Герр Наталья Анатольевна
Конспект комплексного занятия по развитию речи старшая группа на тему «Дары осени»
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию речи в старшей группе
Тема: «Дары осени».
Цели: Побуждать детей к активному диалогу; продолжать учить детей образовывать прилагательные и использовать их в речи; обогащать словарный запас; учить детей подбирать глаголы, сочетая их с существительными; развивать зрительное внимание, память, мышление.
Публикация «Конспект комплексного занятия по развитию речи старшая группа на тему „Дары осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение. Послушайте его внимательно и подумайте, о чем говорится в нем.
Разноцветною листвой.
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идет уборка –
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зерна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчелы мед.
Варит бабушка варенье,
В погреб ягоды кладет.
Уродился урожай –
Собирай дары природы!
В холод, стужу, непогоду
Пригодится урожай!
(Т. Бокова)
Воспитатель: Кто нам расскажет, о чем это стихотворение?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! Тема нашего занятия – дары осени.
Что же осень дарит нам с вами?
Дети: Фрукты, овощи, грибы, ягоды, орехи, зерно.
Воспитатель: Осень называют заготовительницей. Как вы думаете, почему?
Дети: Осенью заготавливают себе запасы – люди собирают урожай в саду, огороде, лесу. Зимующие птицы прячут семена «про запас» (сойки, кедровка, поползень). Животные тоже готовятся к зиме (белки, бобры, грызуны).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А еще осень нам дарит последнее тепло и разноцветные листья.
Игра: «Зашумленная картинка» (контурные наложения рисунков разных овощей)
Воспитатель: Что вы увидели на этой картине?
Дети: Помидор, лук, огурец, свекла, морковь.
Воспитатель: Как можно назвать одним словом то, что вы увидели?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Где растут овощи?
Дети: В огороде, на грядке.
Воспитатель: Правильно, ребята! Осенью поспевает урожай в огороде? Каждый овощ убирают по-разному.
Морковь, редис, свеклу (что делают) выдергивают.
Картофель (что делают) выкапывают.
Капусту, тыкву, кабачки (что делают) срезают.
Огурцы, помидоры (что делают) снимают, срывают.
Дидактическая игра:
Набор карточек по теме «Овощи». Дети по одному подходят выбирают карточку и называют, как убирают овощи, изображенные на ней.
Воспитатель: Молодцы! Урожай в огороде мы с вами выдернули, выкопали, срезали и сорвали. А что дальше нам с ним делать? Наверное, можно приготовить салат.
Дидактическая игра с мячом: «Из чего салат?»
Салат из огурцов (какой) огуречный
Из моркови (какой) морковный
Из свеклы (какой) свекольный
Из картофеля (какой) картофельный
Из овощей (какой) овощной
А из капусты (какой) капустный
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас и мы с вами приготовим капустный салат.
Физминутка:
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Воспитатель: Ребята, а как еще заготавливают овощи на зиму?
Дети: Сушат, солят, маринуют, замораживают.
Воспитатель: Молодцы! В огороде урожай мы собрали. А что собирают люди в саду?
Дети: Яблоки, груши, сливы, абрикосы, персики, малину, вишню.
Дидактическая игра с мячом: «Что из чего?»
Сок из яблок (какой) яблочный
Джем из груши (какой) грушевый
Повидло из слив (какое) сливовое
Варенье из вишни (какое) вишневое
Сок из персиков (какой) персиковый
Варенье из малины (какое) малиновое
Джем из клубники (какой) клубничный
Сок из винограда (какой) виноградный
Воспитатель: А, как заготавливают на зиму фрукты и ягоды?
Дети: Сушат, варят варенье, делают сок, замораживают.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра: «Найди пару»
Детям раздаются парные картинки с изображением овощей и фруктов. Участники не должны показывать и называть картинки друг другу. Ребенок описывает овощ или фрукт, изображенный на его карточке.
Например: Это растет на дереве в саду. Оно круглое, гладкое, сладкое, сочное, красное. Из него можно приготовить варенье, компот, джем, повидло. Можно нарезать и на сушить.
Тот ребенок, у кого на карточке изображено яблоко, встает и говорит: «Это – яблоко» и показывает карточку. Дети встают парами.
Воспитатель: Молодцы, ребята, какой богатый урожай мы с вами собрали. Что-то я устала, а впереди еще много работы. Нужно приготовить заготовки на зиму и составить их в кладовую. Поможете мне?
На столе разложены пустые банки, вырезанные из картона. Детям предлагается на выбор:
Засолить огурцы, помидоры – пластилинография
Приготовить яблочное варенье – аппликация
Засолить капусту – ниткография.
В конце работы баночки приклеиваются на полки в кладовку.