Елена Харитонова
План-карта по развитию речи. Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
1) Формиро-вание сло-варя Обогащать речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, профессий, орудий труда;
Активизировать в речи прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов, эмоций, чувств, переживаний;
Подбор существительных к прилагательным;
Употребление слов с противоположным значением. Чтение художественной литературы;
Дидактические игры и упражнения;
Общение со взрослыми и сверстниками;
Игры-инсценировки;
Наблюдения в природе;
Экскурсии;
Трудовые поручения;
Игровые ситуации. Дидактические игры:
Публикация «План-карта по развитию речи, Старшая группа» размещена в разделах
«Из чего сделано?»,
«Горячо – холодно»,
«Что бывает круглым?»,
«Сравни и расскажи»,
«Что изменилось?».
Игровые ситуации:
«Готовим обед»,
«Катаем зверей на паровозике»,
«Угощение на день рождения».
Подвижные игры:
«Пес Барбос»,
«Кот и мыши»,
«Карусель».
2) Звуковая культура речи Закреплять правильное и отчетливое произношение звуков;
Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки;
Развивать фонематический слух;
Отрабатывать интонационную выразительность речи. Дидактические игры;
Подвижные хороводные игры с текстом;
Упражнения на заучивание и повторение;
Образец правильного произношения;
Хоровые и индивидуальные повторения;
Показ артикуляционных движений;
Индивидуальная мотивировка задания. Дидактические игры:
«Заводные игрушки»,
«Волшебный кубик»,
«Звуковые часы»,
«Назови первый (последний) звук»,
«Поймай звук»,
Чтение скороговорок и чистоговорок,
Игры на развитие дыхания.
3) Граммати-ческий строй речи Совершенствовать умение согласовывать существительные и числительные, существительные и прилагательные;
Учить замечать ошибки в чередовании согласных, неправиль-ную постановку ударения;
Знакомить со способами образования слов;
Упражнять в образовании однокоренных слов и глаголов с приставкой;
Учить правильно употреблять существительные множественно-го числа в именительном и винительных падежах;
Упражнять в употреблении сложносочиненных и сложнопод-чиненных предложений;
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Речевой образец;
Дидактические игры;
Игры-драматизации;
Объяснение, сравнение, повторение;
Создание проблемных ситуаций;
Пересказ сказок и рассказов;
Рассказывание по картине и серии карти-нок;
Дидактические игры:
«Подбери верное слово»,
«Какой? Какая? Какое?»,
«Назови ласково»,
«Закончи предложение»,
«Раздели на группы»,
«Близкие слова»,
«Слова-родственники»,
«Образуй (измени) слово»,
«Исправь ошибку»,
«Доскажи словечко»
«Придумай начало рассказа».
4) Связная речь Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
Развивать умение связно и последовательно пересказывать не-большие сказки;
Учить по плану и образцу рассказывать о предмете, картине;
Составлять рассказ по картине;
Составлять небольшие творческие рассказы о событиях из личного опыта. Беседа;
Наглядное моделирование;
Символизация предметов;
Словесные поручения;
Речевые ситуации;
Сюжетно-ролевые игры;
Графические зарисовки;
Пересказ и творческое рассказывание;
Заучивание стихотворений. Дидактические игры:
«Поиграем в сказку»,
«Новоселье»,
«Небылицы»,
«Какая картинка лишняя»,
«Исправь ошибку»,
«Придумай окончание сказки».