Татьяна Шавкова
План Клуба «Мастерилки» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Народное искусство как никакой другой вид учебно-творческой деятельности дошкольников позволяет воспитывать в них определённую культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства.
Воспитание духовно-эстетических ценностей дошкольников заключается в звуках родного языка, народном орнаменте, в образах народного искусства, народной поэзии, играх, обрядах, в народной музыке, родной природе.
Одним из вариантов развития у детей эстетического восприятия является клубная работа.
Публикация «План Клуба „Мастерилки“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Программа клуба «Мастерилки» направлена на развитие у детей мышления, воспитание патриотических чувств, развитие творческой личности.
Программа предусматривает использование разных методов и поемов: встречи с гостями, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, изготовление поделок из природного и бросового материала, знакомство с произведениями устного народного творчества.
В результате клубная работа дает возможность ребенку учиться видеть, чувствовать, оценивать и создавать по законам красоты народной культуры.
Заседания клуба проводятся 2 раза в месяц, продолжительность заседания 25-30 минут.
ЦЕЛЬ: Воспитание эмоциональной, нравственной и интеллектуальной личности, на основе ознакомления детей с народным творчеством.
ЗАДАЧИ КЛУБА
1. Формировать у детей интерес к произведениям народного творчества, к его благородству, красоте, богатству.
2. Воспитывать нравственные качества через восприятие произведений народного творчества.
3. развивать эмоциональную восприимчивость, воображение, художественный вкус.
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение.
5. Развивать образное и пространственное мышление, кисти рук и глазомер.
6. Обучать техническим операциям и творческому подходу в любой работе.
7. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их.
8. Формировать личную позицию в процессе творчества.
9. Приобщать к основам рукоделия. Учить создавать оригинальные оранжировки из природных и искусственных материалов, используя их для украшения одежды и комнат.
Тематический план заседания клуба
№ Темы заседаний Количество заседаний
Сентябрь «Чудо мастера» 1
Октябрь «Осенние дары» 1
Октябрь «Сошью Маши сарафан» 1
Ноябрь «Как рубашка в поле выросла» 1
Ноябрь «Конь стальной - хвост льняной» 1
Декабрь «Уроки иголочки» 1
Декабрь «Чудеса для детей из ненужных вещей» 1
Январь «История про ножницы» 1
Январь «Хороший город - Городец» 1
Февраль «Кузнец - молодец» 1
Февраль «Один за всех и все за одного» 1
Март «Сердце матери лучше всех на свете» 1
Март «Волшебные узоры» 1
Апрель «Сорок сороков» 1
Апрель «Золотая хохлома» 1
Май «Бабушкина кукла» 1
Май «Любимые сказки» 1
Всего 17
Методическое обеспечение к программе клуба
Тема заседания
1 «Чудо мастера»
Программное содержание
Познакомить детей с народными промыслами, показать, чем славятся разные местности нашей страны. Учить создавать аппликации из сухих листьев и цветов. Развивать чувство композиции и цвета.
Методы и приёмы
Беседа о народных умельцах. П/и «Где мы были…» Рассматривание работ из природного материала. Аппликация из сухих листьев и цветов.
2 «Осенние дары»
Программное содержание
Обращать представление детей о переработке полученного урожая. Познакомить с историей появления картофеля в России. Пробуждать интерес к народной словесной культуре. Приобщать к эстетическому оформлению праздничного стола.
Методы и приёмы
Загадки «Что летом растёт?» Разучивание попевки «Веселушка – Осень».Приготовление салата из овощей. Сервировка стола. Д/и «Узнай на вкус»
3 «Сошью Маши сарафан»
Программное содержание
Познакомить детей с традиционными изделиями изо льна. Формировать представления об истории одежды, украшений. Совершенствовать знания об узорах на русской народной одежде. Развивать чувство композиции.
Методы и приёмы
Демонстрация моделей русской народной женской одежды. Д/и «Коробейники».
Разучивание попевки «Ай, тори…»Украшение кокошника (семенами растений).Изготовление бус из рябины.
4 «Как рубашка в поле выросла»
Программное содержание
Формировать знания детей о трудоёмком процессе производства ткани и изделий из неё. Сравнивать оборудование старины и современную технику, применяемую для производства ткани. Познакомить детей с видами ткани. Совершенствовать умение составлять подробные описательные рассказы об одежде. Развивать композиционные умения (составлять из ткани изображение предмета)
Методы и приёмы
Беседа о труде швеи. Рассматривание материалов, из которых шьют одежду. Д/и «Ателье».Чтение книги «Как ткани ткут и нитки прядут».Коллективная работа аппликация из ткани «Коврик». (В подарок детям ясельной группы).
5 «Конь стальной - хвост льняной»
Программное содержание
Совершенствовать навыки и правила с предметами рукоделия. Работа с бутафорской иглой (учить вздевать нитку). Рассмотреть различные виды шнуровки, чередование цветов.
Изготовление коврика из бумажных полос (плетение). Развивать мелкую моторику. Чтение сказки «Принцесса иголочка».
Методы и приёмы
Загадки о предметах рукоделия. Работа со шнуровкой и бутафорской иглой. П/и «бабушка распутай нитки».Плетение основы для панно (из бумажных полос).
6 «Уроки иголочки»
Программное содержание
Совершенствовать знания о правилах работы с предметами рукоделия. Познакомить с различными видами швов на картоне. Учить подбирать по цвету нитки к основе (цветному картону). Формировать навыки вышивания швов «вперёд иголка» (по картону)
Методы и приёмы
Беседа о правилах работы с иголкой другими предметами рукоделия. П/и «Строчки и стежки».Рассматривание разных видов швов. Вышивание простейшего узора на картоне швом «вперёд иголка».
7 «Чудеса для детей из ненужных вещей»
Программное содержание
Формировать навыки изготовления объёмных игрушек из бросового материала. Развивать воображение, чувство формы и композиции. Воспитывать аккуратность, вызвать желание изготовить подарки для своих близких к Новому году, украсить ими интерьер.
Методы и приёмы
Сундучок Деда Мороза (загадывание загадок о предметах).
Чтение «Новогодняя сказка».Беседа о предстоящем празднике.
Изготовление ёлочных украшений (домик, рыбка, фонарик - по желанию детей).
8 «История про ножницы»
Программное содержание
Формировать знания об истории возникновения первой одежды, из каких материалов она изготавливалась; о предметах рукоделия (иглы из костей животных, из древесины и др.) совершенствовать умения делать выводы, что ножницы необходимо хранить в футляре. Воспитывать бережное отношение к предметам рукоделия.
Методы и приёмы
Изготовление из открыток футляра для ножниц. Формировать навыки вышивания швом «через край – петельчатый».Инсценирование сказки «Как всё началось» (настольный театр конусной игрушки).
Беседа о том, что появилась раньше иголка или одежда. Стихи загадки о предметах рукоделия.
Изготовление футляра для ножниц из открытки, швом «петельчатый».
9 «Хороший город - Городец»
Программное содержание
Совершенствовать знания о городецкой росписи.
Развивать воображение, чувство цвета. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнать о народном декоративно – прикладном искусстве.
Методы и приёмы
Пословицы и поговорки о труде. Беседа о городе Городец; Городецкой росписи; мастерах.
Выставка изделий. Составление узоров из готовых элементов.
10 «Кузнец - молодец»
Программное содержание
Воспитывать эстетическое отношение и интерес к новому виду мастерства – кузнечному ремеслу.
Формировать умение техники рисования «чеканка по фольге».
Продолжать развивать воображение, чувство формы и композиции.
Методы и приёмы
Беседа о кузнечном ремесле на Руси. Рассматривание орудий труда кузнеца и изделий из металла. Загадки о предметах помощника. Разучивание потешки «Кузнец – молодец».
11 «Один за всех и все за одного»
Программное содержание
Продолжать совершенствовать технику чеканки. Формировать умение распределять силу нажима по нарисованному контуру. Воспитывать заботливое отношение к своим близким, желание порадовать подарками к празднику пап и дедушек. Понимать смысл пословиц о дружбе, уметь их объяснять.
Методы и приёмы
Рассматривание картин В. Васнецова «Три богатыря», «Поле боя». Чтение отрывка из былины «Илья Муромец».Знакомство с пословицами о дружбе, взаимовыручке. Д/и «Подготовить богатыря к бою».Изготовление чеканки в подарок папам и дедушкам к празднику «День защитников Отечества».
12 «Сердце матери лучше всех на свете»
Программное содержание
Воспитывать желание доставить удовольствие своим подарком маме. Формировать умение делать выводы, понимать смысл пословиц о маме. Обогащать аппликационную технику – показать объемный способ создание образа. Воспитывать интерес к ручному труду.
Методы и приёмы
Рассматривание фотографий из семейного альбома. Пословицы и поговорки о матери.
Чтение нанайской сказки «Айога» Изготовление игольницы «Цветочек» в подарок маме к празднику 8 марта.
13 «Волшебные узоры»
Программное содержание
Рассмотреть замысловатые узоры кружев. Создать условия для рисования нитью фантазийных узоров. Познакомить с новым техническим приёмом в изодеятельности. Развивать воображение, формы, композиции. Продолжать воспитывать интерес к родной культуре, желание больше узнать о творчестве вологоцких мастеров.
Методы и приёмы
Беседа о вологоцких кружевах и мастерицах. Рассматривание узоров на кружевах.
Драматизация отрывка из сказки «Морозко» П/и «Море волнуется».Изготовление салфеток (рисование шерстяной нитью).
14 «Сорок сороков»
Программное содержание
Знакомство с традиционным русским народным прилёта птиц праздником «Жаворонки». Воспитывать интерес к народным традициям. Учить детей создавать образы птиц из солевого теста скульптурным способом и вырезать формочками для выпечки. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер. Воспитывать аккуратность.
Методы и приёмы
Беседа о празднике прилёта птиц «Жаворонки».Выпечка печенья в виде птичек. Разучивание заклички о весне «Жаворонушки». Народные игрища: «Коршун и наседка», «Дятел», «летает, не летает».
15 «Золотая хохлома»
Программное содержание
Совершенствование знаний о хохломской росписи. Расширять представления детей о композиции и элементов декора. Закреплять навыки рисования на объёмной форме (на яйцах). Воспитывать интерес к народному творчеству.
Методы и приёмы
Беседа о хохломской росписи. Рассматривание изделий с хохломской росписью. Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» (театр ложек).Беседа о празднике «Пасха».Роспись пасхальных яиц.
16 «Бабушкина кукла»
Программное содержание
Вызвать интерес к игрушкам – забавам, которые можно самостоятельно изготовить из любых подручных материалов (природный материал, бросовый). Изготовление объёмных игрушек из картона на основе конуса. Формировать умения закручивать конус из полукруга, оформляя деталями. Развивать воображение.
Методы и приёмы
Рассматривание детских игрушек старины. Д/и «Узнай по описанию».«Матрёшкины частушки»
Изготовление кукол, героев сказки «Теремок» на основе конуса. Показ бабушкой изготовления тряпичной куклы – закрутки.
17 «Любимые сказки»
Программное содержание
Продолжать совершенствовать умения детей изготавливать объёмные игрушки из картона на основе конуса и цилиндра (к сказкам «Теремок», «Бычок – смоляной бочёк»). Развивать творческое воображение, художественный вкус, используя различные подручные материалы.
Методы и приёмы
Рассматривание картина В. Васнецова «Алёнушка».по произведениям народных сказок.
Прослушивание в грамзаписи потешек. Колыбельных в исполнении Н. Кадышевой.
Игры – драматизации по произведениям русских народных сказок. Изготовление конусных и цилиндрических игрушек из картона (любимые герои сказок).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Т. Я. Шпикалова «Возвращение к истокам» 2002 г. ;
2. В. И. Аверилина «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» 2007 г. ;
3. Л. В. Куцанова «Конструирование и художественный труд в детском саду» 2007 г. ;
4. А. А. Грибская «Коллективное творчество дошкольников» 2005 г.