного содержания сахара в воде)
12 слайд
Утенок очень устал за время своего путешествия, и решил вернуться домой на птичий двор. Ему так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Рефлексия
Вот и подошла к концу наша сказка о путешествии нашего утёнка. Утенок рад, что он узнал много интересного и поделился своими впечатлениями, со своими близкими. Вы хотите поделиться своими впечатлениями о нашем путешествии? Каким оно было для вас? Что было интересного? (ответы детей)
«Мы прощаемся со сказкой и берем с собой все важное, что было сегодня с нами».
13слайд
Уважаемые коллеги, мы познакомились с опытами и экспериментами, которые можно использовать в своей работе с детьми. Надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что – то новое и интересное из представленного мной мастер – класса.