Татьяна Завалишина
Песочная терапия как здоровьесберегающая технология для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия как здоровьесберегающая технология для детей
Современная жизнь ставит перед нами множество задач, среди которых самой актуальной и важной на сегодняшний день является задача сохранения здоровья детей. Стоит отметить, что эта задача в первую очередь стоит в образовательной сфере, где любая практическая деятельность должна быть направлена на сохранение и укрепление детского здоровья. А что же понимается под термином здоровье? По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Данные технологии представляют собой систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающей технологии обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые компетенции по здоровому образу жизни.
Художественное творчество всегда считалось эффективным способом духовного отдыха, психологического расслабления. В настоящий период изобразительное искусство специалисты рассматривают также с позиций возможности диагностирования психологических состояний.
Таким образом, арт-терапия имеет практическую значимость для специалистов психологов и психотерапевтов, как способ диагностики и коррекции психических отклонений, а также для обычных людей как способ расслабления, отвлечения от проблем, приведения в состояние гармонии мыслей и чувств.
Песочная терапия – одна из видов арт-терапии, являющаяся наиболее интересной для дошкольников, так как направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и, кроме всего, на развитие вooбражения, творчества, мелкoй моторики и, как следствие, речи и когнитивных функций.
Цель песочной терапии – развивать эмоциональную сферу, формировать гуманные чувства, создавать ситуации осознания нравственных понятий, дать ребенку возможность быть самим собой. Особое внимание здесь нужно уделять детям с ОВЗ, для которых формирование данных навыков протекает в более трудной форме.
Технологию песочной терапии можно применять в рaботе с детьми от трех лет для решения рa зличных проблем: нарушения в поведении, сложности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (родителями, воспитателями, психосоматические заболевания, повышенный уровень тревожности, страхов, сложности, связанные с изменениями семейной жизни (развод родителей, появление младшего ребенка и т. д., неврозы.
Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – интересный процесс, который побуждает ребёнка к творчеству, рaсслaбляет и вдохновляет. Для дошкольников очень важна форма свободной игры, в которой ребенок выражает своё «я», делает то, что ему хочется. Рисунки, созданные на песке, «свободны от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. Особенностью также является и то, что один рисунок можно легко превратить в другой. Целью данной терапии выступает не конечный результат, а сам процесс творчества. В ходе наблюдений не трудно сделать вывод, что при помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, как детей, так и взрослых.
Занятия с песком оказываются наиболее актуальными для самых маленьких с года-полутора лет, в особенности с задержкой психомоторного и речевого развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для таких детей важно, в том числе посредством песочной терапии, развивать моторику крупную и мелкую, тактильные ощущения и кинестетическое восприятие, координацию движений, формировать и развивать предметные действия и сенсорные эталоны, формировать опыт сотрудничества со взрослым и взаимодействий со сверстниками. Игры с песком и водой нормализуют мышечный тонус, что необходимо для детей с двигательными нарушениями органического генеза. А игровое общение со взрослым и комментирование предметных игр развивает понимание обращённой речи и формирует самостоятельное высказывание.
Песочная терапия представляет собой игру. Она помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. В результате чего происходит гармоничное развитие личности, которое нераздельно связано с самочувствием и здоровьем ребёнка.