Ольга Малова
План-конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Форма НОД: опытно-экспериментальная деятельность.
Форма организации: групповая.
Цель: Расширить знания детей о таком природном явлении как радуга, дать представление о процессе её образования, совершенствовать знания детей о цветах спектра, их последовательном расположении; учить узнавать, называть, выделять из нескольких каждый цвет спектра, определять недостающий цвет в спектре по представлению.
Задачи:
Публикация «План-конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Радуга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Радуга, радужные идеи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Образовательные: закрепить знания детей о цветах радуги; учить наблюдать за таким явлением как радуга, получать его опытным путем. Научить воссоздавать увиденное явление на бумаге с помощью гуаши.
Развивающие: развивать у детей речевую активность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы, развивать умение находить закономерность, что при смешивании гуаши разных цветов, получается другой цвет; развивать умение делать вывод, способствовать развитию познавательной активности детей в экспериментальной деятельности.
Воспитательные: воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, учить видеть разнообразие цветов в окружающем мире; воспитывать волевые качества в умении находить выход из проблемной ситуации, содействовать развитию отзывчивости, умению действовать в коллективе.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: С. Маршак «Радуга – дуга», Н. Комовская «Радуга», Е. Благинина «Радуга», рассматривание картин и иллюстраций с изображением радуги. Разгадывание загадок о радуге; прослушивание детских песен: «Раз, два, радуга», «Радуга дождя», «От улыбки в небе радуга проснется»; дидактическая игра «Собери радугу»; подвижная игра «Радуга, появись! Радуга, покажись!».
Оборудование: мультимедийные презентация «Радуга», аудиозапись «шум дождя», аудиозапись песни «от улыбки станет всем светлей». Литровая миска с водой на каждый стол, бутылочка прозрачного лака для ногтей, компьютерный диск для каждого ребенка, гуашь трех цветов (желтая, красная, синяя, палитра, кисточки, стаканы с водой, бумага.
Психологический настрой: Упражнение «Друг» Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Повторяйте за мной.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
Организационный момент:
- Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы отправляемся в лес, на зеленую полянку. Но, что это? (Шум дождя).
- Когда дождь бывает? (Летом, осенью, весной).
- Пока мы говорили дождь стих, идемте скорей на полянку. Видите как здесь чудесно! Как вы думаете, дождь прошел, а что бывает после дождя? (рассуждения детей)
- Отгадайте загадку: «Разноцветное коромысло через реку повисло?»
- Что это? (Радуга)
- Да, дети, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется. И даже сами попробуем сделать радугу.
Основной этап: Слайд №1 «Радуга»
- Ребята, посмотрите на картину, там изображена радуга. Как можно расшифровать слово «радуга»? Вот, например, солнечная дуга.
(Рассуждения детей, например, Дуга радости)
- Ребята, а кто из вас видел настоящую радугу и как это было? После чего можно наблюдать радугу?
(Ответы детей)
- Да, сначала шёл дождик, а потом появилась радуга.
- На что похожа радуга? (ответы детей).
- В какое время года можно увидеть радугу? (весной, летом, осенью).
- Где еще можно увидеть радугу?
( рассуждения детей: возле фонтанов, над рекой или озером, в каплях мыльного пузыря).
- Какие чувства у вас вызывает радуга?
(ответы детей)
- Да, чувства счастья, радости, повышение настроения. Слово "радуга" похоже на слово "радость". И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. "Райская дуга" называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.
Усвоение новых знаний:
Радуга – одно из самых замечательных явлений, существующих в природе. Это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Радуга появляется только тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце.
- Дуги радуги разноцветные, из каких цветов состоит радуга?
( ответы детей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
- Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные
волшебные слова - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов.
- Какую фразу вы знаете?
(Ответы детей)
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.
- А вот еще волшебная фраза:
Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь.
- Давайте повторим все вместе, чтобы запомнить.
(воспитатель с детьми повторяют волшебную фразу).
- Человечество с давних времён задумывалось над природой этого явления и почему, радуга и дождь так связаны друг с другом. Наши предки верили, что это удивительное явление служит волшебным мостом. По нему спускаются ангелы, набирают воду из рек, после чего выливают её в облака – после этого они орошают всё вокруг живительным дождём.
- Люди, ориентируясь на радугу, пытались предсказывать погоду. Например, если радуга
располагалась высоко и была более выгнутой – значит, погода будет хорошей, если же
разноцветная дуга находилась низко и оказывалась растянутой – можно готовиться к ненастью.
- Как вы думаете, радугу можно наблюдать только днем?
(рассуждения детей)
- Интересно будет узнать, что за этим удивительным явлением можно наблюдать не только днём, но и ночью, в облаках и даже во время тумана. При этом с земли она нам кажется в
форме арки. Но на самом деле она имеет круглую форму. Целиком мы можем увидеть
только тогда, когда мы будем во время её появления на воздушном транспорте или на
высокой горе.
- Как вы думаете, какой бывает радуга?
(рассуждения детей)
- Радуга бывает разной : солнечная радуга наиболее яркая их всех и именно её мы видим наиболее часто.
- Бывает лунная радуга, ее можно увидеть повсюду. Но за ней наиболее часто наблюдают жители дождливой местности, или возле больших водопадов. Она не настолько ярка, как солнечная.
- Огненная радуга – очень редкое явление. Она горизонтальная и выглядывает из-под
перистых облаков, которые находятся на огромной высоте над уровнем моря.
- Перевёрнутая радуга тоже редкое явление. Для её появления также нужны перистые облака.
Такой разной бывает радуга.
Физкультминутка
- А теперь, давайте немного отдохнем на нашей полянке, встанем в круг и будем повторять за мной:
Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют наклон.)
Разноцветный мостик! (Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу.)
Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют наклон.)
Принимай нас в гости. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Мы по радуге бегом (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу (Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.)
Перепрыгнем на бегу (Делают еще четыре прыжка на носках.)
И опять бегом, бегом (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)
Пробежимся босиком.
Эксперимент №1
- Ребята, как вы думаете, можно получить радугу в домашних условиях, в нашей группе, например, здесь и сейчас?
(рассуждения детей)
- Как вы думаете, у нас получится?
(ответы детей)
- Давайте каждый из вас сейчас попробует создать собственную радугу.
(ответы детей)
Перед вами блюдца с водой и прозрачный лак для ногтей. Вам необходимо поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали солнечные лучи. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. А потом, внимательно смотрите, что у вас получится?
(дети выполняют эксперимент)
(наблюдают за поверхностью воды)
Итак, какие выводы мы можем сделать?
(наблюдая за поверхностью воды, видим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Поворачивая миску к свету, когда луч падает на поверхность, видим переливы радужных тонов, получается радужная пленка).
- Молодцы!
Эксперимент №2
- Как вы думаете, можно ли другими способами ещё получить радугу?
(рассуждения детей)
- Как вы думаете, получится ли у нас создать радугу при помощи компакт диска?
(ответы детей)
- Давайте каждый из вас попробует сейчас создать свою радугу с помощью компакт диска.
(ответы детей)
Перед каждым из вас лежат компакт диски. Вам необходимо взять диск, попытаться поймать им солнечный луч, направив его на потолок или на стены. А потом внимательно смотрите, что у вас получится.
(дети выполняют эксперимент, направляют на диск солнечный свет и видят все цвета радуги)
- Какая красивая и яркая у вас получилась радуга!
- Итак, ребята, мы с вами доказали, что радугу можно получить и в домашних условиях?
(рассуждения детей)
- Мы много нового узнали о радуге, одним из самых красивейших явлений природы: откуда берётся радуга и как её получить своими собственными руками.
Практическая часть
А сейчас я предлагаю каждому из вас нарисовать свою собственную красивую радугу.
- Я приглашаю вас себе выбрать листочек, на котором вы будете рисовать свою радугу.
(дети выбирают принадлежности, садятся за стол, рассматривают и задаются вопросом)
- У радуги цветов много, а красок на столе мало.
- Красок не хватает! ( на столе гуашь трех цветов: желтая, синяя, красная)
(Дети предлагают свои варианты)
- Ребята, как вы думаете, можно нарисовать радугу тремя цветами?
(ответы детей)
- Как вы думаете, у нас получится?
(Ответы детей)
С чего начнем?
(Дети определяют, какие цвета есть, каких не хватает)
1. Выяснить каких цветов не хватает.
2. Нужно решить, где их взять? Если дети затрудняются, подсказать им, что палитры им о чем-то подскажут.
3. Каким образом будем смешивать цвета? Проговорить правила смешивания.
4. Может кто-то знает, при смешивании каких цветов, получается тот или иной цвет?
5. Важно: смешивать краску только в палитре, каждый раз при смене цвета промывать кисточку, пользоваться салфетками для промокания кисточки и влажными салфетками в конце работы.
6. Определить, как только все цвета будут готовы, можно будет приступить к рисованию радуги.
Практическая часть (Музыкальное сопровождение «От улыбки станет всем светлей»)
Дети пытаются создать недостающие цвета, путем смешивания красок, каждый в своей палитре.
- Ребятам сможете рассказать, как получился такой цвет?
(Цвета с детьми смешиваем и проговариваем)
- Я вижу спектр всех цветов радуги готов.
Можно приступать к рисованию чудесной радуги?
(дети рисуют радугу)
Заключительный этап
- Ребята, у вас у каждого получилась своя радуга.
- Кто-то из вас сомневался, что радугу можно нарисовать тремя основными цветами, кто-то предложил, что это возможно.
- Вот сейчас, разве не произошло чудо? Ведь вы все оказались волшебниками и смогли нарисовать чудесную, единственную в мире такую радугу, какая есть только у вас.
(воспитатель устраивает выставку детских работ)
Рефлексия - Скажите: вам интересно было?
- Кто-то удивился? Что нового узнал?
- Как вам удалось, имея три цвета, нарисовать радугу?
- Кому ты хочешь рассказать о том, что сегодня узнал?
- Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:
Красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый.
С неба слёзки падают -
Кап-кап-кап.
Никого не радуют -
Кап-кап-кап.
Тучки солнце спрятали -
Кап-кап-кап.
Дождиком заплакали -
Кап-кап-кап.
Посмотри вот радуга -
Улыбнись!
Семь цветов, всех радуя,
обнялись:
Красный — это солнышко
Поутру.
Жёлтый — одуванчики
на лугу.
Есть у нас оранжевый -
апельсин.
А зелёный куст растет -
у осин.
Голубого неба цвет -
над тобой.
Синий — море синее
за кормой.
А ещё у радуги фиалок цвет,
Маме фиолетовый подари букет.