Ольга Бакирова
План индивидуально-коррекционной работы по звукопроизношению на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Дружба» г. Новоузенска Саратовской области
Согласовано Утверждаю
Старший воспитатель МДОУ Заведующий МДОУ
д/с №4 «Дружба» д/с №4 «Дружба»
___Н. А. Несветаева ___Т. В. Гамаюнова
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНО- КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
на 2018-2019 учебный год
Составила: Учитель - дефектолог Бакирова О. В.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
Для разработки индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения используется следующая литература:
1. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» В. В. Коноваленко, СВ. Коноваленко
2. «Логопед у вас дома», «Логопедические упражнения», «Коррекция фонетических нарушений у детей» Т. А. Ткаченко
3. «Уроки логопеда» Н. С. Жукова
4. «Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп» Н. В. Нищева
I. Подготовительный этап
Сроки зависят от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. От 2-3-х недель до 6-ти недель.
Задача: Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика:
Для свистящих: «Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Киска сердится», «Качели», «Упрямый ослик».
Для шипящих: «Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Чашечка», «Бублик», «Фокус», «Маляр», «Вкусное варенье»,
«Грибок»
Для соноров Зв. [Л] : «Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Поймаем мышку за хвост»
Для соноров Зв. [Р] : «Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Поймаем мышку за хвост»
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов: «Футбол»,«Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Живые предметы», «Шторм в стакане», «Задуй свечу», «Пароход», «Дракончик»
Игры на развитие фонематического слуха:
«Где звук», «Назови слова с заданным звуком», «Выбери слово», «Поймай звук», «Найди картинку», «Где слышишь»
II. Формирование произносительных умений и навыков
Сроки проведения данного этапа: Октябрь-май
Задачи:
а) устранять дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Постановка звуков происходит в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
шипящий Ш
соноры Л, Ль
шипящий Ж
соноры Р, Р'
шипящие Ч, Щ
Способ постановки: по подражанию, с механической помощью, смешанным путем.
III. Введение звуков в речь
Сроки зависят от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
Задачи:
а) Закрепить изолированный звук;
б) Введение звука в слоги;
в) Введение звука в слова;
г) Введение звука во фразы, простые предложения;
д) Введение звука в спонтанную речь;
е) Дифференциация звуков.
Порядок автоматизации звуков в слогах :
- 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
- Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
-Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация каждого исправленного звука в словах.
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.
Дифференциация звуков :
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
Автоматизация в спонтанной речи.
(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
IV. Совершенствование фонематического восприятия и формирование первоначальных навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
2. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса;
3. Дифференциация речевых и неречевых звуков;
4. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов;
5. Преобразование слогов за счёт изменения одного звука;
6. Выделение звука из ряда других звуков;
7. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.
8. Выделение среднего звука в односложном слове;
9. Определять последовательность и количество гласных (согласных) в слове; звуко-слоговой анализ слова, схемы слов.
V. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
Сроки: в течение года.
Задачи:
а) Формирование лексико- грамматического строя речи;
б) Обогащение словаря;
в) Устранение аграмматизмов;
г) учить употреблять существительные во множественном числе;
д) согласовывать существительные с прилагательными, числительными;
е) учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
ж) учить называть детенышей животных;
з) закрепить в речи простые предлоги.
Задания и упражнения по темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Грибы и ягоды», «Птицы», «Одежда», «Части тела», «Продукты», «Посуда» и др.
Игры: «Один - много», «Суп - компот», «Сад - огород», «Времена года» и др.
Игры: «Какой, какая, какое, какие», «Один - много», «Назови ласково»,
«Большой - маленький», «Подарки гному и гномику» и т. д.
Игры с мячом: «Чей малыш», «Кто у кого», «Где карандаш», «Что в чем», «Что где находится» и т. д.
IV. Развитие связной речи на базе правильно произносимых звуков.
1. Составление простых распространённых предложений;
2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;
3. Обучение составлению описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Мебель»;
4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);
5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).