Крамсакова Юлия
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] у ребенка старшего дошкольного возраста с ФФН
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование правильного произношения звука [Р].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Развивать артикуляционные навыки;
Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Р]
Уточнить артикуляцию звука [P]
Автоматизировать звук [P] в словах;
Совершенствовать умение выделять и различать звук [Р]
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух и восприятие;
Пополнять и активизировать словарный запас на тему «Перелетные и зимующие птицы»;
Совершенствование графо-моторные навыки;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] у ребенка старшего дошкольного возраста с ФФН» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Развивать внимание, логическое мышление, память
Развитие звукового и слогового анализа слов;
Развитие общей и мелкой ручной моторики;
Развитие синтаксической стороны речи.
Коррекционно-воспитательные:
Развивать усидчивость и внимательность при выполнении заданий;
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Воспитывать культуру общения.
Активизация и развитие речи.
Оборудование: мягкая игрушка ворона, зеркала, распечатка контурной буквы Р, цветные карандаши, картинки перелетных и зимующих птиц, кормушки для птиц из цветного картона (красная, синяя и зеленая, картинка зимнего леса и картинка неба.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед : Здравствуй Саша!
Ребенок : Здравствуйте!
Посмотри, сегодня к нам прилетела в гости ворона. Послушай, стишок, который она расскажет тебе.
Говорит ворона: - Кар-р-р!
У меня огромный дар.
Всем ребятам я пример,
Совсем не труден мне звук Р.
Логопед : Про какой звук рассказала нам ворона, Саша?
Ребенок : Ворона рассказала стихотворение про звук «Р».
Логопед : Верно, и сегодня мы будем правильно и красиво говорить звук [P]
II. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы мы говорили правильно и красиво, нам надо сделать артикуляционную гимнастику. Поставь перед собой зеркало, чтобы хорошо себя видеть.
1. «Улыбка».(Под счет до 5)
— Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке.
2. «Почистим зубы» (Под счет до 5)
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням.
3 «.Качели» (Под счет до 5)
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.
4. «Грибок» (Под счет до 5)
Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.
5. «Лошадка» (Под счет до 5)
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.
Хорошо, Саша, вороне понравилось как ты делал упражнения.
III. Закрепление правильной артикуляции звука[Р].
Логопед с ребенком вспоминают артикуляцию звука [Р].
Логопед : А теперь будем произносить звук [Р]. и помним, что губы растянуты в улыбке, зубы неплотно сжаты, кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, края языка прижаты к боковым зубам. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать.
Логопед : Давай произнесем звук [Р] вместе.
А теперь порычи как тигр!
Ребенок : (Р-р-р-р)
Логопед : Хорошо, Саша, вороне очень нравится как ты произносишь звук[Р].
IV. Развитие фонематического восприятия.
Логопед : К вороне прилетели друзья. (Логопед показывает картинки с птицами). И они хотят с тобой поиграть в игру «Поймай звук». Если ты услышишь слово со звуком [Р] - хлопни в ладоши и повтори слово, если нет звука [Р] - прячешь руки за спину и молчишь.
Слова: ворона, дятел, воробей, лебедь, соловей, грач.
Ребенок выполняет задание по инструкции логопеда.
V. Развитие лексико - грамматического строя речи.
Логопед : Саша, друзья вороны все перепутались, они не знают кто относится к «Перелетным птицам», а кто к «Зимующим птицам». Давай поможем им распределиться. Вот 2 картинки, на одной из них зимний лес, на другой- изображено небо. Размести зимующих птиц на картинке с изображением зимнего леса, а перелетных- на картинке с изображением неба.
Ребенок кладет карточки с изображением вороны, дятла и воробья и кладет на картинку с зимним лесом. Потом раскладывает картинки с скворцом, лебедем, соловьем и грачом в виде стаи птиц на изображение неба.
VI. Физминутка «Лебеди»
Логопед с ребенком произносят текст стихотворения и одновременно выполняют движения.
Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся. (приседания).
Молодец, Саша, вы с вороной хорошо подвигались и она размяла свои перышки.
VII. Звуковой и слоговой анализ слов.
Логопед : А теперь посмотри на карточки с изображениями птиц, и размести их в 3 кормушки. В красную кормушку посади птиц, в названии которых 1 слог. В синюю- посади птиц, в названии которых 2 слога. В зеленую - птиц, в названии которых 3 слога. Ребенок выполняет задание. В слове ворона – 3 слога. В слове дятел – 2 слога. В слове воробей – 3 слога. В слове лебедь – 2 слога. В слове соловей – 3 слога. В слове грач – 1 слог. Значит, в красную кормушку я сажаю грача, в синюю- дятла и лебедя, в зеленую- ворону, воробья и соловья.
Молодец, вороне очень понравилось, как ты выполнил задание.
VIII. Развитие графо - моторных навыков.
Логопед : А теперь раскрась букву Р синим карандашом и запомни как она пишется. Ребенок выполняет задание логопеда
IX. Итог занятия.
Логопед : Итак, Саша, о ком мы сегодня с тобой разговаривали?
Ребенок : О птицах.
Логопед : А какой звук сегодня мы учились правильно и красиво говорить?
Ребенок : звук [P]
Логопед : Тебе понравилось занятие?
Ребенок : Да, понравилось.
Логопед : Молодец, вороне очень понравилось, как ты занимаешься и у нее есть для тебя подарок. Это наклейки. Ребенок благодарит ворону.
Логопед : Я тоже говорю тебе: Спасибо.