Юлия Облавацкая
Песочная терапия в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Екатеринославка»
Песочная терапия с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Облавацкая Юлия Александровна, педагог-психолог
с. Екатеринославка
2021
Содержание:
Пояснительная записка 3
Содержание 4
Выводы 8
Приложение 1 - История
Приложение 2 – Техники
Приложение 3 – программа «Песочная терапия»
Публикация «Песочная терапия в работе с детьми» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
«Лучшая игрушка – это кучка песка»
К. Д. Ушинский
Пояснительная записка
Песочница – самый современный и эффективный инструмент для образовательных учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрывать внутренние резервы и природные способности детей.
Сегодня метод песочной терапии набирает популярность. Его используют психологи, педагоги и социальные работники для помощи детям.
Школьный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого образовательного учреждения.
Немаловажную роль при этом играет эмоционально- личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе. У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть терпимее и доброжелательнее.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
Содержание
Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно (Приложение 1 – история).
Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.
Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок с ОВЗ часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций, он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка- быть здоровым, эмоционально благополучным.
Песочница позволяет интегрировать образовательные области и решить множество педагогических и коррекционных задач воспитателям, логопедам, психологам. С использованием песочницы выстраиваются увлекательные занятия, соответствующие календарно-тематическому планированию и ФГОС. Занятия помогают формировать у детей целостную картину мира, расширять кругозор, развивать познавательно-исследовательскую деятельность, память, улучшать коммуникативные навыки и речь, улучшать социальную адаптацию. Игры развивают мелкую моторику, снимают психоэмоциональное напряжение, способствуют концентрации внимания.
Педагогам песочница помогает создавать увлекательные занятия по окружающему миру, выстраивать доброжелательные взаимоотношения между детьми, погружает в изучаемую тему, помогает закрепить полученные знания.
Использовать песочницу можно с детьми от полутора лет. С песочницей выстраивается индивидуальный маршрут для коррекции и реабилитации ребенка с ЗПР, ЗРР, ЗМР, СДВГ, ДЦП. Песочницу эффективно используют в индивидуальном, групповом формате, а так же в семейном консультировании.
Цели и задачи: Основная цель – ненавязчивая помощь ребенку в освобождении от эмоциональных переживаний, беспокойств, волнений; мягкая корректировка нарушений поведения, речи, высших психических функций.
Подсознательно повысить самооценку ребенка, научить его справляться с трудностями, скорректировать психическое состояние. Способствовать развитию творческих способностей и фантазий.
«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе»
Карл Густав Юнг
Задачи:
1) Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной деятельности.
2) Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.
3) Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь.
4) Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.
Основные направления работы
Вся работа ведется в трех направлениях:
Социально- личностное Здоровьесберегающее
Интеллектуальное
Эмоциональное благополучие физкультурно – оздоровительная работа
расширение кругозора детей
положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям профилактическая работа
формирование целенаправленного интереса к познанию
развитие коммуникативной компетентности ребенка работа по ОБЖ
развитие интеллектуальных способностей детей
развитие социальных навыков у детей организация опытно – экспериментальной работы.
бережное отношение к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному).
Практикующие инновационные педагоги, использующие в работе песочницу заметили следующее :
- рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время занятий, развлечений;
- у метода нет особых правил. Дети могут рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось. Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра;
- развивается моторика;
- одновременно с моторикой развивается речь. Совершенствуется графомоторика. Школьники совершенствуют способность повторять контур, правильно удерживать палочку/ручку, соблюдать ритм движений. ;
- подходит для любого возраста. магия сыпучей анимации не оставляет равнодушным никого. ;
- избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов. Тиков, бессонницы. Здоровые дети на таких занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях;
- помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.
Эти показатели и будут являться ожидаемым результатом использования песочной терапии в наших детских садах и школах.
Песочница очень компактна, занимает мало пространства и может размещаться на столе. Идеально подходит для развивающих центров и кабинета психолога, логопеда и воспитателей.
Применение:
Песочница нашла широкое применение в различных сферах развития детей всех возрастов — от общего и дополнительного образования до психокоррекции и работе с ОВЗ. Адаптивная вариативная развивающая среда, формируемая вокруг песочницы, позволяет проектировать и реализовывать занятия не только в соответствии с ФГОС и внутренними программами российских образовательных и коррекционных учреждений, но и с международными стандартами.
Образование
Ребенок лучше усвоит материал, собственными руками моделируя Байкал и Уральские горы, реконструируя Куликовскую битву и падение метеоритов в эпоху динозавров. С помощью песочницы можно изучать географию, историю, астрономию, природоведение, ОБЖ, естествознание, биологию, иностранные языки.
Развитие
Песочница идеальна для развития “гибких навыков” : командной работы, речи и коммуникации, эстетического восприятия, мелкой и крупной моторики, координации движений, воображения и памяти, скорости реакции, творческих задатков, смекалки и логического мышления.
Психокоррекция
Метод песочной терапии сегодня используют психологи, педагоги и социальные работники для помощи детям, взрослым, парам, семьям, в индивидуальной и групповой работе. Метод полезен в психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии и юнгианском анализе.
ОВЗ Инклюзия
Исследования АГПУ, г. Астрахань, наглядно подтвердили высокую позитивную динамику психоэмоциональных показателей, включая агрессию и замедленную реакцию, концентрацию внимания, энергичность и координацию движений у детей с ОВЗ при работе с ними на песочнице.
Дополнительные продукты
• Формочки для песка
Красочные формочки для создания необычных рельефных фигур сделают работу с песком еще более интересной.
• Наборы игрушек
Практичные резиновые игрушки для песочницы разнообразят любую игру. Домашние и дикие животные, морские обитатели, деревья и многое другое для радости обучающихся.
Набор «Ферма»
Набор «Автомобили»
Набор «Спец. Техника»
Набор «Кошки»
Набор 2Собаки»
Набор «Динозавры»
Набор «Вымершие животные»
Набор «Насекомые»
Набор «Морские обитатели»
Набор деревянных кубиков «Животные»
Набор для работы с песком – палочки, лопатки, и др.
• Резиновые коврики
Коврики-елочки задержат просыпавшийся песок в своих сотах, не давая ему распространиться по помещению. Проблема многократных уборок после игр с песком решена.
• Крышка для короба
Крышка из фанеры защитит песок от попадания пыли и сора. Она очень легкая и за счет нейтрального белого цвета удачно "впишется" в гамму любого интерьера.
• Методические пособия
Для комплексной работы педагога с детьми методические пособия, которые также предусматривают наличие у обучающихся ОВЗ и других проблем развития.
Разработана программа для работы с детьми в песочнице по развитию речи.
• Кварцевый песок
Песок для наполнения с блестками. Очищенный, высококачественный, светлый и мелкофракционный, он обеспечит отличную цветопередачу и комфортную работу.
Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная терапия позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок строит что-то на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки.
Ценность песочной терапии в том, что решение проблемы происходит именно в рамках индивидуального понимания мира каждого конкретного малыша, в соответствии с его возрастом, характером и другими особенностями. На песке в игровой форме происходит отреагирование различных эмоций - обиды, страхов, злости, тревоги, напряжения. Решая проблемы на песке в символическом виде, ребенок по-настоящему разрешает свои внутренние конфликты. Главным помощником в эти моменты для ребенка является специалист/воспитатель, который поможет ребенку прийти к гармонии с собой и окружающим миром, а так же гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
Выводы
Итак, основные механизмы песочной терапии :
• Психодиагностика с помощью песочницы;
• Быстрое установление доверия со стороны ребенка с помощью игры;
• Интерес и удовольствие от занятий;
• Развитие важных отделов центральной нервной системы посредством развития мелкой моторики;
• Эффект релаксации от взаимодействия с песком;
• Отыгрывание внутренних проблем в смысловом поле ребенка.
Песочница помогает в работе :
Воспитателя
Мобильную песочницу можно адаптировать под любой возраст, включая ранний.
Педагога
Возможности песочницы - имитировать ландшафт, поэтому их активно используют на занятиях географии, истории, природоведения.
Психолога
Игры с песком успокаивают и расслабляют, способствуют снятию
напряжения, а также уcкоряют процесс социализации.
Логопеда
Песочная терапия - актуальный способ работы с детьми с речевым и другими нарушениями развития.
Ожидаемые результаты.
Необходимо помнить, что полученные результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале курса.
• Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
• Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;
• Развитие воображения, творческого потенциала;
• Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
• Развитие самооценки и уверенности в себе;
• Адаптация в новой среде (детский сад, школа);
• Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;
• Формирование положительных черт характера.
Показания к курсу занятий:
• проблемы поведения различного характера;
• агрессия у ребенка;
• замкнутость, неуверенность, заниженная самооценка;
• повышенная тревожность;
• трудности в общении;
• трудности адаптации в детском саду;
• дети с особыми потребностями — ДЦП, ЗПР, РДА, СДВГ;
• ранний детский аутизм (РДА, аутистическое расстройство;
• синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
• логоневроз, заикание;
• задержка развития речи (ЗРР);
• общее недоразвитие речи (ОНР, моторная алалия, сенсо-моторная алалия;
• профилактика развития невротических и психосоматических расстройств;
• страхи, ночные кошмары;
• энурез, энкопрез;
• проблемы взаимодействия с родителями, сверстниками;
• и многое другое (обсуждается индивидуально на консультации специалиста).
Занятия песочной анимацией помогут принести пользу ребенку в разных аспектах жизни:
- соотнести игру с реальной жизнью,
- сформировать чувство комфорта и безопасности,
- снять мышечное напряжение,
-расширить словарный запас,
- улучшить зрение и концентрацию внимания,
- развитие слуховых способностей,
-овладеть навыками письма и чтения.
Песочная терапия особенно актуальна для детей с различными нарушениями в развитии, ведь такие дети чаще затрудняются в выражении своих мыслей из-за недостаточного речевого развития, бедности представлений или задержки общего развития, комплексов.
Песочная терапия– это игра, полет детской фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным. Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что он делает, правильно и необходимо.
Главное достоинство метода в том, что ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир в живом трехмерном пространстве, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.
На сегодняшний день песочница имеется в 5 дошкольных образовательных организациях и в 1 общеобразовательной организации (МОУ СОШ № 2 с. Екатеринославка). Разработаны и успешно реализуются программы по развитию и коррекции речи посредствам песочной терапии, коррекционные занятия и развивающие занятия.