Ильмира Гарифуллина
План индивидуальной работы для педагогов с детьми раннего возраста на 2017–2018 учебный год.
▼ Скачать + Заказать документы
План индивидуальной работы для педагогов
с детьми раннего возраста
на 2017-2018 учебный год.
Составили: учитель-логопед Лобова Оксана Борисовна
Педагог-психолог Гарифуллина Ильмира Мунировна
1 младшая группа (возраст 2-3 года)
Месяц Оборудование, содержание деятельности
Общая (крупная) моторика Мелкая моторика Просодическая
сторона
речи Сенсорное воспитание Звуко-
произношение Формирование
лексико – грамматических компонентов
Задачи 1. Развивать и укреплять мышцы верхних и нижних конечностей.
Публикация «План индивидуальной работы для педагогов с детьми раннего возраста на 2017–2018 учебный год,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
2. Развивать правильное
физиологическое дыхание. Развивать моторику кистей и пальчиков рук. 1. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, ритм, темп речи.
2. Развивать эмоциональную сферу посредством мимики, жеста, пантомимики. Формировать основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и пространственные представления (лево – право, верх – низ, сере-
дина; предлоги: на, под, в, с; рядом и т. д.) 1. Развивать артикуляционную моторику.
2. Развивать слуховое восприятие. Помогать ребенку овладеть речью и развивать познавательную деятельность.
Ноябрь Содержание деятельности 1. Подвижные игры «Мяч», «Дождик».
2. Игра «Остуди чай». Поглаживающий массаж кистей и пальцев рук.
Игра с пальчиками «Сорока». 1.«Укачиваем куклу»: А-А-А
2.«Мамины духи» (обучать правильному вдоху – не поднимая плечи).
3. «Дуем на листики» (вырабатываем длительный выдох).
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Дидактическая игра «Большой – маленький». 1. Игра «На птичьем дворе».
2. Прослушивание голосов петуха, утки.
«Петушок».
Проговаривание потешек: «Ладушки, ладушки», «Петушок».
Декабрь Содержание деятельности 1. Игра «Снежок».
2. Игра «Сдуй снежинку». 1. Массаж ладоней и пальчиков.
2. Игры с пальчиками: «Переложи горох», «Нанизываем шарики на палку». 1. «Узнай фрукт по запаху» (правильный вдох).
2. «Пароход гудит»: У-У-У.
3. «Дождик» (звукоподражание «КАП»).
Дидактическая игра «Вкладыши»
Дидактическая игра «Найди такую же варежку, такой же шарик и т. д.». 1. Массаж лица, шеи с использованием потешки «Водичка, водичка, умой мое личико…».
2. «Домик открывается – домик закрывается» (опускание нижней челюсти).
Заучивание потешки «Котя»
Игра «Где же наши ручки?»
Слушание и проговаривание потешки: «Наши уточки с утра».
Январь Содержание деятельности Игры: «Тихо мы в ладошки ударим», «Согреем ручки» (длительный выдох). 1. Массаж ладоней и пальчиков.
2. Игра «Разложи в корзинки желуди и шишки». 1. «Курочка и цыплята» (звукоподражание голосом разной высоты).
2. «Нюхаем приятные запахи» (как пахнет елочка, мандаринчик). Дидактическая игра «Протолкни шарик в круглое отверстие».
Дидактическая игра «Один – много». 1. Массаж лица, шеи.
2. «Целуем мамочку» (вытягивание губ вперед).
3. «Целуем мамочку – открываем домик» (чередование). Потешка «На птичьем дворе».
Февраль
Содержание деятельности 1. Подвижная игра «Поезд».
2. Упражнение «Заморозим ручки» (длительный выдох через сомкнутые зубы)
1. Массаж. Игра «Дождик» (ударять пальчиками одной руки по ладошке другой)
2. Разложить в разные мисочки фасоль и горох»
3. Надевать прищепки на изображение ежика. Игра «Ежиные колючки» 1. «Мышка пищит» : ПИ – ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
2. «Дуем на бумажный кораблик, плывущий по воде» (работа над длительным речевым выдохом».
Дидактическая игра «Кто где живет?» (животные)
Игры: «Большие и маленькие игрушки».
«Найди пару варежке».
«Подбери заплатку на коврик».
1. Улыбнулись- рассердились».
2. «Заборчик для лошадки» (оскал).
3. «Бублик» (губы округлить).
Потешка «Курочка Рябушка».
Март
Содержание деятельности 1. Подвижная игра «Догонялки».
2. Игра «Футбол»
1. Массаж ладо- ней и пальчиков.
Прокатывание колючего мяча – ежика между ладошками.
2. Игры «Переложи крупу ложкой», «Мозаика». 1. «Я-Я-Я» (договаривание местоимения «я» в ритме стихотворения: «кто умеет чисто мыться?.», «кто собачек не боится?.» и т. д.
2. «Погасим свечку» (выдох на пламя свечи).
Дидактические игры «Что кому дать» (домашние животные и птицы,
«Красный - синий».
1. Упражнение «Блинчик» (выкладывание язычка на нижнюю губу и удерживание его под счет до 5).
2. Захват губами салфетки, удерживание салфетки губами. Чтение стихотворения
А. Барто «Зайка».
Беседа «Что любит зайка».
Апрель Содержание деятельности 1. Подвижная игра «Куклы хлопать все умеют».
2. Упражнение «Паровозик» (дуют в различные флаконы) 1. Массаж ладоней и пальчиков.
2. Разложи пуговицы большие и маленькие в разные коробочки.
3. Продевание шнура в дырочки. 1. Игры «Идите ко мне, бегите ко мне»,
«Принеси игрушку».
2. «Дуть на листочки» (вырабатываем длительный речевой выдох)
3. «Лесные тропинки» («топ-топ-топ» - произносить громким голосом, «животное близко»; тихим голосом – «животное далеко»). Дидактические игры «Цвет и форма»,
«Желтый – зеленый»,
«Один – много».
1. «Кусаем блинчик» (покусывание кончика язычка, лежащего на нижней губе).
2. «Язычок дружит с носиком» (потянуть язычок к носику) Стихотворение «Поезд»
п\игра «Поезд».
Май Содержание деятельности 1. Подвижная игра «Птицы и автомобиль».
2. «Плывет, плывет кораблик» (поддувание) 1. Массаж ладоней и пальчиков.
2. Упражнение
«Коза рогатая».
3. Разложи в разные коробочки горох и бобы. 1. Игра «Возьми, положи, брось».
2. «Далеко – близко» (развивать силу голоса: «зайчики стоят далеко – играют на барабанчиках тихо; стоят близко – играют громко – «БАМ, БОМ, БУМ», Дидактическая игра «Принеси такие же» (по цвету, форме)
«Собери кубики и шары»
«Нанижи баранки».
«Пирамидка на конусной основе».
1. Слушание «Голоса птиц» (воробьи, вороны).
2. «Лопатка» (широкий язык лежит на нижней губе).
3. «Расчесочка» (захват верхними зубами нижней губы) Стихотворение «Козленок» (А. Барто)
Чтение потешки: «Ай, качи- качи- качи».
1. Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 1-2 лет», Сфера, 2010.
2. Ануфриева А. И., Митюкова О. М. Игры и занятия для малышей. Горький, 1962.
3. Пикулева Н. В. Игры с пальчиками. Балашиха, 2001.
4. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., 1974.
5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения. М., 1993.
6. Аралова М. А. Игры с детьми раннего возраста. М,2008.
Рекомендации по развитию детей раннего возраста для родителей.
Педагог-психолог.
Важно развивать мелкую моторику. Она влияет на речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, зрительную и двигательную память, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Важно при выполнении рекомендаций эмоциональное общение со своим ребенком.
Развитие мелкой моторики:
– Лепка из пластилина, глины (зимой можно вылепить снеговика из снега, летом построить замок из песка или мелких камушков).
– Рисование (гуашью, акварелью, пальчиковой гуашью, восковыми мелками) и раскрашивание картинок. Особо стоить обращать внимание на рисунки детей, разнообразны ли они.
– Рисование манкой (тонким равномерным слоем рассыпать по подносу манку, проведите пальчиком ребенка по крупе. Попробовать нарисовать домик, солнце, мячик, дождик, буквы и т. д.)
–Изготовление поделок из бумаги (аппликации, поделки из природного материала: шишек, желудей, листьев). Данные виды деятельности развивают также воображение, фантазию ребенка.
– Постройки из мелкого и крупного конструктора.
–Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
– Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
– Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
– Нанизывание бус и пуговиц.
– Перебор крупы. (Насыпать в небольшую емкость, например, горох, гречку, рис и попросить ребенка перебрать крупу).
– Собирание пазлов, мазайки, разрезных картинок из 2-х, 3-х частей.
–Собирание матрешки 3-4 составной.
–Собирание пирамидки.
–Игра «Вкладыши».
Ежедневно выполнять массаж пальцев и ладоней ребенка.
С карандашами:
Упражнение «Утюжок».
Взять толстый карандаш. Положить его на стол. Предложить ребенку «прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
Карандаш я покачу.
Вправо-влево – как хочу!
С массажными (сенсорными) мячиками сделанными из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног.
С грецкими орехами.
Упражнение «Орешек».
Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.
Массаж ладоней.
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Упражнение «Этот пальчик».
Этот пальчик в лес пошел, (массируем большой палец).
Этот пальчик гриб нашел, (массируем указательный палец).
Этот пальчик чистить стал, (массируем средний палец).
Этот пальчик жарить стал, (массируем безымянный пальчик).
Ну а этот взял и съел! (массируем мизинец).
Учитель-логопед
Ежедневно проводить активную артикуляционную гимнастику: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др. ; делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой и против часовой стрелки и др. ; развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и. т. д. (не надувая щеки).
Развивать понимание обращенной речи: учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они». Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми).
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.). Необходимо постоянно задавать ребенку вопросы, чтобы побуждать его общаться с взрослыми теми речевыми средствами, которые у него есть: отдельными слогами, обрывками слов, восклицаниями, жестами. Игры и упражнения могут проводиться с игрушками, одеждой, предметами домашнего обихода и т. д. Можно попросить ребенка принести знакомый предмет (отнести, положить, достать). Если ребенок не понимает задания, нужно самому выполнить его, проговаривая совершаемое действие. Пополнять пассивный словарь ребенка можно, используя все режимные моменты дня.
Упражнение «Мы чистюли».
Во время умывания постоянно проговаривать названия предметов и действий. Взрослый говорит: «Будем умываться. Давай откроем кран. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль хорошенько руки. Давай я тебе помогу намылить руки. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо. Потри глазки, ротик, носик. И т. д.»
Упражнение «Мы идем гулять».
Собираясь на улицу, каждый день проговаривать названия предметов и действий. Вещи, которые нужно одеть на прогулку, лежат на видном месте. Взрослый говорит: «Мы с тобой пойдем гулять. (Пауза) Куда мы пойдем? Найди, где у нас лежит куртка. Нашел? Да, это куртка. Принеси сюда куртку. Принес? Давай наденем куртку. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая куртка. А где замочек у куртки? Вот он замочек. Давай застегнем замочек, чтобы на улице тебе было тепло. Смотри как тепло. Ну как, тебе тепло? Да? А где тут у нас лежит шапка? Нашел? Да вот она. Принеси сюда. Принес?» И т. д.
Упражнение «Мы кормим зверей».
Во время игр с ребенком очень легко пополняется словарный запас малыша, если говорить очень эмоционально. Например, взрослый предлагает ребенку покормить зверей: «Давай покормим зверей. Они проголодались. Они очень голодные. Кого мы будем кормить? Неси сюда котика, корову и собачку. Посмотри, как они просят кушать. Как котик просит кушать? (пауза) Мяу-мяу! А как коровка просит кушать? Му-у, му-у! Как собачка просит кушать? Ав-ав! А где наш мишка? Зови его скорей. Вот мишка топает: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Давай поставим зверей поближе к столу. Котика сюда, коровку сюда, а собачку куда? Вот сюда. А мишку давай поставим на стул. Пусть сидит за столом».
Упражнение «Мы строим башни».
Взрослый во время игры называет все совершаемые действия, проговаривает названия действий и предметов. В данной игре можно также учить ребенка сравнивать кубики по цвету, строить башни по образцу (на развитие моторной деятельности). Взрослый предлагает малышу поиграть: «Давай будем строить башни. Мы построим две башни: одну красную, а другую синюю. В этом углу будем строить красную башню, а в этом – синюю. Кубики будем возить на грузовике. В этот угол будем возить красные кубики, а в этот – синие. А желтые кубики оставим, пусть они лежат здесь. Иди, возьми грузовик. Взял? Теперь заводи мотор. Завел? Ух, как громко работает мотор. Как мотор работает? Проверь, сигнал работает? Как у тебя машина сигналить будет? Би-би, би-би. Здорово!» Называя действия, взрослый вместе с ребенком развозит кубики по углам. Выбирая кубик нужного цвета, взрослый говорит: «Вот синий кубик, найди такой же. Давай найдем все кубики синего цвета. И т. д.» Первую башню строит взрослый, а вторую ребенок — по образцу. Каждый раз, играя в эту игру, можно строить разные башни, учитывая возможности ребенка. Это может быть поезд, стульчик, домик. Из кирпичиков можно учить ребенка строить по
образцу такие постройки:
«дорожка»- кирпичики выкладываем в ряд;
«заборчик»- кирпичики выкладываем на ребро;
«столик»- на кубик кладем поперечную планку;
«ворота», «стульчик», «кроватка», «диван» и т. д.
Игры с картинками.
1)Игра с предметной картинкой.
Цель: расширение объема пассивного предметного словаря ребенка.
Взрослый каждый день показывает ребенку какую-нибудь новую картинку. Например, на картинке — «кастрюля». Взрослый объясняет ее назначение, затем сравнивает ее с игрушечной кастрюлькой и настоящей. Потом взрослый дает ребенку поручение, связанное с картинкой, нужно выполнить какое-нибудь действие: отнести кастрюлю на кухню, поставить кастрюлю в шкаф. Можно попросить ребенка отыскать этот предмет на сюжетной картинке.
2)Игры с сюжетной картинкой.
Цель: расширить пассивный глагольный словарь ребенка.
• Нужно подобрать сюжетные картинки, на которых совершаются различные действия, например, белочка прыгает, котик спит. Сначала взрослый задает вопросы: «Покажи, где белочка? Где котик?». Потом уже задаем вопросы: «Где котик спит? Где белочка прыгает?».
• Далее можно подобрать картинки, на которых действия совершаются одним и тем же лицом, например, мишка прыгает, спит, ест, умывается, вытирается, играет, стоит, бежит и т. д. Затем задается вопрос: «Покажи, где мишка спит? Где мишка прыгает?» Здесь ребенок должен будет показывать картинки, опираясь только на знание названий действий. Можно сравнивать по 2 картинки: «Какой мишка ест, а какой умывается? Какой мишка спит, а какой прыгает?»
• Взрослый подбирает несколько сюжетных картинок, на которых совершаются различные действия с предметом и без него. Сначала задаются вопросы с подсказкой, т. е. со словами-названиями знакомых ребенку животных, предметов, лиц: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде? Где мама поливает цветы? Где собака играет с мячиком?». Потом задаются вопросы без слов-подсказок: «Покажи, кто поливает? Кто катается? Кто играет?
• Подобрать картинки с изображением различных животных, птички, мальчика, мухи. Сначала выясняем, знает ли ребенок их названия. Для этого задаем вопросы: «Где лошадка? Где черепаха? Где лягушка? Где котик? Где птичка? Где мальчик?» И т. д. затем спрашиваем: «Кто прыгает? Кто летает? Кто ходит? Кто ползает?» И т. д.
Упражнение «Помогаем маме».
Цель: научить ребенка понимать вопросы Где? Куда? На чем? Откуда?
Взрослый берет какие-либо предметы, хорошо известные ребенку. Затем раскладывает или просит ребенка поставить их в те места, где они обычно лежат. Затем задает вопросы: «Покажи, где у нас лежат книжки? Куда ты поставил машинку? Куда та поставишь матрешку?»
Упражнение «В зоопарке».
Цель: научить ребенка понимать вопрос Кому?
Можно поиграть в эту игру с ребенком, рассадив игрушечных зверей на ковре, либо подобрать картинки с изображением разных животных. Взрослый задает вопросы: «Кому дадим мед? Кому дадим морковку? Кому дадим сено? Кому дадим мясо?» И т. д.
Игра «Выбери предмет».
Цель: научить ребенка понимать вопрос Чем?
Взрослый раскладывает на столе 5-6 предметов и задает вопросы ребенку: «Чем мама расчесывает волосы? Чем папа забивает гвоздь? Чем ты рисуешь? Чем ты вытираешь руки? Чем мы едим суп? Чем ты копаешь землю?»
Рассматриваем сюжетную картинку.
Взрослый подбирает сюжетную картинку, на которой изображена ситуация, знакомая ребенку. Сначала взрослый сам рассказывает, что изображено на картинке. А потом задает вопросы. Например, по картинке «Во дворе» можно задать вопросы: «Покажи, кто катается на велосипеде? А кто играет с машинкой? Кто сидит на скамейке? Куда бежит мальчик? Чем малыш копает песок? Что надела на голову девочка? И т. п.
Игра «Будь внимательным».
Взрослый дает ребенку 3 игрушки: мяч, кубик, мишка. Потом взрослый говорит ребенку: «Посмотри, я поставлю игрушки по порядку: мячик первый, потом мишка и кубик. Послушай внимательно и потом поставь игрушки в таком порядке, как я скажу: кубик, мишка, мяч. А теперь поставь так: мишка, мяч, кубик».
2-ой вариант (более сложный):
Ребенок выбирает себе три игрушки или любых предмета. Взрослый дает сложную инструкцию: «Внимательно послушай мои задания и выполни: Мишку отдай папе, кубик положи в коробку, а машинку поставь на стол».
Также рекомендуется петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях (например, уронили Мишку (на пол).
Знакомить с названиями новых предметов; учить произносить отдельные слова (взрослый группирует их по частям речи): Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там; так и т. д. Учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Мама идем гулять», «Идем спать»; учить произносить элементарные фразы: «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить», «Мы готовим обед», «Девочка рисовала», «Маша проснулась», «Подними Машу» и т. д. Обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные (Мяч большой, круглый и т. д.); формировать у ребенка потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать: лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть? В лото или домино?»; Кто пришел? Кто приехал? Кто там идет? Как зовут эту ребенка? и т. д).
Учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту («Где Машенька была? Гуляла на улице. Что там видела? Там холодно, много снега. С кем гуляла? Кого видела).
Учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок: что это? – это дом; что это? – это мяч и т. д. учить отвечать на вопросы взрослого, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из 2- 3– 4 –х слов: например, «Что делает девочка? - Девочка едет. Девочка едет на велосипеде», «Что делает мальчик? - Мальчик рисует. Мальчик рисует картину» и др. Участвовать в драматизации сказок. Побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы: Тетя, что это? Что у тебя в сумке? Что у тебя в мешочке? И т. д.