Папки-передвижки

План-конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Радуга»

Ольга Малова
План-конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Радуга»
▼ Скачать + Заказать документы

План-конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Форма НОД: опытно-экспериментальная деятельность.

Форма организации: групповая.

Цель: Расширить знания детей о таком природном явлении как радуга, дать представление о процессе её образования, совершенствовать знания детей о цветах спектра, их последовательном расположении; учить узнавать, называть, выделять из нескольких каждый цвет спектра, определять недостающий цвет в спектре по представлению.

Задачи:

Публикация «План-конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Радуга“» размещена в разделах

Образовательные: закрепить знания детей о цветах радуги; учить наблюдать за таким явлением как радуга, получать его опытным путем. Научить воссоздавать увиденное явление на бумаге с помощью гуаши.

Развивающие: развивать у детей речевую активность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы, развивать умение находить закономерность, что при смешивании гуаши разных цветов, получается другой цвет; развивать умение делать вывод, способствовать развитию познавательной активности детей в экспериментальной деятельности.

Воспитательные: воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, учить видеть разнообразие цветов в окружающем мире; воспитывать волевые качества в умении находить выход из проблемной ситуации, содействовать развитию отзывчивости, умению действовать в коллективе.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: С. Маршак «Радуга – дуга», Н. Комовская «Радуга», Е. Благинина «Радуга», рассматривание картин и иллюстраций с изображением радуги. Разгадывание загадок о радуге; прослушивание детских песен: «Раз, два, радуга», «Радуга дождя», «От улыбки в небе радуга проснется»; дидактическая игра «Собери радугу»; подвижная игра «Радуга, появись! Радуга, покажись!».

Оборудование: мультимедийные презентация «Радуга», аудиозапись «шум дождя», аудиозапись песни «от улыбки станет всем светлей». Литровая миска с водой на каждый стол, бутылочка прозрачного лака для ногтей, компьютерный диск для каждого ребенка, гуашь трех цветов (желтая, красная, синяя, палитра, кисточки, стаканы с водой, бумага.

Психологический настрой: Упражнение «Друг» Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Повторяйте за мной.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Организационный момент:

- Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы отправляемся в лес, на зеленую полянку. Но, что это? (Шум дождя).

- Когда дождь бывает? (Летом, осенью, весной).

- Пока мы говорили дождь стих, идемте скорей на полянку. Видите как здесь чудесно! Как вы думаете, дождь прошел, а что бывает после дождя? (рассуждения детей)

- Отгадайте загадку: «Разноцветное коромысло через реку повисло?»

- Что это? (Радуга)

- Да, дети, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется. И даже сами попробуем сделать радугу.

Основной этап: Слайд №1 «Радуга»

- Ребята, посмотрите на картину, там изображена радуга. Как можно расшифровать слово «радуга»? Вот, например, солнечная дуга.

(Рассуждения детей, например, Дуга радости)

- Ребята, а кто из вас видел настоящую радугу и как это было? После чего можно наблюдать радугу?

(Ответы детей)

- Да, сначала шёл дождик, а потом появилась радуга.

- На что похожа радуга? (ответы детей).

- В какое время года можно увидеть радугу? (весной, летом, осенью).

- Где еще можно увидеть радугу?

( рассуждения детей: возле фонтанов, над рекой или озером, в каплях мыльного пузыря).

- Какие чувства у вас вызывает радуга?

(ответы детей)

- Да, чувства счастья, радости, повышение настроения. Слово "радуга" похоже на слово "радость". И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. "Райская дуга" называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.

Усвоение новых знаний:

Радуга – одно из самых замечательных явлений, существующих в природе. Это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Радуга появляется только тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце.

- Дуги радуги разноцветные, из каких цветов состоит радуга?

( ответы детей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

- Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные

волшебные слова - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов.

- Какую фразу вы знаете?

(Ответы детей)

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

- А вот еще волшебная фраза:

Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь.

- Давайте повторим все вместе, чтобы запомнить.

(воспитатель с детьми повторяют волшебную фразу).

- Человечество с давних времён задумывалось над природой этого явления и почему, радуга и дождь так связаны друг с другом. Наши предки верили, что это удивительное явление служит волшебным мостом. По нему спускаются ангелы, набирают воду из рек, после чего выливают её в облака – после этого они орошают всё вокруг живительным дождём.

- Люди, ориентируясь на радугу, пытались предсказывать погоду. Например, если радуга

располагалась высоко и была более выгнутой – значит, погода будет хорошей, если же

разноцветная дуга находилась низко и оказывалась растянутой – можно готовиться к ненастью.

- Как вы думаете, радугу можно наблюдать только днем?

(рассуждения детей)

- Интересно будет узнать, что за этим удивительным явлением можно наблюдать не только днём, но и ночью, в облаках и даже во время тумана. При этом с земли она нам кажется в

форме арки. Но на самом деле она имеет круглую форму. Целиком мы можем увидеть

только тогда, когда мы будем во время её появления на воздушном транспорте или на

высокой горе.

- Как вы думаете, какой бывает радуга?

(рассуждения детей)

- Радуга бывает разной : солнечная радуга наиболее яркая их всех и именно её мы видим наиболее часто.

- Бывает лунная радуга, ее можно увидеть повсюду. Но за ней наиболее часто наблюдают жители дождливой местности, или возле больших водопадов. Она не настолько ярка, как солнечная.

- Огненная радуга – очень редкое явление. Она горизонтальная и выглядывает из-под

перистых облаков, которые находятся на огромной высоте над уровнем моря.

- Перевёрнутая радуга тоже редкое явление. Для её появления также нужны перистые облака.

Такой разной бывает радуга.

Физкультминутка

- А теперь, давайте немного отдохнем на нашей полянке, встанем в круг и будем повторять за мной:

Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют наклон.)

Разноцветный мостик! (Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу.)

Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют наклон.)

Принимай нас в гости. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы по радуге бегом (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу (Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.)

Перепрыгнем на бегу (Делают еще четыре прыжка на носках.)

И опять бегом, бегом (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)

Пробежимся босиком.

Эксперимент №1

- Ребята, как вы думаете, можно получить радугу в домашних условиях, в нашей группе, например, здесь и сейчас?

(рассуждения детей)

- Как вы думаете, у нас получится?

(ответы детей)

- Давайте каждый из вас сейчас попробует создать собственную радугу.

(ответы детей)

Перед вами блюдца с водой и прозрачный лак для ногтей. Вам необходимо поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали солнечные лучи. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. А потом, внимательно смотрите, что у вас получится?

(дети выполняют эксперимент)

(наблюдают за поверхностью воды)

Итак, какие выводы мы можем сделать?

(наблюдая за поверхностью воды, видим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Поворачивая миску к свету, когда луч падает на поверхность, видим переливы радужных тонов, получается радужная пленка).

- Молодцы!

Эксперимент №2

- Как вы думаете, можно ли другими способами ещё получить радугу?

(рассуждения детей)

- Как вы думаете, получится ли у нас создать радугу при помощи компакт диска?

(ответы детей)

- Давайте каждый из вас попробует сейчас создать свою радугу с помощью компакт диска.

(ответы детей)

Перед каждым из вас лежат компакт диски. Вам необходимо взять диск, попытаться поймать им солнечный луч, направив его на потолок или на стены. А потом внимательно смотрите, что у вас получится.

(дети выполняют эксперимент, направляют на диск солнечный свет и видят все цвета радуги)

- Какая красивая и яркая у вас получилась радуга!

- Итак, ребята, мы с вами доказали, что радугу можно получить и в домашних условиях?

(рассуждения детей)

- Мы много нового узнали о радуге, одним из самых красивейших явлений природы: откуда берётся радуга и как её получить своими собственными руками.

Практическая часть

А сейчас я предлагаю каждому из вас нарисовать свою собственную красивую радугу.

- Я приглашаю вас себе выбрать листочек, на котором вы будете рисовать свою радугу.

(дети выбирают принадлежности, садятся за стол, рассматривают и задаются вопросом)

- У радуги цветов много, а красок на столе мало.

- Красок не хватает! ( на столе гуашь трех цветов: желтая, синяя, красная)

(Дети предлагают свои варианты)

- Ребята, как вы думаете, можно нарисовать радугу тремя цветами?

(ответы детей)

- Как вы думаете, у нас получится?

(Ответы детей)

С чего начнем?

(Дети определяют, какие цвета есть, каких не хватает)

1. Выяснить каких цветов не хватает.

2. Нужно решить, где их взять? Если дети затрудняются, подсказать им, что палитры им о чем-то подскажут.

3. Каким образом будем смешивать цвета? Проговорить правила смешивания.

4. Может кто-то знает, при смешивании каких цветов, получается тот или иной цвет?

5. Важно: смешивать краску только в палитре, каждый раз при смене цвета промывать кисточку, пользоваться салфетками для промокания кисточки и влажными салфетками в конце работы.

6. Определить, как только все цвета будут готовы, можно будет приступить к рисованию радуги.

Практическая часть (Музыкальное сопровождение «От улыбки станет всем светлей»)

Дети пытаются создать недостающие цвета, путем смешивания красок, каждый в своей палитре.

- Ребятам сможете рассказать, как получился такой цвет?

(Цвета с детьми смешиваем и проговариваем)

- Я вижу спектр всех цветов радуги готов.

Можно приступать к рисованию чудесной радуги?

(дети рисуют радугу)

Заключительный этап

- Ребята, у вас у каждого получилась своя радуга.

- Кто-то из вас сомневался, что радугу можно нарисовать тремя основными цветами, кто-то предложил, что это возможно.

- Вот сейчас, разве не произошло чудо? Ведь вы все оказались волшебниками и смогли нарисовать чудесную, единственную в мире такую радугу, какая есть только у вас.

(воспитатель устраивает выставку детских работ)

Рефлексия - Скажите: вам интересно было?

- Кто-то удивился? Что нового узнал?

- Как вам удалось, имея три цвета, нарисовать радугу?

- Кому ты хочешь рассказать о том, что сегодня узнал?

- Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная – вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный, оранжевый, желтый, зеленый,

голубой, синий, фиолетовый.

С неба слёзки падают -

Кап-кап-кап.

Никого не радуют -

Кап-кап-кап.

Тучки солнце спрятали -

Кап-кап-кап.

Дождиком заплакали -

Кап-кап-кап.

Посмотри вот радуга -

Улыбнись!

Семь цветов, всех радуя,

обнялись:

Красный — это солнышко

Поутру.

Жёлтый — одуванчики

на лугу.

Есть у нас оранжевый -

апельсин.

А зелёный куст растет -

у осин.

Голубого неба цвет -

над тобой.

Синий — море синее

за кормой.

А ещё у радуги фиалок цвет,

Маме фиолетовый подари букет.

Публикации по теме:

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке»Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке» Цель: формировать у детей элементарные математические представления с помощью заданий по математике и развитию речи. Приоритетная образовательная.

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка. Задачи:.

План-конспект мастер-класса с детьми старшего дошкольного возраста «Театрализованная мастерская» План- конспект мастер-класса с детьми старшего дошкольного возраста «Театрализованная мастерская». Автор: Солянкина Светлана Анатольевна,.

План-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Самарская Лука» Задачи: Познавательное развитие: • развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений;.

План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: "Звуки.

План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие».

План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-фрукт» Образовательная область «Познавательное развитие» Цель: выявить специфические свойства цитрусовых на примере лимона (плотность внешней.

План-конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Образовательная область «Речевое развитие» Тема: составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Цель: закрепить представления о повадках.

План-конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине «Снегири на ветке» Образовательная область «Речевое развитие» Тема: составление рассказа по картине «Снегири на ветке» Цель: закрепить представления воспитанников.

План-конспект продуктивной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дождливая пора» Аппликация Тема: «Дождливая пора» Цель: • Упражнять детей в использовании художественных средств выразительности. Задачи Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Радуга»
Опубликовано: 27 ноября 2016 в 08:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Радуга»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Малова (УИ 391634) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД